Жена пострадавшего на шахте им. Засядько: "Мужу все еще снятся эти взрывы"

19 марта 2015, 08:15
Помощь пострадавшим от взрыва на шахте, застопорила бюрократия

Авария на Засядько. Фото: AFP

Со дня аварии на шахте им. Засядько в оккупированном Донецке, унесшей жизни 34 горняков, прошло уже две недели. В больницах остаются еще 14 шахтеров, пострадавших от взрыва метана, но 10 человек обещали выписать из Донецкой больницы профзаболеваний еще вчера. "Мы прошли курс реабилитации, вот-вот выпишут", — радуется один из пострадавших, Виталий Асташев. Еще одного горняка, получившего травму глаз, вчера выписали из областной травматологии. А в Ожоговом центре, куда попали пострадавшие с серьезными травмами, все еще остаются четверо шахтеров: двоих из реанимации перевели в общие палаты. "Все четверо живы, динамика выздоровления, как и прогнозы, — положительные. Мы продолжаем и хирургическое, и общее лечение. Признаки отравления угарным газом и ожоги дыхательных путей уже ликвидированы, часть поверхностных ожогов кожи зажили. Сейчас мы работаем с помощью восстановительных операций и профилактикой инвалидности. Вчера сделали очередную пластическую операцию — по пересадке искусственной кожи", — рассказывает директор Института неотложной и восстановительной хирургии им. В. Гусака Эмиль Фисталь. 

Жена одного из пострадавших, Ивана Лазаренко, говорит, что мужу стало лучше. "Он уже начал ходить. Правда, после операции кисти рук все еще болят после каждой перевязки. Полная реабилитация займет минимум месяц. Мы держимся, но муж пока не оправился от аварии, боится ложиться спать: снятся кошмары, взрывы", — рассказывает Татьяна.
На самой шахте им. Засядько работа уже частично восстановлена. "Расследование будет продолжаться еще дней 10, но причина не изменилась — взрыв метана. Версий, откуда возникла искра, несколько, — комментирует экс-директор Института горной механики им. Федорова Борис Грядущий. — Восстановительные работы поврежденных участков идут. Там же, где последствия аварии устранены, а требования по безопасности выполнены, уже снова идет работа".

Реклама

ТРУДНОСТИ. Помочь шахтерам и их семьям в этой сложной ситуации решил Ринат Ахметов: он через свой Гуманитраный штаб выделил материальную помощь семьям погибших горняков — по 100 тыс. грн, а также пострадавшим — от 10 до 25 тыс. в зависимости от тяжести травм. Но семьи погибших шахтеров столкнулись с рядом проблем и не могут получить эти деньги. "Мы перечисляем помощь на банковские карты. Люди, проживающие в зоне АТО, должны открыть банковский счет. Но получить деньги они могут только на подконтрольной Украине территории. А для этого нужен пропуск, сделать который — огромная проблема", — говорит координатор штаба Римма Филь. По ее словам, возникли и проблемы морального характера: с признанием свидетельств о смерти, которые выдаются в оккупированном Донецке, украинской стороной. Третьей же проблемой стали налоги, которыми облагается помощь. "До начала боевых действий достаточно было направить от шахты официальное письмо на мэра города с просьбой принять решение о привлечении благотворительных средств. Проходило внеочередное заседание горсовета, где принималось решение о привлечении помощи и уровне сумм, которые не будут облагаться подоходным налогом. Но новый закон не дает права местной власти принимать такое решение: этими полномочиями обладает только Кабмин. А благотворительная помощь облагается 21,5%-ным налогом (НДФЛ — 20% и военный сбор в сумме 1,5%.  — Авт.)", — говорит руководитель направления "Адресная помощь" штаба Ирина Темерко. На прошлой неделе мэр Донецка Александр Лукьянченко и владелец шахты Ефим Звягильский приходили на прием к спикеру ВР Владимиру Гройсману и министру соцполитики Павлу Розенко с просьбой освободить семьи погибших горняков от выплаты этих налогов. Но вопрос пока не решен.