Запорожская мастерица делает картины "из кастрюли".

19 мая 2008, 16:57
Рита Сидоренко из Запорожья создает портреты и пейзажи из лука, чеснока и капустных листьев и находит иконы на улице.

Несмотря на оригинальность жанра и материала, за 5 лет художница не продала ни одной работы. Фото Е. Радченко

Реклама

В семье Риты Сидоренко не принято выбрасывать луковую и чесночную шелуху, а также несъедобные капустные листья. Очистки бережно собирают в полиэтиленовые пакеты, сушат и проглаживают утюгом. Придет время — и они превратятся в портреты, пейзажи или натюрморты, оправленные в деревянную рамочку. "Когда я объясняю, из чего сделана та или иная работа, мне не верят, пока внимательно не рассмотрят ее со всех сторон — думают, что нарисовано", — смеется мастерица.

Рита Викторовна по образованию художник-оформитель, однако идея создавать картины из пищи пришла к ней недавно — в 2003 году она чистила лук для салата и залюбовалась, насколько красиво играет оттенками на солнце золотистая "чешуя" обычного овоща и розово-фиолетовая — его крымского собрата.

ГЛАЗА. "Сперва у меня не получалось, чешуйки рвались, ломались и морщились, я нервничала и расстраивалась, но в какой-то момент строптивый материал поддался и уложился в лицо мужчины, в котором одни видят Блока, другие Есенина, а на самом деле это просто выдуманный мною персонаж", — рассказывает Рита Сидоренко. На днях ей пришла еще одна идея — дополнить чесночно-луковые картины другими овощами, так что мы застали Риту Викторовну в процессе заготовки морковных и картофельных деталей для будущих работ.

Реклама

В архиве мастерицы — больше 20 работ, среди которых пейзажи, национальные и религиозные зарисовки, цветы, люди и животные. Но преобладают в этом многообразии все же люди и животные, в частности, казаки и кошки. Рита Викторовна объясняет это так — "глаза". Именно с глаз она начинает делать картины — считает их ключевой частью композиции. "Глаза — это жизнь, это эмоции, которые нужно очень тщательно изобразить, чтобы картины были живыми, с душой", — считает художница.

Несмотря на оригинальность жанра и материала, за 5 лет она не продала ни одной работы. Говорит, что не умеет заниматься коммерцией, да и жалко отдавать за деньги работы, сделанные с любовью и нежностью. "Домочадцы меня постоянно ругают, что я раздариваю свои картины вместо того, чтобы зарабатывать на них деньги, — улыбается художница. — А я так люблю удивлять людей, делать им приятные сюрпризы, что язык не поворачивается говорить о цене, когда вижу, что человек искренне восхищен моей работой. Лучшая награда — восхищение и теплые слова, поскольку они мне дарят вдохновение, а что для художника может быть дороже?"

Кстати, о деньгах — самая затратная часть картины — деревянная рамка, плюс немного клея для закрепления деталей, а сам материал — дармовой. Один портрет можно сделать, собрав 100—150 граммов луковой и чесночной шелухи и нескольких капустных листов. "До тех пор, пока я не стала заниматься луковыми картинами, мы никогда не ели столько лука", — смеется Рита Викторовна. Раньше художница фиксировала свои шедевры лаком для волос, но под сладкой пленкой потом заводились жучки. Поэтому теперь ничем картины не покрывает.

Реклама

О ВЕЧНОМ. Немало работ художницы носят религиозный характер. Но не потому, что мастерица — ревностная прихожанка. Рита Викторовна уверена: ее талант — подарок свыше, и Бог продолжает его оберегать. "Ведь как иначе объяснить то, что я частенько нахожу на улице то карманные, то большие церковные иконы? — говорит мастерица. — Первую иконку я нашла на улице еще в 18 лет, когда спешила на остановку, опаздывая на работу. Как сейчас помню, это был карманный образок со святым Владимиром. Несколько лет спустя подобрала с земли другую иконку, и с тех пор мне частенько приходится "спасать" лики святых из-под ног прохожих. Некоторые считают, что это кто-то колдует и бросает святыни. Но я уверена, что иконы не несут в себе ничего плохого и нечистого. Они мне помогают воплощать в жизнь все желания и добиваться целей. Вот однажды я пожелала, чтобы моя дочь поступила в институт на бюджетное отделение — написала записочку и спрятала за икону. И это желание исполнилось. Надеюсь, исполнится и еще одно желание: чтобы о моих работах узнали не только запорожцы, но и жители других городов и стран".