Западная Украина: голод, змеи и стихия

5 августа 2008, 20:38
О том, что сейчас творится в затопленных областях, нам рассказал человек, прибывший туда помогать одним из первых.

Реклама

О том, каковой сейчас является ситуация в Западной Украине, в регионах, пострадавших от наводнения, и чем власти реально помогают местным жителям, оставшимся без крова из-за разгула стихии, "Сегодня" рассказала Светлана Панюшкина, руководитель проектов благотворительного фонда "Развитие Украины". Светлана прибыла оказывать помощь пострадавшим одной из первых, фонд выделил средства для закупки продуктов жителям сел, отрезанных от остального мира водой, и хрупкой женщине вместе с военными пришлось разгружать фуры с продовольствием и доставлять сельчанам продукты на вертолете.

— Когда мы прибыли в Западную Украину для оказания помощи, выяснилось, что никто не знает, какие села наиболее пострадали, как к ним добраться — чиновники были заняты подготовкой к приезду Тимошенко. Добиться информации от властей я не смогла. Я обратилась за помощью к певице Руслане Лыжичко — она родом с Франковщины. Руслана свела меня с главами облгосадминистрации и Верховинского района, который пострадал больше всего. Сложно было найти транспорт для продуктов, на помощь снова пришла Руслана — ее знакомый перевозчик предоставил нам фуру, чтоб привезти помощь поближе к пострадавшим. Мы выехали в ночь. Поздно вечером были в Верховине, встретились с главой райгосадминистрации… Он показал нам карту, с указанием сел, у которых нет связи с внешним миром, и мы составили план действий. В первую очередь решили помочь селам с наибольшим населением. На выручку пришли военные: предоставили нам вертолеты. Я просто говорила старшему офицеру, в какое село нужно лететь, и он сообщал нам время, когда вертолет будет готов везти груз… Летали мы по 6—10 раз в сутки.

Из всех, кто рассказывал, что готов помочь, мы были первыми, кто помогал. Я облетала все села. В некоторых была по два раза, в некоторых — больше. В села мы привозили по 1,2 тонны продуктовых наборов, в первую очередь раздавали их тем, у кого совсем ничего не осталось — ни дома, ни огорода, а уж потом — остальным… На обратном пути каждый рейс забирали с собой людей — беременных, больных… Одна женщина с грудным ребенком, после операции на сердце, поехала отдохнуть на Западную Украину, чтоб поправить здоровье — естественно, от всего этого ей стало только хуже. Мы забрали ее. В другом селе забрали женщину с сепсисом — из-за воды заразилась… Проблема была каждый раз, когда мы пытались вылететь — на борт вертолета мы могли взять лишь 10-15 человек — максимум, а приходило каждый раз по 20—30 желающих… Мы постоянно нарывались на проклятия тех, кого вынуждены были оставить, один раз из-за этого началась потасовка, экипажу крепко досталось...

Реклама

— А что в этих наборах было?

— Подсолнечное масло, сахар, рис, гречка, рыбные консервы, мука. Подсолнечное масло даже докупали — селяне говорили: есть масло — можно жить: можно что-то жарить, уже легче…

— В непогоду страшно летать было?

Реклама

— Не то слово! Вертолет бросает из стороны в сторону, он все время рискует упасть! В конце концов, один из вертолетов разбился… Было так, что и мы чуть не погибли. Вы представить не можете, как переживали члены моей семьи: они знали, что я постоянно летаю, а, когда появилось сообщение в СМИ о том, что вертолет разбился, мой мобильный был вне сети…

— Чем сейчас, по вашим наблюдениям, власти реально помогают людям?

— Раздают деньги, выделяют военных, которые помогают раскапывать дома. Правда, деньги пока тратить там не на что: дороги разрушены, и способов доставить в магазины продукты просто нет… С точки зрения обеспечения едой кроме себя я никого не видела. Местные предприниматели передают передачи односельчанам, но тоннами эта помощь не измеряется: начиная от пакета, заканчивая несколькими мешками муки… Удивило, что правительство оперативно не предприняло меры по строительству и восстановлению дорог. Они лишь начинают проектирование! А ведь скоро зима, и, как известно, в нашей стране от проекта до внедрения — не один месяц. Надо думать о тех, кому зимой нужно ездить на работу, за продуктами. Что им делать? Ждать очередного решения правительства? Мы решили не ждать и отправили туда работать две единицы техники. Может, в масштабах трагедии это не много, но хотя бы что-то, чтобы людям помочь добираться до райцентра.

— С дорогами так плохо?

— Их нет, вместо дорог оборванные скалы или размытое пространство. Если бы местные не сказали, что была дорога там, где нам пришлось ездить, я бы, наверное, не догадалась. В некоторых местах сохранились участки с асфальтом, но единой инфраструктуры нет.

— В чем сейчас, кроме еды, нуждаются пострадавшие в первую очередь?

— Из-за обилия воды и теплой погоды страшно активны змеи. Жители сел, отрезанных от "большого мира", срочно нуждаются в вакцине от укусов змей. Правительство работает над доставкой вакцин.