Забытые узники сомалийских пиратов

14 апреля 2009, 07:10
В плену шестеро украинцев. Их фамилии власти не называют, о переговорах не говорят

Лакомый кусочек. Судно Hansa Stavanger перевозило телевизоры и одежду, стоимость которых — десятки миллионов долларов. Фото AFP

Сомалийские пираты продолжают удерживать в своих руках шестерых украинских моряков. Причем, учитывая предыдущий опыт – "Фаины" и "Лемана Тимбера", чтобы не поднимать шумихи в прессе, украинские власти всячески скрывают их фамилии и имена, а в комментариях ограничиваются лишь дежурными фразами, мол, "с ними все нормально, необходимые службы работают".

Украинцы рассредоточились на борту четырех суден: два греческих — Saldanha (захвачено 22 февраля) и Titan (19 марта), тут по одному украинцу на борту, немецкий танкер Hansa Stavanger (5 апреля) и английское судно Malaspina Castle (6 апреля) — здесь по два узника.

Реклама

"Пираты на Saldanha и Titan уже огласили свои требования и ведутся переговоры. На остальных двух условия пока неизвестны, — говорит пресс-секретарь МИД Василий Кирилич. — Сумма требуемого выкупа нам неизвестна. Компании-операторы и представители судовладельца, на этот раз предпочитают не разглашать информацию, чтобы не навредить переговорному процессу. На всех суднах достаточно продуктов, питьевой воды и топлива". Назвать фамилии пленников он отказался.

О том, что наши соотечественники живы и невредимы, говорит и редактор издания Морской-бюллетень Михаил Войтенко. Но по словам эксперта, серьезная опасность может угрожать морякам, находящимся на немецком судне Hansa Stavanger. "Стоимость груза оценивается в десятки миллионов долларов. Это телевизоры, холодильники, одежда. Пираты могут начать растаскивать их, чтобы продать на рынках, и тогда судно могут попробовать освободить силовым путем. Тем более власти Германии не признают, что на судне есть граждане других стран. Такой отказ развязывает им руки для силового варианта", — говорит Войтенко. Украине нужно добиться признания Германией того, что на борту — наш гражданин. Тогда применение силы будет невозможно.

ЖИВУТ НАДЕЖДОЙ. Самое плачевное, что о подробностях переговоров c морскими разбойниками не знают даже оставшиеся в Украине родственники заложников. По словам матери 39-летнего Романа Ломакина Екатерины, который находится в плену на Saldanha уже практически два месяца, все новости о сыне она узнает из теленовостей. "Роман нам не звонил, МИД и судовладелец тоже пока, к сожалению, молчат. У меня с сердцем стало совсем плохо. Но мы привыкли ждать и надеяться, что все будет хорошо. Ведь, если верить в плохое, — смысла жить дальше нет. Я верю и живу надеждой", — сказала нам Екатерина. Дома у Романа осталась жена и двое сыновей, 12-летний Рома и 4-летний Костя.

Реклама

ЧТО С МОРЯКАМИ "ФАИНЫ"

Просидевший более 4 месяцев в плену у пиратов экипаж "Фаины" так и не получил обещанные выплаты и компенсации. Более того, судовладелец якобы угрожает расправой, если ребята будут требовать деньги. "Мне не доплатили 4 тыс. долларов, — говорит нам бывший матрос судна Виталий Шелестов. — Я пришел в офис и там, мне сказали, что если я буду требовать деньги, судовладелец "натравит" на меня свою службу безопасности, которая поломает мне ноги. Я собираюсь писать заявление в СБУ". То, что зарплата выплачена ребятам не полностью, подтвердила и мама моториста Артема Гиржева Ольга.

Судовладелец факт угроз отрицает. "Такого не было. Зарплату морякам мы сейчас выплачиваем, но несколько человек за ней не пришли еще по состоянию здоровья. А моральную компенсацию им по контракту выплачивать не обязательно", — сказал представитель судовладельца Виктор Муренко.

Реклама

ПРОТИВ ПИРАТОВ ВСЕ ЧАЩЕ ПРИМЕНЯЮТ СИЛУ

За последние несколько дней у берегов Сомали уже дважды против пиратов, захвативших суда, применили силовой сценарий. 11 апреля французский спецназ атаковал яхту своих соотечественников Tanit. Они убили двух и взяли в плен трех корсаров. На борту находилось четверо взрослых и 3-летний ребенок. Погиб один из заложников. "Операция на яхте провалилась, — говорит "Сегодня" главный редактор интернет-журнала "Морской бюллетень-Совфрахт" Михаил Войтенко. — Одно дело, когда захватывают гражданские суда, на которых моряки работают, перевозят грузы и другое дело, когда яхтсмены, вот эта пятерка развеселая, попались пиратам. Их предупреждали, а они вышли в ту область. Кто им виноват!? Идут по морю бездельники на яхте, нервы себе щекочут. Дощекотались. Силовой сценарий может быть оправдан, только если есть прямая угроза гибели экипажа, когда ситуация выходит из-под контроля: бунт экипажа, начало расстрела заложников или если им устраивают голодомор. В таком случае терять уже нечего".

8 апреля пираты попытались взять американский сухогруз Maersk Alabama, но захватили в заложники лишь капитана Ричарда Филиппса. Покинув сухогруз на шлюпке, трое пиратов и Филиппс четверо суток болтались в море, требуя $2 млн за капитана. Президент США дал добро на ликвидацию пиратов. Трое "пассажиров" шлюпки были застрелены после того, как, по сообщениям военных, пираты "нацелили стволы в спину Филиппсу". Капитан был доставлен на борт эсминца. По мнению Войтенко, как таковой тенденции к смене тактики на силовые захваты нет. Впредь американцы не будут действовать так жестко. Просто в этот раз у них была возможность ликвидировать пиратов без потерь. Если бы сомалийцы захватили судно со всем экипажем, то "американцы вели бы себя так же, как и другие освободители, — вели бы затяжные переговоры", — говорит Войтенко.