Запорожанка делает из галстуков иконы, на такие работы ее вдохновляет Космос

14 декабря 2007, 14:52
Валентина Чикина дает мужским аксессуарам вторую жизнь. Она шьет из них картины, юбки и шляпки. Советские галстуки для этого не подходят.

Мастерица. Из гастуков получаются отличные иконы. Фото Д.Онищенко

Валентина Чикина из Запорожья, художник по образованию, шьет наряды из мужских галстуков. Хотя мастерица считает свое занятие — хобби, юбки получаются такие, что нет отбоя от покупателей.

Живет Валентина в небольшом частном доме. Творческий беспорядок в нем граничит с чисто женской любовью к комфорту. Иначе как объяснить соседство антикварного буфета, стилизованных под старину кофемолок и современных электроприборов, без которых, по признанию хозяйки квартиры, она себя просто не мыслит? Художник по образованию, она украсила жилище так, что с первого взгляда понятно: вдохновение здесь частый гость.

Реклама

— Моя жизнь — сплошное хобби, поэтому недостатка вдохновения я не ощущаю. Занимаюсь любимым делом ежедневно, и каждая работа вдохновляет на следующую. Причем как-то так получается, что я творю периодами: иногда чувствую, что хочется лепить только фигуры, или же рисовать, или работать с тканью. Знакомый астролог однажды пробовала сделать мне космограмму. Это было как раз в то время, когда я увлеклась вышивкой бисером и украшала брошки. Как же я была удивлена, когда узнала, что, судя по космограмме, мне как раз и следовало на время отвлечься от каких-то больших работ и заняться так называемой "мелочевкой"! Получается, что меня ведет Космос, а я его слушаюсь, — улыбается Валентина Андреевна.

ИГРА. — В галстуки я решила поиграть сдуру, — удивляет мастерица. — В городе открывалась одна галерея, и там решили превратить открытие в Шляпный карнавал. Они рассудили, что карнавальный костюм наденут не все, но хотя бы в шляпку сможет облачиться каждый. К этому самому карнавалу я и смастерила себе шляпу из галстуков.

Получив массу комплиментов, художница задумалась, а не соорудить ли из этого мужского аксессуара еще что-нибудь исключительно женское. Так и появились на свет ее знаменитые юбки, одна из которых "уехала" с новой хозяйкой в Германию, а еще несколько "ходят" по Киеву и ближнему зарубежью.

Реклама

— Я уже столько галстуков повидала, что могу написать о них книгу, — улыбается Валентина. — К примеру, швейцарские самые плотные, годятся для создания из них зимней одежды. А советские — самые неподходящие для переработки. Хромает качество. А еще они как-то так сшиты, что после распаривания от них остаются "рожки и ножки". Как-то одна женщина сделала мне подарок — принесла аж несколько мешков советских "ошейников". Но они не пригодились. Еще одна причина, по которой советские галстуки прямо рассыпаются в руках — советский же мужчина носил их, что называется до дыр.

К слову, мужнино добро Валентине потрошить не приходится — он попросту не носит галстуки вообще. На одну юбку у нее уходит больше 20 галстуков, поэтому затариваться приходится основательно. Любимый галстучный магазин — ближайший секонд-хенд, где всегда можно найти качественные, хорошо сделанные импортные "ошейники". По ее словам, ей еще ни разу не приходилось найти даже двух одинаковых.

ЛОСКУТНАЯ РОСПИСЬ. — Одежды из галстуков у меня самой немного, — признается мастерица. — Я ведь не дизайнер одежды, а художник, потому с помощью галстуков "пишу" картины. Знаете, с кусочками цветной ткани очень интересно работать, будто с красками! Разложу кусочки ткани на полотне и перекладываю туда-сюда как мозаику. Сама того не замечаю, как получается готовая картина.

Реклама

Валентина Чикина говорит, что всегда пугается, когда слышит от людей, что они уже нашли себя и свое призвание. Она считает, что как раз в этот момент они его теряют.

— Жизнь человека, и художника в частности это вечный творческий поиск и желание реализовать себя. И не зря в биографиях известных мастеров живописи выделяют несколько периодов. Лично я называю это "играться". Мои галстуки — это тоже была игра, такая же, как и все остальные.

НА КРЫШЕ ВЫСОТКИ ЛЕПИЛА ФИГУРЫ ИЗ ЛЬДА

По словам художницы, она всю жизнь рисует, лепит и вышивает. Даже первым предметом, который она схватила, будучи несмышленым грудничком, стал карандаш. Причем схватила его правильно, а не просто зажала в кулачке, как это делают малыши. Тогда-то родители решили, что в семье родился художник и не ошиблись.

Валентина Чикина закончила Палехское художественное училище в Ивановской области в России, где изучала иконопись и лаковую миниатюру — ту самую, широко известную палехскую роспись. Там она заработала и свои первые "творческие" деньги.

— Палехская роспись всегда очень ценилась у туристов, — вспоминает мастерица студенчество. — И к нам в общежитие частенько забегали отбившиеся от коллектива иностранцы, которые покупали наши работы на сувениры. Ой, как нас тогда гоняли в училище! Мы ведь еще не умели рисовать "настоящий Палех", а иностранцы думали, что приобретают именно его.

Вообще, экспериментировать Валентина любила с детства. Еще школьницей будущая художница любила зимними вечерами забираться на крышу родной высотки и играть "в льдинки". А наутро весь двор, задрав голову, любовался сделанными ею огромными фигурами изо льда и снега. За путешествия на крышу первоклашка не раз получала взбучку от родителей, однако творить ледяные шедевры не переставала.

Сегодня Валентина Андреевна — фигурки лепит не из снега, а из пластилина и глины. Однако любовь к оригинальному исполнению, казалось бы, стандартных работ живет в ней и по сей день.

ЛЮБИМЫЕ РАБОТЫ

Не будь у художницы вдохновения — "мурлыкать" этому галстуку в лучшем случае на чердаке.

Подобных работ у мастерицы несколько — они ждут, когда она найдет им место или хозяина.