Воздушная блокада Европы сегодня закончится

20 апреля 2010, 07:31
Аэропорты уже работают, но могут в любую минуту закрыться снова

В «Борисполе». Ситуация все время меняется, поэтому люди сидят на чемоданах, боясь пропустить рейс. Фото: А. Яремчук

Похоже, европейский воздушный кризис, вызванный извержением вулкана в далекой Исландии, близится к концу. Вчера министры транспорта 27 стран ЕС договорились поэтапно возобновить авиаперелеты в воздушном пространстве Европы, начиная с 8 утра 20 апреля. "Со вторника мы увидим растущее число авиаполетов", — сообщил заместитель председателя исполнительной власти Евросоюза, курирующий транспорт, Сийм Каллас. По его словам, запрет на полеты будет действовать лишь в зоне, расположенной вблизи вулкана. При этом все нормы безопасности в небе над Евросоюзом будут соблюдаться.

В привычную колею постепенно входит и работа главной воздушной гавани Украины — "Борисполя", откуда вылетают и где садятся пассажирские лайнеры различных авиакомпаний. Но в любой момент небо над страной может быть снова перекрыто. "Это зависит от складывающейся по маршрутам движения метеообстановки и направления ветра, от которого зависят перемещения вулканического облака, — говорит "Сегодня" один из руководителей "Украэроруха", госпредприятия по обслуживанию воздушного движения Украины. — Сейчас, на 14.30 понедельника, обстановка благоприятна. Полеты выполняются как в визуальном режиме (то есть, по зрительным параметрам, в светлое время суток и при хорошей видимости), так и по приборам. Но если из Национальной службы погоды Великобритании, откуда мы регулярно получаем информацию, поступят сведения об изменении направления ветра и смещении вулканического облака в сторону Украины, воздушное пространство над страной будет опять закрыто, и самолеты прекратят полеты". Собеседник опроверг обвинения некоторых авиаперевозчиков в "чрезмерной перестраховке" "Украэроцентра", ссылаясь на то, что "малейшая угроза безопасности должна получать адекватную оценку со стороны авиавластей".

Реклама

АЭРОПОРТЫ. Вчера в Украине работали все аэропорты, правда, с ограничениями. Только в столичном "Борисполе" аннулировали около 100 международных рейсов на прибытие и вылет. Международные и внутренние рейсы отправлялись с огромными задержками. Как пояснил "Сегодня" помощник директора авиакомпании "АэроСвит" Сергей Куцый, перевозчикам понадобится 2—3 дня, чтобы наладить нормальный график полетов. "В крупной авиакомпании один самолет осуществляет в среднем от 8 до 14 рейсов в сутки. Если задерживается какой-то один перелет, соответственно, откладываются остальные рейсы. А задержки объясняются просто: самолеты, особенно над Европой, летят не прямо по маршруту, а облетая опасные зоны с облаком пепла", — отметил Куцый.

Вчера "Борисполь" осуществлял все запланированные международные авиаперелеты в южном и восточном направлениях, например, в Нью-Йорк, Абу-Даби, Пекин. Улетали самолеты и в Западную Европу (Стокгольм, София, Будапешт, Рим и другие), однако некоторые рейсы отменялись из-за дрейфующего облака пыли. "В Европе аэропорты хоть уже открываются, но воздушное пространство региона все равно частично закрыто. Мы ждем отмашку "Украэроруха", чтобы разрешили туда полеты. Когда она будет, неясно", — пояснила пресс-секретарь аэропорта "Борисполь" Людмила Петрив.

В АНТАЛИИ. Корреспондента газеты "Сегодня" злополучное извержение вулкана застало в командировке в Турции. Аэропорт Анталии в дни "вулканического" форс-мажора стоял полупустой, без малейших признаков нервозности. Такая ситуация легко объяснима. Авиасообщение с Россией — одним из основных поставщиков клиентов в местные отели — работало без сбоев. А западные туристы дожидались открытия своих аэропортов не в залах ожидания, а в отелях на побережье и гостиницах в окрестностях аэропорта. Что касается украинцев, то их в апреле в Анталии еще мало. В основном это работники турагентств, приезжающие в инфотуры — чтобы познакомиться с отелями побережья перед началом высокого сезона. Все они улетели первым же рейсом, после того как "Борисполь" начал принимать лайнеры.

Реклама

ЮРИСТЫ СОВЕТУЮТ: "СОБИРАЙТЕ ВСЕ ЧЕКИ"

Юристы подробно рассказали "Сегодня", как защитить свои права даже при задержке авиаперелета. "Авиабилет — это главный документ, который поможет отстоять права. Все претензии нужно предъявлять именно авиаперевозчику. Это касается и пассажиров, купивших билет у авиакомпании, и клиентов турфирм. Правда, если турфирма по каким-то причинам клиенту билет не предоставила, то могут быть проблемы с отстаиванием своих прав", — разъяснил нам юрист Михаил Ильяшев. По словам юриста, если человека не устраивает задержка рейса, то он может требовать возврата стоимости билета сразу после объявления, а вот питание и гостиницу — после трех и шести часов задержки вылета соответственно. "Если по каким-то причинам авиакомпания не исполняет своих обязанностей, человек, покупая продукты питания или оформляя номер в гостинице за свои деньги, должен сохранить чеки. Это позволит ему подсчитать все расходы и требовать через суд возмещения материального ущерба у авиакомпании", — пояснил Ильяшев.

"САМОЛЕТАМ ПЕПЕЛ НЕ ОПАСЕН"

Реклама

Глава правления ОАО "Мотор-Сич" (делает авиадвигатели) Вячеслав Богуслаев уверен, что вулканический пепел представляет опасность для полетов лишь в непосредственной близости от очага извержения. "При взлете же на удалении 1000 и более километров от Исландии этот пепел для самолета и его двигателей ничем не угрожает, — сказал Богуслаев "Сегодня". — После набора высоты лайнер должен занять безопасный эшелон, который экипажу подскажет диспетчер с поправкой на метеосводку. Вот при приземлении пепел небезобиден. Но если есть малейший риск, о чем летчиков предупредят наземные службы, самолет уйдет на запасной, и все".

Директор украинского Гидрометцентра Николай Кульбида, ссылаясь на Лондонский вулканический центр, сказал нам, что по их данным, практически по всему воздушному пространству Украины растянулось облако: "По данным центра, оно наблюдается на высоте от 6 до 10 км". Экологи же говорят, что выбросы вулкана для украинцев не опасны. "Я никакой угрозы не вижу, так как вулканическое облако очень рассеяно — нет опасной концентрации, — говорит глава авторитетной экоассоциации "Зеленый Мир" Юрий Самойленко. — Да и находится высоко над землей. Опустится ли пепел — зависит от многих факторов. Если пойдет дождь — его просто прибьет к земле, если ветер — сдует". Если все-таки пепел опустится, то это может ухудшить состояние астматиков и людей, страдающих респираторными заболеваниями, — сказали нам медики.

ПРАВА ПАССАЖИРА

Если вы летите регулярным рейсом, то "выяснять отношения" следует только с авиакомпанией. Если чартером, то обращаться нужно и к представителю туроператора, и к авиакомпании.

Для регулярных рейсов:

— В случае задержки регулярного рейса авиакомпания обязана предложить пассажиру на выбор: перебронировку полета на другую дату, перелет в нужную пассажиру точку другим авиаперевозчиком или по другому маршруту, возврат полной стоимости авиабилета.

— Если вас это не устраивает, то авиакомпания обязана:

Задержка 3—4 ч — предоставить напитки и легкие закуски. Задержка 4—6 часов — горячее питание + 1 бесплатный телефонный звонок. Задержка больше 6 ч – размещение в гостинице.

Для чартерных рейсов:

Действуют такие же правила, как и для регулярных рейсов. Авиакомпания обязана накормить туриста или разместить его в отеле при длительной задержке рейса. Это должно быть прописано в договоре на туробслуживание. Но даже если этого пункта нет, пассажир чартерного рейса имеет такие же права, как пассажир регулярного рейса, согласно международной конвенции и правил перевозок пассажиров. Сначала свои требования следует озвучить туроператору, если тот отказывает пассажиру, нужно обратиться напрямую в авиакомпанию. В случае отказа — идти в суд.

Источник: Варшавская конвенция, Правила перевозок пассажиров авиакомпаний