За 14 лет в рабстве украинец забыл язык и не знает, кто сейчас президент

25 января 2011, 07:31
Тайский узник Анатолий Вдовиченко передал через "Сегодня", что соскучился по семье, и сказал: "Теперь я могу сам построить завод"

Родина. Здесь, в общежитии завода «Холодмаш» в Одессе, до отъезда в Таиланд жил Вдовиченко. Фото А. Сибирцев

Одессит Анатолий Вдовиченко, который 14 лет пробыл в рабстве у хозяина фабрики по производству кислорода в пригороде Бангкока, хочет быстрее вернуться домой и увидеть своих родных. Об этом он сам сообщил "Сегодня" по телефону. Мы связались с одесситом в момент, когда он вместе со вторым секретарем по консульским вопросам посольства Украины в Бангкоке Константином Иващенко ехал в автомобиле из департамента спецрасследований Таиланда (аналог ФБР), где давал показания по уголовному делу против владельца фабрики. Анатолий долго отказывался от общения с прессой, но для "Сегодня" сделал исключение. "Очень соскучился по семье и хочу в Украину, — сказал нам Вдовиченко на ломаном русском (за 14 лет он почти забыл родной язык. — Авт.). — Пока не решатся все мои вопросы здесь, в Таиланде, от интервью я воздерживаюсь — страшно устал. И допросы сильно вымотали меня, и вообще все эти годы серьезно истощили мои силы...".

Реклама

ХОЧЕТ $200 ТЫС. Напомним, украинца освободили из кабалы 11 января. Как уточнил для "Сегодня" Иващенко, ни уголовных, ни админсанкций к хозяину предприятия еще не применялось: "Будет ли задержан хозяин фабрики, судить трудно. Не ясно и какую статью ему вменяют — угроза жизни и здоровью человека, издевательства или незаконный рабский труд. Но если вину докажут, то через гражданский иск легче взыскать компенсацию за моральный и материальный ущерб, которой добивается Вдовиченко (хочет получить около 6 млн тайских бат — примерно $200 тысяч), либо принять условия мирового соглашения, если его предложит владелец фабрики".

РАССПРОСЫ. Для одессита временно сняли скромное жилье в 15—20 минутах езды от нашего посольства (аренду и питание взялись оплачивать спонсоры, не оставшиеся безразличными к этой истории). Анатолий Алексеевич интересуется ситуацией в Украине, тем, что изменилось, пока батрачил вдали от родины. "Он уезжал на чужбину, еще когда президентом был Леонид Кучма, и ничего не знает ни о "помаранчевой революции", ни о том, что после Ющенко президентом избран Янукович, — говорит Иващенко. — Живо обо всем расспрашивает, но мы отвечаем, что скоро все увидит своими глазами и сформирует собственное мнение".

На наш вопрос: не страшит ли Вдовиченко предстоящая встреча с семьей, которую не видел столько времени, Иващенко ответил: "Конечно, волнуется, ведь дочери стали совсем взрослыми, и все равно стремится домой, где и стены помогают, а дети, невзирая на возраст, всегда остаются детьми".

Реклама

Анатолий Алексеевич рассказывает, что к своей основной профессии инженера по наладке и эксплуатации кислородного оборудования освоил столько смежных специальностей, что теперь может открыть собственную фабрику...

РОДНЯ. Родные бывшего раба неохотно общаются с прессой: "Наша семья сама занимается этим делом. МИД послал в Таиланд запрос о папе. Там этим занимается полиция. Пресса нам не поможет", — сказала нам 34-летняя дочь Вдовиченко Наталья (работает в юрфирме в Одессе). Ничего не могут сказать об Анатолии и на его бывшей работе. В отделе кадров одесского предприятия "Кислородмаш" нам лишь подтвердили, что Вдовиченко с 1975 года числился у них инженером-наладчиком кислородного оборудования. Но был уволен в 1991-м "в связи с переводом на работу в МП "Оксинит" (дочерняя компания завода, уже ликвидирована).

"ХВАСТАЛСЯ: УЕДУ ИЗ ВАШЕЙ ДЫРЫ"

Реклама

В общежитии "Кислородмаша" в Одессе, где Вдовиченко проживал до поездки за границу, его с трудом, но припоминают. "Жил здесь когда-то такой. Выпивкой особо не баловался. Умный мужик был — про обстановку в мире мог рассказать, за новостями следил", — рассказал нам 55-летний Игорь Воскобойников, живущий в соседнем доме. Помнит пленника и Юрий Л.: "С Анатолием я работал на "Кислородмаше". Он дельный мужик был, мастером работал. Году в 1995-м завербовался в Таиланд. Хвастался, мол, уезжаю из вашей дыры. Буду деньги большие зарабатывать. Ему предложили около $800 в месяц. А на заводе тогда платили $100, да и то зарплату задерживали".