Второй день "Си бриза": "А на летной палубе крейсера мы загораем"

7 июня 2011, 18:46
Американский "Анцио" спас одесситов и стрелял по Ливии, а на "Тернополе" служил бывший священник

"Анцио" отчалил сразу после нашего ухода. Фото О.Константинов

На второй день международных учений "Си бриз" командование маневров устроило для журналистов экскурсию на наш и американский корабли. Первыми нас принимали в гостях янки. Крейсер "Анцио" — одна из самых мощных боевых единиц флота заокеанской державы. Он оснащен суперсовременной боевой информационно-управляющей системой "Иджис" и ракетами разного типа, способными уничтожать подлодки, другие корабли, самолеты и даже сбивать баллистические ракеты.

Смотрите ФОТОрепортаж: Американцы показали в Одессе свой супермощный боевой корабль

Реклама

В Одесском порту смертоносный гигант стоял в кольце из боновых заграждений, а перед уходом из гавани (крейсер отчалил сразу после того, как мы сошли на берег) его днище проверили водолазы. Как выяснилось, все это – меры предосторожности против возможных диверсантов.

"Анцио" – убийца баллистических ракет. Фото О.Константинова

Реклама

Свое название корабль получил в честь события времен Второй мировой — высадки союзников в итальянском порту Анцио (1944-й год). "Это была очень тяжелая битва, перед которой нацисты выпустили плакаты, чтобы запугать наши войска. На плакатах был изображен берег Италии, череп и слова "Мертвая голова" (игра слов: военный термин "береговой плацдарм" по-английски звучит как "бич хэд", "пляжная голова", – Авт.). Но мы победили, хоть и с большими жертвами. С тех пор "мертвая голова" – символ того сражения. Такие слова и череп есть на флаге нашего крейсера", — рассказывает командир ракетоносца Джон Дери. Кстати, за этот самый череп экипажи других кораблей прозвали ребят с "Анцио" "пиратами".

"Мертвая голова". Фото О.Константинова

Реклама

Это вдвойне забавно, если учесть, что после Одессы крейсер посетит Грузию, а затем отправится к берегам Сомали — сражаться с тамошними корсарами. Опыт борьбы с преступностью на море у корабля есть. В 2009-м "Анцио" был флагманом международной антипиратской эскадры и даже задержал возле Омана лодку с 4 тоннами гашиша в трюме. Специалисты оценили груз дурман-травы в $28 млн!

У "Анцио" – два собственных вертолета. Фото О.Константинова

Вообще, послужной список у этого относительно нового корабля (спущен на воду в 1993-м) впечатляет. В частности, "Анцио" выпускал ракеты по саддамовскому Ираку и совсем недавно — по сторонникам Каддафи в Ливии. А три года назад американские моряки... спасли одесских яхтсменов, которые терпели бедствие в 700-х км от Бермудских островов.

"Яхта вовсю текла, запасов еды оставалось на 3 дня, один из ваших земляков был болен. Если бы мы не подоспели вовремя, они бы погибли", — вспоминают офицеры крейсера.

Установка "Вулкан". Фото О.Константинова

Ракетная палуба. Фото О.Константинова

Самое трудное в их деле, по словам "пиратов", бороться со скукой — ведь боевые корабли иногда проводят в океане по 100-200 дней. "Мы смотрим фильмы и слушаем музыку, играем в компьютерные игры, посещаем тренажерный зал. А по воскресеньям устраиваем пикники на вертолетной палубе, но без алкоголя — он на флоте запрещен, даже пиво. Сейчас вот думаем свое радио организовать с ди-джеями, музыкой и корабельными новостями", — рассказал нам старшина 2-й статьи Ролан Свейн. Еще развлекаются, подшучивая друг над другом. Например, на одном из сложенных в стопочку шлемов мы усмотрели надпись "Ит шит нау" – "Съешь г…но сейчас". Как объяснили нам американцы, шлем предназначен для замешкавшихся во время тревоги: кто последним добежит до стопки, тому веселая деталь снаряжения и достанется.

Джон Дери – командир ракетоносца. Фото О.Константинова

На "Анцио" служат 350 человек, в том числе 8 женщин. В понедельник иностранные гости побывали на берегу. Одесса им очень понравилась. Капитан Дери даже шутит: мол, боялся, что не все вернутся на родной корабль. "Я познакомился с двумя девушками, обменялся телефонами и электронной почтой. У меня в Штатах уже есть подруга, но она не ревнивая", — признался нам один из матросов.

На "Тернополе": "Мы можем топить даже атомные подлодки"

Вторым пунктом нашей экскурсии стала гордость украинских ВМС — противолодочный корвет "Тернополь" (этот тип кораблей натовцы называют ласково "Гришей"). Он, конечно, не такой большой, как американский крейсер, но тоже вполне современный – шутка ли, единственный корабль, построенный с нуля в независимой Украине! Красавец бороздит моря, пугая врагов, всего 5 лет. И пугать, надо сказать, ему есть чем: корвет вооружен до зубов. Торпедами, пушками (одна из них, установка АК-176, сбивает даже американские "Томагавки" и "Гарпуны"), ракетами и глубинными бомбами.

"Мы можем топить любые вражеские подлодки, даже атомные", — с гордостью говорит командир "Тернополя" Григорий Бреев.

"Тернополь" – самый новый корабль ВМСУ. Фото О.Константинова

Одно плохо на корвете — условия жизни. Они отвечают разве что суровым советским стандартам. В кубриках тесно, мало кондиционеров. Моряки божатся: когда выполняешь задание где-нибудь в южных морях, и воздух снаружи прогревается до +40, в отсеках на градуснике – все 70. Эдакая духовка. "Тернопольцы" с завистью поглядывают на соседний десантный корабль "Кировоград": его строили поляки и по сравнению с корветом там – курорт. "Зато в небольших кораблях дружнее экипаж, все по-семейному устроено", – заявил нам один из офицеров "Тернополя".

Установка АК-176 – сбивает низколетящие "Томагавки". Фото О.Константинова

Управляют кораблем и всеми его системами 90 человек. Треть матросов — уроженцы города-шефа Тернополя, остальные кто откуда. Есть даже шестерка одесситов.

"Мотивы служить у каждого разные, — рассказывает Бреев. — Кто-то из-за морской романтики пошел, кто-то чтобы семью прокормить (в морских походах рядовым контрактникам дают двойную зарплату — это под 4 тыс. грн, — Авт.). Пару лет назад даже служил бывший священник со Львовщины Петр Захарко".

В экипаже "Тернополя" – 6 одесситов. Фото О.Константинова

Кстати, не так давно моряки лишились своего любимца — судового кота по кличке Грек, которого еще котенком подобрали где-то в Греции. Усатый всегда первым снимал пробу с обедов и ужинов команды, едал, бывало, и командирских харчей. Но во время последнего похода подался... в эмигранты: сошел на берег в одном из иностранных портов и не вернулся.