Захват церкви на Тернопольщине. Политолог: Делить храмы – это абсолютная антигосударственная глупость

26 сентября 2015, 08:10
По мнению эксперта, любое силовое перераспределение общин и храмов недопустимо

В селе Катериновка Тернопольской области захватили православную церковь

В Тернопольской области пытаются разрешить конфликт, который возник вокруг православного храма в селе Катериновка Кременецкого района.

Напомним, там 21 сентября произошла потасовка между православными верующими УПЦ, которые служили Литургию под открытым небом возле забаррикадированной церкви св. Великомученика Георгия Победоносца, и сторонниками "Киевского патриархата". По документам, храм принадлежит общине УПЦ, однако губернатором Тернопольской области Степаном Барной было принято решение о поочередном проведении богослужений в церкви.

Реклама

Спровоцировали ЧП бойцы "Правого сектора" в балаклавах, которые, по словам очевидцев, разбили окна, выломали двери и совершили силовой захват храма, после чего не пустили туда верующих УПЦ.

Межконфессиональный конфликт в этом селе начался давно, как свидетельствуют местные, еще после Майдана. Обострение спора за сельский храм началось примерно полгода назад. 

"Этот храм – св. Великомученика Георгия Победоносца принадлежал нашей Украинской православной церкви с 1942 года. По документам мы – УПЦ. Конфликт начался еще весной этого года, когда в селе появилась община "Киевского патриархата". Так небольшое село Катериновка разделилось на две общины", – говорит отец Георгий, спикер Тернопольско-Кременецкой Епархии.

Реклама

С той поры, по словам священнослужителя, "Киевский патриархат" начал претендовать на культовое сооружение, якобы принадлежащее их общине.

"Глава ОГА подписал документ, в котором говорится, что храмом могут пользоваться все по очереди. Но мы с этим не согласны, это незаконное решение. Мы даже обратились в суд, чтобы он признал решение неправомерным. Но пока суд не рассмотрел до конца дело, мы, во избежание конфликтов, начали проводить службы во дворе храма. И так делали обе общины. Конечно, возникали словесные перепалки. Но это не страшно", – добавляет о. Георгий.

Но "гром грянул" в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

Реклама

"21 сентября после службы наши люди разошлись по домам, а в 14.30 прихожане заметили, что в церковном дворе появились представители "Правого сектора" в балаклавах, около 30 человек. Они, вместе с представителями "Киевского патриархата", сломали двери, повредили окна, вошли в храм и завладели всем имуществом, которое принадлежало нам. Затем приехала милиция и батальон "Тернополь", – продолжает о. Георгий.

По его словам, чтобы урегулировать конфликт, туда пришли настоятель храма и староста, но храм был окружен, и их в церковь не впустили. "Мы стояли за забором, молились, требовали, чтобы приехали представители власти. Но "захватчики" сменили замки и сказали, что больше наших верующих в церковь не впустят", – сообщает о. Георгий.

По словам священнослужителя, в результате драки много людей, больше 15 человек, получили переломы рук, ушибы, гематомы, некоторым разбили головы.

"Мы обращались в прокуратуру, снимали побои. Просим, чтобы это дело объективно расследовалось. В сети появилось много необъективной информации, компрометирующей нас. После всего снова были переговоры с представителями властей, снова договорились о поочередных службах, но теперь мы настоятельно просим, чтобы нам выделили место, или помещение, где мы сможем спокойно проводить службы. Практика показывает, что "поочередность" не способна погасить накал страстей и ненависть между людьми", – говорит отец Георгий.

Также, по его словам, несколько бойцов "Правого сектора" даже приходили в дом к женщине, которая постоянно присматривала за храмом. Они повыбивали окна дома и отравили ее газом из "баллончика".

В то же время, тернопольская милиция сообщает, что в понедельник, когда все христиане праздновали Рождество Пресвятой Богородицы, сотрудники Кременецкого райотдела около 15.00 получили сообщение о потасовке между верующими в селе Катериновка. На место ЧП прибыли около 80 сотрудников милиции и батальона "Тернополь".

В УМВД Тернопольской области утверждают, что правоохранители вынуждены были перекрыть дорогу, выступали в роли "буфера" и сами пострадали. "Начался конфликт и потасовка. Враждующие стороны начали применять слезоточивый газ. За медицинской помощью с различными травмами – ушибы, перелом ребер, пальцев и т.д., обратилось восемь сотрудников милиции. Также у милиционеров похитили спецсредства и уничтожили им одежду", – сообщили в милиции.

На вопрос, что на месте конфликта делал "Правый сектор", в УМВД ответили, что они "поддерживали УПЦ КП по просьбе жителей села".

Локализовать конфликт удалось ближе к полуночи. "Мы получили 18 заявлений от пострадавших в столкновении, которые мы будем тщательно изучать согласно процедуре. По-другому нельзя. После этого, когда все факты будут проверены, милиция сможет искать виновных в уголовных или административные правонарушениях", – сообщили Сегодня.ua в ОСО УМВД Тернопольской области. По данному факту уже открыто уголовное производство по ч.2 ст.345 УКУ (угроза или насилие в отношении сотрудников правоохранительных органов). 

В свою очередь в Киевском патриархате заявили, "актив общины давно пытался перевести свое существование в правовое поле". "В течение длительного времени община совершала богослужения под открытым небом – у креста или местного памятника погибшим воинам", – говорится в сообщении пресс-службы. 

Также отмечается, что "из 202 жителей села 148 высказались за свое членство именно в Киевском патриархате". Впрочем, не уточняется, сколько жителей Катериновки регулярно посещают храм. 

Поэтому, отмечается в сообщении, "решение о передаче храма" КП "было не только законным, но и вполне логичным и верным". 

Посеяли вражду 

В самой Катериновке теперь возникла большая вражда, жители напуганы силовыми разборками и не представляют, как разрешить этот конфликт. "Люди друг на друга ополчились, даже добрый день друг другу не скажут! В людей камни бросали. У моей односельчанки до сих пор шишка на лбу и синяк около глаза, я ее вчера видела", – рассказала нам жительница села, попросив не называть ее имени.

Больше всего люди хотят, чтобы ситуация закончилась миром. "Каждый должен ходить в ту церковь, в которую хочет. Но построить второй храм тяжело, у нас не так много людей в селе. Вот если бы кто-то помог, мы были бы рады", – считает женщина.

Одна из жертв конфликта, которая получила во время потасовки серьезные повреждения, подает в суд на МВД. "Меня ударил ногой в живот боец "Тернополь-2". Следующий удар был по руке черной палкой. В результате – у меня два перелома", – заявила Людмила. По ее словам, в конфликте много пострадавших, однако люди напуганы и боятся обращаться в правоохранительные органы.

Из-за избиения верующих предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий 22 сентября обратился к президенту Петру Порошенко. Глава УПЦ в своем письме выразил обеспокоенность из-за применения силы к верующим Украинской православной церкви. Митрополит Онуфрий также подчеркнул, что силовые методы решения религиозных межконфессиональных конфликтов с участием радикальных сил недопустимы.

Реакция 

Вчера Департамент по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины организовал брифинг по данному вопросу. В нем приняли участие директор данного департамента Андрей Юраш, заместитель директора департамента культуры, религий и национальностей Тернопольской ОГА Игорь Кульчицкий и народный депутат Виктор Елинский.

По словам Игоря Кульчицкого, межконфессиональный конфликт, произошедший 21 сентября из-за храма в селе Катериновка Кременецкого района на Тернопольщине, улажен. Православные общины будут пользоваться храмом поочередно, уже составлен график.

"На следующий день (после конфликта – ред.) жители села – представители общины УПЦ вместе с представителем епархии прибыли в райгосадминистрации и заключили договор на поочередность богослужения и соответствующий временный график до 1 ноября на дни и часы, когда они будут использовать храм. Таким образом достигнуты договоренности", – отметил Кульчицкий.

Примечательно, что спикеры конференции подтвердили – "Правый сектор" помогал милиции". Впрочем, на уточняющий вопрос ответили, что силовое участие считают недопустимым с любых сторон. 

В свою очередь епископ Украинской Православной Церкви и глава Синодального информационного отдела Украинской Православной Церкви Климент на пресс-конференции в Киево-Печерской Лавре заявил, что конфликта как такового не было, "если бы туда не приехали радикальные силы и не захватили храм".

"Ситуация в Катериновке – это абсолютная копия избиения студентов на Майдане, после чего начались все процессы в нашей стране два года назад. Те самые методы использовали силовые органы. Сегодня мы говорим об участие "Правого сектора", касательно его действий в отношении мирных жителей, невооруженных жителей. Мы видели, как работают эти радикалы возле Верховной Рады, в Мукачево. Такие самые события, как возле ВР и в Мукачево, почти каждую неделю происходят в отдельных селах Тернопольской области. Но об этом все молчат, потому то это не возле Верховной Рады, а в маленьком селе, люди, которые сегодня остались никому не нужны", – сказал епископ Климент. 

Епискооп подчеркнул, что УПЦ будет действовать исключительно в рамках правового поля. 

Как отметил отец Георгий, спикер Тернопольско-Кременецкой Епархии, чтобы избежать провокаций, богослужения УПЦ проводились возле храма под открытым небом.

На данный момент богослужения в храме не поводятся. Ожидается, что во вторник стороны сядут за стол переговоров.

ВИДЕО: Церковный конфликт в Катериновке: продолжение

Стоит отметить, захват церкви св. Великомученика Георгия Победоносца в Катериновке – не единственный подобный случай в Тернопольской области. Ранее скандал возник в селе Колосовая Кременецкого района, где, по словам  верующих, бойцы "Правого сектора" в балаклавах запугивали людей, чтобы "убедить" их перейти в "Киевский патриархат". По словам представителей областной епархии УПЦ, были захвачены храмы в селах Бутин, Башуки, Куликов, а также с помощью "Правого сектора" предпринимались попытки захвата храмов в других селах.

Политолог: Силовой путь неприемлем

Директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что государство должно остановить любое силовое перераспределение общин и храмов. Об этом он заявил в комментарии Сегодня.ua.

"Мы должны понимать, что это – предвыборная технология. Многие политические партии, структуры на местном уровне пытаются добиться голосов патриотически настроенных украинцев, особенно на Западе Украины. Хуже всего то, что в каждом из таких случаев община делится пополам или в других долях. Есть общины сторонников и "Киевского патриархата", и УПЦ МП. Но, к сожалению, местные власти всегда почему-то выступают на одной стороне. Либо государство самоустраняется от роли арбитра и оставляет такие ситуации на волю силового решения. Таким образом, государство отказывается от выполнения своих функций, что повышает конфликтность в этих вопросах", – заявил Бортник.

Он уверен, что церковь должна быть отделена от государства. "По моему мнению, очевидное способствование одной церковной организации и то, что допускается давление на другую церковную организацию, – признак недемократичности государства. Церковь должна быть отделена от государства, оно должно одинаково внимательно относиться к гражданам любых религиозных конфессий, тем более официально зарегистрированных на территории Украины", – подчеркнул эксперт.

Политолог также отметил, что силовое решение конфликтов – неприемлемо. "Сегодня государство это не обеспечивает, и время от времени реализуются силовые сценарии. Такой путь решения вопроса неприемлем. Это разрушает гражданский мир, гражданское согласие в стране, подрывает доверие к государству со стороны верующих граждан. Апогей будет перед выборами. Думаю, захватов может быть еще много", – считает он.

Бортник добавил, "то, что незаконно захвачено, не принесет пользы". "Власть меняется, режимы меняются, предпочтения властных мужей меняются, и что, мы каждый раз будем делить храмы? Это абсолютная антигосударственная глупость. Государство должно остановить любые процесс по силовому перераспределению общин и храмов", – подытожил он.