Врачебная элита обвинила Минздрав в срыве закупок препаратов

16 января 2017, 00:32
Неразбериха началась с принятием в марте 2015 года закона о международных закупках

Большой медицинский скандал! Директор Института сердца Борис Тодуров обвинил руководство Министерства здравоохранения в провале закупок лекарственных препаратов. По словам хирурга, пострадали пациенты, которым медики не смогли оказать помощь. В Минздраве на критику ответили своей статистикой – мол, обеспечение той же кардиохирургии в прошлом году увеличилось. А медицинские генералы ведут информационную кампанию против реформ. Наша коллега Ирина Смирнова попыталась разобраться: кто, что и когда закупал? Чего не хватает? И на самом ли деле жизнь и здоровье пациентов под угрозой?

Реклама

"Я так и написал, что ваше бездействие и ваша халатность и непроведение этого тендера  унесло больше жизней, чем  – не хочу спекулировать, это, наверное,  неправильно было сказать, что война, – но: это тысячи, десятки тысяч жизней, которые мы не смогли спасти", – говорит Тодуров.

Сердечно-сосудистые заболевания составляют у нас в стране 67 процентов от всех причин смертности. Из-за них умирает 450 тысяч украинцев в год.  Это как население, к примеру, всего Мариуполя. И это статистика нескольких предыдущих лет, когда перебоев с поставками гарантированных государством лекарств, медоборудования и расходников не было.

Реклама

Неразбериха началась с принятием в марте 2015 года закона  о международных закупках. Правильного, направленного на искоренение коррупции документа. Ведь до этого Минздрав сам объявлял тендеры, сам покупал. И только глухой не слышал о пресловутых откатах: если фирма – производитель или дистрибьютор – хотела продать Минздраву лекарства, то лично чиновникам полагалось 40 процентов от сделки. Которые, разумеется, ложились ярмом на госбюджет.

Реклама

Врачи говорят, что только рады будут, если благодаря такой  экономии, в больницы будет поступать больше лекарств. Это значит, что большее количество пациентов получит бесплатно хотя бы гарантированный государством минимум. Проблема – в сроках поставок.

Пятилетнему Денису лечение прерывать нельзя ни при каких обстоятельствах – у него серьезная форма лейкемии. При том, что в больнице им выделяли часть необходимых медикаментов, семья за полгода лечения, не без помощи совершенно посторонних людей, смогла найти около 600 тысяч гривен.

Все государственные закупки, поставки и составляют эти 10 процентов. И даже они не доходят сейчас до рядового украинца вовремя.

Потом с должности ушел министр Квиташвили – междунардными закупками полгода вообще никто не занимался. В результате, медикаменты 2015-года поступили в 16-м, а те, что оплачены были в 16-м,  снова поступят с опозданием. Каким по срокам будет это опоздание: полгода, год?

Министерство здравоохранения решило не общаться с журналистами на эту тему. Опубликовали лишь общую информацию на сайте.

Ответа на вопрос: когда будут поставлены необходимы медикаменты – как не было, так и нет.

Кроме сроков, говорят медики, есть еще нюансы.

Общетвенники настаивают: это сабботаж.

В конфликте интересов уличили и Бориса Тодурова, который открыл ящик Пандоры. Якобы те закупки, которые разрешено больницам проводить самостоятельно, без международных организаций, были сделаны его институтом по завышенной стоимости.

Прозрачную онлайн-систему действительно можно обойти. Закон требует проводить через "Прозоро" сделки от  200 тысяч гривен. Если же указать, скажем, 199 тысяч, то можно напрямую покупать медикаменты у производителей или дистрибьюторов.  Есть ли здесь злоупотребления – должны разбираться правоохранители.

Что касается завышенной цены на покупку медикаментов конкретно Институтом сердца, у Бориса Тодурова вместо ответа – вопрос.

"У меня встречный вопрос к МОЗу: почему на сайте МОЗ цена этого препарата висит  + 92  гривни.  Почему, если завод может продавать по 45, на сайте МОЗ висит цена, на которую мы ориентируемся. Я же не хожу по больницам и не хожу по аптекам. Мы открыли сайт МОЗ, там висит цена, оптовая цена для этого препарата, зарегистрированная Министерством здравоохранения. По закону, по постанове Кабмина, дистрибьютор имеет право добавить к этой цене свои 10 процентов. И мы ни на копейку не превысили эту цену", – говорит он.

Пока идут настоящие баталии на медицинском фронте, Михаил из села в Ивано-Франковской области снова собирается в Киев. Теперь – в институт Амосова. Ему сами оттуда позвонили,   пообещали и клапан, и даже медикаменты бесплатно, деньги якобы понадобятся только на реабилитационный период.   

Судьба тысяч украинцев, таких так Михаил, у которых совсем нет денег,  остается непонятной. Все зависит от того, когда в больницы поступят жизненно важные препараты, те 10 процентов от необходимого, которые могут и должны спасать жизни.

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События недели" на канале "Украина".