Йозеф Граф: "Проблема голода в Украине есть, и она рядом с нами, возможно, даже за соседней дверью"

27 мая 2021, 14:23
Как представительство Volkswagen в Украине помогает решать проблему бедности и нерационального отношения к продуктам

Генеральный директор «Порше Украина» Йозеф Граф

Автомобили Volkswagen с эмблемой благотворительной организации "Food Foundation UA" сегодня знают во всех уголках Украины. Особенно хорошо эти автомобили знакомы людям, имеющим небольшой достаток, ведь они спасают их от голода и в прямом смысле слова помогают выжить...

В это, возможно, трудно поверить, но сейчас рядом с нами живут люди, которые забыли вкус свежего хлеба или которым ежедневно приходится выбирать: купить еды либо еще одну порцию лекарства.

Есть и другая статистика: около 30% отходов, которые выбрасывает украинец, – продукты питания, а один супермаркет в месяц утилизирует 3 – 5 тонн продуктов питания в зависимости от сезона.

"Банк еды" – "Food Foundation UA" – задумал решить эти две проблемы в комплексе: помочь голодающим и не допустить нерационального, расточительного отношения к продуктам. Активисты благотворительной организации по договоренности с торговыми сетями забирают продукты, срок годности которых скоро заканчивается, и отвозят их нуждающимся.

Волонтеры "Food Foundation UA"

Автомобили для доставки продуктов из "Банка еды" выделила в постоянное пользование волонтерам компания – импортер автомобилей Volkswagen в Украине. Сайт "Сегодня" расспросил об участии в этом благотворительном проекте Йозефа Графа – генерального директора "Порше Украина" (импортер Volkswagen, Audi, SEAT, Volkswagen Коммерческие автомобили, CUPRA).

– Как родилась идея акции? Когда Volkswagen начал принимать в ней участие?

– Команда фонда занимается благотворительностью уже седьмой год. Мы давно знали об инициативе "Food Foundation UA" и всячески ее поддерживали, предоставляя периодически автомобили во временное пользование. В этом году решили выделить два автомобиля для нужд этого проекта на более длительный срок. Таким образом, еще больше людей смогут получить помощь.

– С какими торговыми сетями и компаниями-производителями сотрудничаете в рамках этого проекта?

– Среди торговых сетей партнерами "Food Foundation UA" являются компании "Ашан" и "Новус", также поддержку оказывает компания "PepsiCo". По подсчетам наших партнеров общими усилиями было спасено от уничтожения и передано нуждающимся свыше 270 тысяч порций продуктовой помощи.

Сегодня много говорят о возрождении так называемой продуктовой благотворительности, когда один человек жертвует другому еду. Пожертвовать деньги порой психологически сложнее, чем купить для кого-то пачку гречки. Это отличный пример модели "win-win", когда выигрывают все. Небезразличные люди получают возможность проявить свою активную гражданскую позицию, компания выполняет важный социальный долг, а самое главное – люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, имеют возможность получить помощь, в которой остро нуждаются.

– О проблеме голода в Украине не принято говорить. В представлении многих голод – это история из жизни беднейших стран Африки. А бедностью в Украине считается отсутствие денег на новый смартфон или очередные джинсы. Ну в худшем случае – на колбасу и конфеты. Насколько нужен такой проект в нашей стране, на ваш взгляд?

– Я побывал в разных уголках Украины. Видел и плодородные земли, и зажиточные села. И села, полные нищеты, тоже видел. Их очень много. Земля плодородна, однако на ней нужно работать. А кому работать, если молодежь уезжает в города?

Приведу пример. По информации наших партнеров "Food Foundation UA", в Америке банки еды существуют уже 54 года. В Европе первый продовольственный банк появился 38 лет назад во Франции. Сегодня такие организации работают в 24 европейских странах. Франция стала первой страной в Европе, которая на законодательном уровне запретила выбрасывать непроданные продукты и обязала торговые сети передавать их на благотворительность. В Америке и Европе проблема голода существует, а в Украине такой проблемы нет? Я думаю, ответ очевиден.

К сожалению, мы не нашли данных статистики по голоду в нашей стране, но можем оттолкнуться от статистики по бедности, которой располагают наши партнеры. 544,7 тыс. украинцев живут в нищете, их доходы менее 1,9 доллара в день. У 15,5 млн украинцев доходы ниже реального прожиточного минимума – причем это данные за 2019 год! А в результате кризиса, возникшего из-за COVID-19, по подсчетам UNICEF, уровень бедности в Украине может достичь 51%. Это означает, что каждый второй украинец окажется за чертой бедности.

Так что проблема голода в Украине есть, и она рядом с нами, возможно, даже за соседней дверью.

– Кому вы помогаете? Как находите тех, кто нуждается в продуктах? В каких регионах и населенных пунктах осуществляется передача продуктов?

– Сегодня нет ни одной области в Украине, куда бы не отправлялась продуктовая помощь. Благотворительная организация "Food Foundation UA" помогает практически всем социальным группам, нуждающимся в продовольствии: тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, малообеспеченным, многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, выпускникам детских домов и интернатов, людям с инвалидностью и одиноким пожилым людям, в том числе живущим в домах престарелых.

Работает формула "х 10": 10 семей, получивших помощь, расскажут об этом еще как минимум 10 людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

– Как люди реагируют на помощь?

– Помощь принимают по-разному, особенно в первый раз. Иногда с сомнением, но чаще всего люди растроганы и благодарны. Прежде всего, люди старшего поколения, поскольку они не привыкли получать, а привыкли работать и отдавать, а заработанное тратить в первую очередь на оплату счетов.

Вы не поверите, но правильно собранный базовый продуктовый набор стоимостью 480 гривен способен многое изменить, например, покрыв базовые потребности в питании одинокой матери с ребенком на целый месяц.

– Можете ли рассказать о случаях, когда ваша помощь оказалась очень важна для получателей? Какие истории особенно запомнились?

– Безусловно, мне была интересна и важна такая информация. Представители и волонтеры "Food Foundation" рассказывали о многих случаях, но некоторые наиболее тронули и впечатлили.

Киевлянка, слабовидящая пожилая женщина 84 лет живет в квартире без отопления. Никого из родных у нее нет, пенсия уходит в основном на лекарства. Состав продуктового набора ее неимоверно удивил – бабушка просто не могла поверить, что это все ей.

Или другая история. Волонтеры оказывали регулярную помощь пожилой женщине с парализованным мужем в Закарпатской области. И узнали о том, что она еще и помогает своим детям. Высушивала хлеб, чтобы он меньше весил, и отправляла почтой в Херсонскую область. Те получали его, отмачивали в воде и ели. И это не ленивые люди – село вымерло, работы нет... Фонд взял под опеку и эту семью.

Волонтеры "Food Foundation UA"

– Почему Volkswagen озаботился проблемой голода в Украине?

– Наше кредо – "Люди прежде всего" ("Насамперед люди"). Volkswagen является примером социально ответственной компании, и это не единственный наш социальный проект. Например, с начала пандемии мы поддерживали медработников, обеспечивали их автомобилями в период локдауна, когда не работал общественный транспорт. Водители социальных учреждений выполнили более 1000 перевозок пациентов, которые нуждались в гемодиализе. Автомобили, которыми пользовался Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Киева, помогали врачам быть мобильными в тот период, когда работа велась в усиленном режиме. Врачи и медработники успели выполнить более 1500 перевозок. Для нас большая честь, что некоторые медучреждения имели возможность пользоваться автомобилями на протяжении года.

Наши сотрудники – амбассадоры и активные участники социальных инициатив компании.

Например, в докарантинный период был организован тимбилдинг, во время которого весь коллектив благоустраивал территорию дома престарелых, убирал листья, обновлял забор в одном из детских домов.

Концерн Volkswagen также стремится минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде на протяжении всего жизненного цикла продукции — от добычи сырья до окончания срока ее службы. Мы поддерживаем глобальную инициативу – переход на электромобили в Украине, чтобы улучшить качество воздуха в нашем регионе. C 2019 года импортируем полностью электрические кроссоверы бренда Audi, а Volkswagen готовится представить гибридные версии одной из самых популярных моделей бренда.