Закон о донорстве: медики ссылаются на опыт Европы, юристы и церковь – против

7 апреля 2012, 08:28
Минздрав хочет разрешить трансплантацию "по умолчанию", но у закона есть определенные риски

Медики уверяют - закон правильный, и поможет спасти жизни тысяч украинцев, фото youthkiawaaz.com

Ситуация с пересадкой органов в Украине может революционно измениться. Минздрав инициирует обсуждение изменений закона о трансплантологии. Если его примут, для отказа от пересадки своих органов человек должен будет при жизни написать письменное заявление об этом. В ином случае его органы могут забрать для пересадки другим людям без согласия родственников. Сейчас, согласно закону о трансплантологии, разрешение родных на трансплантацию не требуется только, если человек написал письменное согласие или отказ. В случае его смерти разрешение может дать супруг/супруга или близкие родственники. Если у человека нет законных представителей, пересадка органов запрещена. В большинстве западных стран действует именно презумпция согласия (а в США согласие или не согласие на донорство указано в водительских правах). Недавно норму закрепили также в России и Беларуси. В нашей же стране врачи в большинстве случаев получают отказ от родственников. По данным МОЗ, в Украине есть семь трансплантационных центров с современным оборудованием, однако у них нет органов для пересадки.

В Беларуси, надо отметить, гражданам бесплатно делают пересадку органов. В Научно-практическом центре "Трансплантации органов и тканей" их также бесплатно обследуют. Деньги же в основном центр получает за счет иностранцев. Белорусские врачи поясняют, что развитие трансплантологии у них произошло именно благодаря разрешению трупного донорства. Там делают в десятки раз больше пересадок, чем в Украине.

Реклама

ЗА. Как рассказал "Сегодня" главный трансплантолог Минздрава Украины Александр Никоненко, действующий закон устарел по многим пунктам, тут нужно менять не только статью 16, но и многие другие. "В Минздраве создана рабочая группа, которая готовит проект изменения закона о трансплантологии. Основное положение – изменение презумпции несогласия на презумпцию согласия. После принятия закона в 1999 году трупная трансплантология в Украине остановилась. Мы лишили тысячи людей возможности проведения операции по спасению их жизни", – говорит главный трансплантолог страны. "В Беларуси, как только поменяли закон, ситуация сразу изменилась", – поясняет Никоненко. По его словам, если новый закон будет принят, то несогласный на пересадку человек должен будет просто подать заявление в соответствующие органы. "Если он его не подаст, мы считает, что он был согласен", – отмечает он. По словам Никоненко, родственники умершего чаще всего не имеют своего мнения по этому вопросу, и вопрос о пересадке чаще просто вызывает у них возмущение. "Мы лишили умершего человека права на волеизявление. Родственник высказывает мнение человека за него", – отмечает трансплантолог.

При этом Никоненко подчеркивает, что риска "развития" черного рынка органов в Украине нет, так как у нас нет самого черного рынка. "Его никогда не было и не будет. Даже если у нас есть орган, мы чаще всего не знаем, кому он подойдет", – говорит он и добавляет, что только после всех необходимых исследований выясняется, кто конкретно может получить необходимый орган. "После принятия закона полностью изменится ситуация. Каждый из нас является либо потенциальным реципиентом, либо потенциальным донором. Органы точно не заберут у человека, который еще живой. В процессе оказания помощи участвуют несколько врачей, и только после установления смерти мозга решается – становится человек донором или нет", – подчеркивает он.

В комитете по вопросам здравоохранения парламента также считают вопрос крайне актуальным. "Однозначно, эта тема актуальна. Тут думать и находить законодательную поддержку нужно. Трансплантология – тема щепетильная и тонкая. Тут нужно серьезно поработать", – говорит Виктор Корж, замглавы комитета здравоохранения. "Думаю, что закон заслуживает рассмотрения, но его поддержка в парламенте зависит от качества документа, учета мирового опыта. Тема же социально значимая", – подчеркивает он.

Реклама

ПРОТИВ. Церковь — против презумпции согласия. Ранее Комитет по биоэтике и этическим вопросам при Священном Синоде УПЦ решил, что "с точки зрения православного христианского вероучения в отношении донорства, как безусловный принцип, должна действовать "презумпция несогласия". То есть донорство возможно только при условии свободного осознанного волеизъявления самого донора.

Видят опасность в новшестве и юристы. "Сама по себе презумпция согласия говорит о том, что неинформированный человек подпадает под то, что с ним делают все, что хотят", – говорит медицинский адвокат Людмила Солоп. "Это, конечно, попытка решить вопрос с уровнем трансплантологии в стране. Но этот закон – колоссальное поле для всевозможных злоупотреблений. Классическое – это когда человек попадает в морг, и он его тело тут же разбирают…Трансплантология – это ведь не только почки, печень – материалов масса. Это и сухожилия, мышцы, кожа…Презумпция согласия подразумевает использование каждого тела, если нет прямого заявления об обратном. Человек должен иметь при себе документ, который подтверждает его несогласие с донорством, но в нашей стране этого не практикуется, и в случае смерти его автоматически разберут на органы", – подчеркивает она. "Может сложиться ситуация, когда родственники приедут забирать тело, а от него мало что останется, — отмечает Солоп. — Если врач будет хоть как-то мотивирован, он будет разбирать всех. Это грозит не только процветанием "черного рынка" органов, но и тем, что будет некачественный продукт для трансплантологии…Есть опасность инфицированных органов". "Я вижу, почему пытаются принять закон, но зная нашу страну и неспособность государства контролировать этот процесс, тут есть большие риски", – отмечает юрист.

СПРАВКА.По данным МОЗ, наиболее успешные результаты после трансплантации почки – около 30 лет жизни, печени – около 25 лет, сердца – 15-20 лет. Годовая выживаемость колеблется в пределах 98%.