"За сессию заработал на диван сыну и отпуск на море"

18 июня 2008, 15:17
Всего за два месяца зачетов и экзаменов педагоги получают на взятках со студентов в 1,5 раза больше, чем за целый год "честного" преподавания.

Иллюстрация О. Локтева

С преподавателем компьютерных систем и сетей Валерием Юрьевичем, хорошо одетым мужчиной лет 30-35, мы встретились в столовой его же университета за стаканом чаю без ничего. "У нас есть минут 15-20, я у заочников экзамен принимаю, — сообщил он. — Но денег сейчас не беру. Все улажено давно, сегодня — показательное выступление". На сленге педагогов значит: они делают вид, что слушают ответы студентов со строгостью беспристрастных судей, а студенты — что боятся не сдать предмет.

Заочники, по признанию Валерия Юрьевича, самый верный источник его "допдоходов": "Сессия у них приносит на $200-300 больше, чем у стационарников. Заочникам платят за их работу, они мне — за мою". На вопрос: "А с чего вдруг студенты обязаны платить?" мой собеседник отрезал: "Они не обязаны. Но они — люди занятые, им не до учебников, считают, что им проще заплатить. А я решил: дают — бери". Как же потом жить спокойно с программистом, скажем на АЭС, который "учился" вот у такого педагога? На этот счет Валерий Юрьевич рассуждает: "Не ради взяток я стал преподавателем. Во времена моего студенчества брали дефицитом. Но в итоге все равно педагоги не получали много. Мне хотелось работать за идею, как и мои педагоги. А потом я понял, что благодарности ни от студентов, ни от государства не дождешься. Так во имя чего отказывать себе и своей семье в хорошей одежде и еде?".

Реклама

По тому же принципу "после меня, хоть потоп" Валерий Юрьевич "преподает" и стационарникам, которые совмещают учебу в вузе с работой. "Они хотят после университета опередить неработавших одногруппников и получать сразу высокую зарплату, при этом, игнорируя мои занятия сейчас. Но у прогулов должна быть своя цена, — улыбается преподаватель. — Точной цены у меня нет. Если студент хоть что-то отвечает на зачете — максимум 30 грн, если нет, то от 50 до 100. А когда приходят группой, там уже не разберешь, кто чего знает, не знает. Потому сумму называю среднюю — 50 грн. Бездельникам выгоднее решать вопрос вместе, но мне соответственно убыток. Сумма еще зависит от ученой степени: я пока что (и надеюсь недолго) старший преподаватель. Кандидату наук или профессору дают больше. У нас был случай, когда преподаватель только-только получил доцента, а студенты ведь не следят, кто что защитил и когда. Пришлось ему объяснять им, почему повысил свои расценки на $10-20. Ели за спиной студента просто стоят деньги родителей или покровительство кого-то сверху, то считаю, что он должны платить втрое больше. У меня прошлым летом была

такая студентка — кроме как через влиятельных людей с ее знаниями не получишь ни диплом, ни на работу не устроишься. Я за экзамен назвал ей сумму вчетверо выше обычной — $300. Она открыла кошелечек и достала нужную сумму. Если бы я сказал 500 — она не стала бы спорить".

Деньги Валерий Юрьевич берет не только сам. "Пользуюсь нередко схемой, которая у нас называется "решить сессию" — студент может ни разу не появиться, но заплатить за сессию "оптом". Деньги собирает определенное лицо на кафедре. Этот человек обещает студентам договориться с каждым из нас, преподавателей, — говорит Валерий Юрьевич. — За одну сессию умелый посредник "проводит" от 4 до 6 студентов и получает от каждого из них за свои услуги порядка $200-300. Но эта схема хотя и удобна, очень рискованна: достаточно одного несогласного преподавателя, чтобы ничего не вышло. Помню пару лет назад был случай. Преподаватель (он, к тому же, по совместительству работал, с такими нужно поосторожней, сначала понять, что за человек) напрочь отказался ставить оценку за деньги. Давали $50, тогда это было много. Он боялся огласки, никуда не заявил, но просто не поставил оценку. Пришлось студенту к нему побегать. В итоге, методист кафедры, который собирался все уладить, так свои деньги и не получил. И педагоги тоже".

Реклама

Убрать огород или перевезти холодильник на дачу силами студентов — хотя и не реальные деньги, зато реальная возможность сэкономить на расходах. "Мне как-то студенты, которые на провайдера работали, скорость домашнего Интернета повышали тайком от своего шефа", — вспоминает преподаватель.

"Понимаете, есть еще причина — замкнутый круг: студенты не станут слушать убого одетого и плохо квалифицированного преподавателя. А все стоит дорого: и качественная одежда, и узко специализированная литература. Но с нашей зарплатой далеко не уедешь. Мои 1800 грн — не деньги. На них можно скромненько жить, носить из года в год один пиджак и сидеть в отпуск дома, — вслух рассуждает Валерий Юрьевич. — Мой хороший знакомый работает в частном вузе, не очень престижном. Обучение и так платное, и диплом у них слабенький, потому суммы взяток там на порядок ниже: в пределах 100 грн за экзамен. Но и зарплата ведь у него не государственная, а около 2500 грн".

Дополнительно, по словам моего собеседника, он получает еще около $ 2 тыс. дважды в год. "Летом, конечно же, эта сумма больше, дисциплин закрывается много, — объясняет преподаватель. — Но я думаю, что многие из моих коллег отказались бы от взяточничества с зарплатой где-то в 4000 грн. Приблизительно столько мне не хватает. Ведь дело не в моей жадности, а в том, что просто не хочется жить в бедности. Сейчас за отложенные еще с зимней сессии деньги мы с женой в отпуск собираемся навестить ее родителей в Николаеве, сделаем ремонт в комнате сына, купим диван или кровать. Зарплаты бы на такие роскоши не хватило бы".

Реклама

КОМФОРТ НА РАБОТЕ ЗА СЧЕТ УЧЕНИКА. "Вот жарко летом. Но кондиционер в кабинет бюджет вуза позволить не может. Тогда я обязываю купить его студентов", — говорит Валерий Юрьевич. Эта покупка, конечно, не лично ему в карман, но лично для его комфорта. "В эту сессию мне выпускники обещали цветной принтер для кафедры. В прошлом году группа покупала тоже, но денег пожалела, что ли: все время ломается. На кафедре не хватает бумаги — вуз не может много ее покупать, но не самим же преподавателям ее за свои деньги приобретать?! Потому за пачку бумаги у меня тоже можно получить зачет. А в прошлые выборы в нашем вузе был избирательный участок. Кто-то разбил стекло как раз в моей аудитории. У начальства замены стекла не допросишься. А зимой в это окно так дуло. Ну что делать? Пообещал хорошие оценки студентам в конце семестра за то, что они стекло поставят".

Таким же образом не для себя педагог вынужден чинить сигнализацию, держать в чистоте территорию родного вуза. В вузе, к слову, для таких целей существуют благотворительные фонды: факультетский и ректорский. Но лишь часть средств вносится туда по безналу, через банк. В основном экономя время и на банковской комиссии, студенты несут наличку. И неучетные деньги запросто становятся такими, которых "никто и не приносил", и оседают в карманах некоторых преподавателей.

100 ДОЛЛАРОВ ИЛИ 20 РАЗ ОТЖАТЬСЯ. Дзюдоист и преподаватель физкультуры в еще одном вузе Киева признается, что тоже берет взятки. Но не наживы ради и даже не для латания дыр в своем скромном бюджете. "Да, я получаю немного. Но только в институте. В свободное от работы время я даю частные уроки дзюдо и хорошо на них зарабатываю, — объясняет педагог. — Так что в деньгах я не нуждаюсь. Но когда ко мне на зачет приходит здоровый лоб, который даже для своего же здоровья не хочет пошевелить руками-ногами, и тычет 20 долларов, считаю своим долгом его проучить. Себя я сделал сам. Много вкладывал в это, и меня воротит от "мажорчиков", которые считают, что работа над собой — чушь и все можно купить. Считают, пусть тратятся, а не жмутся с двадцаточкой. Говорю: "Ты что? Я столько не беру. Или давай отжимайся 20 раз". По словам "физрука", он получает неописуемое удовольствие, когда некоторые таки кряхтя пытаются отжаться. Но многие все же уходят, а возвращаются уже со $100. И их педагог уже берет.

Надежда Останняя, Наталия Ионычева