За деньги бюджета напечатают книгу бывшего министра и Марии Матиос

15 марта 2011, 07:23
Минэкономики объявило список произведений, которые издадут по программе "Украинская книга".

Что читаем? В Украине уже месяц бушуют «книжные» сканндалы. Фото А. Харченко

Не успел угаснуть скандал с едва не состоявшимся вручением Шевченковской премии за роман "Черный ворон", как может родиться новый — вокруг печати за деньги госбюджета ряда книг.

На днях Минэкономики объявило список произведений, которые будут напечатаны по программе "Украинская книга". Их всего восемь, на общую сумму 1,4 млн гривен. Правда, это лишь первый "транш" — для печатания утверждены еще с полсотни книг, на которые должны выделить еще 9,35 млн грн. А всего на программу в 2011-м в бюджете запланировано 20 млн.

Реклама

Для чего существует программа? В положении о ней записаны такие критерии как "глубокое изучение истории Украины", "издание на госязыке лучших произведений зарубежных авторов", "защита интересов нацменьшинств путем выпуска произведений на их родном языке".

Как же выполняются эти критерии? Среди восьми уже получивших "добро" книг есть две исторические и еще три — в планах. С остальными критериями — проблема. Для печатания были предложены 65 украинских переводов мировой литературы (в частности, Чехов, Гете, Кафка) — экспертный совет Гостелерадио не пропустил ни одного. Были предложены 50 произведений на языках нацменьшинств (русском, крымскотатарском, идиш, венгерском) — сито совета прошла всего одна книга. Зато какая! На русском языке за 350 тысяч гривен напечатают книгу "Харцызск: время, события, люди", главным автором которой назван экс-министр Анатолий Толстоухов. А среди соавторов — нардеп-регионал Владимир Зубанов. Он же... член экспертного совета.

И еще один пример из той же серии: 152 тысяч гривен выделены на книгу "Господні зерна", автор — член экспертного совета Григорий Гусейнов.

Реклама

"Попахивает панибратством и кумовством. А это — худшее преступление против литературы, — говорит член Шевченковского комитета, писатель Александр Сизоненко. — При таком отборе выпадают изумительные авторы, которые умерли и забыты. А пробиваются те, кто крутится возле начальства".

Немалый бюджетный куш (205 тыс. грн.) сорвала и писательница Мария Матиос. Она запомнилась недавним скандалом, когда коммунисты обвинили ее в оскорблении ветеранов (в одной из своих книг она сравнила монумент погибшим освободителям Киева в парке Славы с фаллосом). Компартия призвала разобраться с этим правоохранительные органы. Матиос заявили о политическом давлении, с ней тут же встретился президент (при посредничестве Анны Герман). А вскоре, как видим, на печать ее книг были выделены бюджетные средства... Замглавы АП Анна Герман свою причастность к печатанию Матиос опровергает: "Я не занимаюсь этой программой. Звоните в Гостелерадио". А нардеп-коммунист Евгений Царьков собирается подать депутатский запрос по поводу печатания за госсчет избранных произведений Матиос. С самой Марией нам связаться вчера не удалось, но член экспертного совета Александр Афонин говорит, что тут все чисто: "За книгу Матиос голосовали единогласно. Совет не выполняет роль идеологического сита. Да и что такое сейчас идеология? Если мнения членов экспертного совета совпадают, это и есть идеология".

ТАК ПРОХОДИТ МИРСКАЯ СЛАВА

Среди книг, которым отказано печататься по программе "Украинская книга", преобладают произведения умерших авторов, не состоящих в Союзе писателей или экспертном совете Гостелерадио: Александр Довженко, Владимир Винниченко, Павел Загребельный, Павел Тычина, Иван Котляревский, Григорий Сковорода и Григорий Тютюнник.