За перевозку нелегальных товаров теперь не будут лишать свободы

12 января 2012, 07:26
Теперь уголовное дело за таможенные нарушения не грозит. Что изменится на границе?

За контраюанду сажать не будут, фото ТСН

С 17 января вступают в силу новые правила игры для таможенников и контрабандистов: за перевозку нелегальных товаров теперь не будут лишать свободы, зато будут брать более высокие штрафы. "До 17 января 2012 года разница между уголовной и административной ответственностью состояла лишь в стоимости предметов правонарушений. Если стоимость составляла 470 500 гривен и больше, наступала уголовная ответственность, если меньше — административная. Теперь за "товарную" контрабанду будет наступать лишь административная ответственность", — отметили в пресс-службе Гостаможни. Правда, наказание "рублем", наоборот, ужесточили: увеличены штрафы, а конфискация товара стала безальтернативной (до сих пор же можно было уплатить штраф, но товар оставляли владельцу).

Закон, по идее его создателей, с одной стороны, должен пресечь схемы вымогательства со стороны силовых структур, которые сначала возбуждали уголовное дело, а затем закрывали его за взятку, с другой стороны — существенно пополнить государственные закрома. Правда, эксперты полагают, что по итогу пострадают, в основном, лишь мелкие контрабандисты и коррупционеры средней руки.

Реклама

КАЗНА В ПЛЮСЕ. Одна из главных целей принятия нового закона — наполнить бюджет как минимум за счет конфиската. По данным Гостаможни, за 2011 год было возбуждено 363 уголовных дела, до суда дошли только 126 и обвинительный приговор был вынесен по 88 случаям. "Отсутствует экономическая целесообразность в уголовном преследовании за контрабанду товаров. Например, в 2011 году из 100% возбужденных уголовных дел в госбюджет не перечислено ни копейки", — отмечает партнер адвокатского объединения "С.Т. Партнерс" Светлана Трофимчук. "Дела разрушаются на стадии следствия: виновные в контрабанде откупаются от наказания взятками. Эта статистика убеждает в том, что лучше иметь хоть что-то в виде конфискованного товара и штрафов", — пояснил "Сегодня" нардеп от КПУ Евгений Царьков. По оценке таможенников, сумма дополнительных поступлений в бюджет может составить от 2 до 8 млрд гривен.

Существовавшие штрафы были выгодны и крупным контрабандистам (как правило, это импортеры, желающие избежать обложения товара пошлинами и акцизами). "Следственные, таможенные, судебные органы могли наложить минимальный штраф, а для контрабандистов было значительно экономически целесообразнее его заплатить, нежели оплатить государственную пошлину. Учитывая новые санкции, в госбюджет были бы значительные поступления за счет штрафов и реализации конфискованной продукции", — говорит Трофимчук.

БЕЗ ПРЕССИНГА. Мнения о том, как скажется на уровне контрабанды и коррупции новый закон, существенно разошлись. Часть экспертов считает, что новые более высокие суммы штрафов плюс риск потерять весь товар и автомобили, которые его перевозят — достаточно суровая мера наказания, чтобы привести в чувство контрабандистов. Другие считают иначе. "Новый закон может привести к увеличению объемов контрабанды, потому что теперь нет угрозы получить уголовный срок. Финансовые санкции, какими бы они ни были, не являются достаточно сдерживающим фактором — одна машина попадется, остальные проскочат и за их счет нарушитель компенсирует потери", — не согласен адвокат Данил Гетманцев. А директор юркомпании "Правозащита Украина" Герман Таслицкий также указывает на то, что теперь контрабандисты будут дробить партии товаров, чтобы в случае "провала" свести сумму штрафа к минимуму. "Этот закон серьезно ударит по мелким контрабандистам с 7-го километра, для которых конфискация автомобиля и партии товара будет серьезной потерей. Однако тех, кто давно уже договорился и с таможней, и с другими органами, новый закон не коснется. Нужно искоренять первопричину — взяточничество среди таможенников", — считает Евгений Царьков.

Реклама

Впрочем, хотя закон и не решает в корне проблему коррупционности среди таможенных чиновников, часть проблем он снимет за счет того, что от контрабандных дел будут отстранены силовики. "Теперь это дело лишь между таможней и владельцем груза. СБУ и прочие структуры, которые ведут уголовные дела, не смогут использовать такие брутальные методы воздействия на предпринимателей, как содержание под стражей и т.п. К сожалению, из финального текста закона ушла норма о том, чтобы неумышленные ошибки не карались так же сурово, как умышленные. Так что если вы укажете в декларации, что холодильник зеленый, а он на самом деле синий — будете контрабандистом. Также, суммы штрафов слишком высоки", — говорит президент "Реформаторского клуба" Искандер Хисамов.

ПОСТРАДАЮТ МЕЛКИЕ КОРРУПЦИОНЕРЫ И КОНТРАБАНДИСТІЫ. Нововведения о контрабанде скептически оценивают брокеры и сотрудники СБУ. Один из офицеров столичного главка СБУ на правах анонимности утверждает, что "драконовские" штрафы с конфискациями могут напугать только мелких контрабандистов — от 1-2 контейнеров с товаром (будь-то бытовая техника или одежда из Китая). "Тех, кто крупными партиями нелегально ввозит товары (от 10 контейнеров с товаром в месяц. — Авт.), покрывают очень крупные чины в силовых ведомствах. Это настоящие "контрабандисты в законе" — как тащили грузы через границу в обход таможни, так и будут тащить. Пострадает лишь "мелочь" — те, кто пытается "договориться" с местными таможенниками. Их будут задерживать, товары конфисковывать и штрафовать. За счет мелких контрабандистов в таможне будет обеспечена показуха — высокие показатели. А на погоны борцов с контрабандой упадут новые звездочки", — признался сотрудник спецслужбы.

Его мнение разделяет и председатель независимого профсоюза брокеров Вероника Тома. По ее словам, положения о контрабанде Закона о гуманизации экономических преступлений созданы для того, чтобы выбить с рынка грузоперевозок небольшие брокерские фирмы. "Я сомневаюсь, что к крупным компаниям, которые контролируются крупными чиновниками, будут применять нормы закона о контрабанде. Эти положения сделаны для того, чтобы легализовать крупных контрабандистов, ранее работавших полулегально. Зато на основании положений о контрабанде можно запросто придраться к мелкому грузоперевозчику", — пояснила брокер.

Реклама

Одновременно с этим наши источники в таможне и СБУ говорят о том, что исключение из знаменитой 201-й статьи Уголовного кодекса положения об ответственности за "экономическую" контрабанду уменьшит коррупцию среди пограничников и таможенников. "Раньше контрабанда партии китайских носков приравнивалась к контрабанде оружия. Этим пользовались таможенники и пограничники, возбуждая против мелких контрабандистов дела, грозящие сроком от 3 до 7 лет! За закрытие такого дела брали деньги — от 2 до 5 тыс. долларов. Сейчас такая возможность исчезла, лишив куска хлеба сотни мелких коррупционеров", — рассказали нам в СБУ.

Кстати, по словам одного из сотрудников Южной таможни, также попросившего не называть его имени, сейчас во всех региональных таможнях проходят экзамены на знание нового закона: "Сдает экзамен лишь один из пяти таможенников. Тем, кто провалился, предстоит пройти переаттестацию, также многих переводят с занимаемых должностей на другие, более низкие. На таможне паника — все ищут пути, как подмазаться к экзаменаторам".