Женщина-капитан полагается на женскую интуицию и машет молотом, как мужчина

11 июля 2012, 10:22
Первая в Украине женщина-капитан дальнего плаванья Татьяна Олейник в этом году будет отмечать юбилей — 35 лет назад она связала свою жизнь с флотом.

Реклама

"Самое неприятное то, что многие мои коллеги часто говорят: тебе проще работать, ты — женщина. Но никто и никогда не вспоминает, каково мне было 20 лет назад, до того как я стала капитаном, и каким был мой путь к достижению этой цели, — признается Татьяна. — Мало кто верил в серьезность моих намерений. Все думали: "Выйдет замуж — и блажь закончится". У меня не хотели принимать документы и допускать к сдаче экзаменов. Только после того, как я получила три (!) флотские специальности и после личного разрешения министра Морского флота СССР Тимофея Гуженко, мне разрешили поступить в Одесское высшее инженерное морское училище (у Татьяны — пять дипломов с отличием и степень кандидата технических наук. — Авт.)".

Прежде чем стать капитаном, Татьяна четыре года была матросом, пять лет — третьим помощником капитана, пять — вторым, 11 — старпомом. Откуда же такая целеустремленность и любовь к морю? "Я считаю, что каждый человек приходит в мир со своим предназначением, возможно, моя будущая профессия была предрешена при рождении.... Не случайно я родилась в День Военно-морского флота. Я счастливый человек, у меня тяжелая, но очень любимая работа. Недавно встречалась с одноклассниками, почти никто не работает по специальности и все единогласно пришли к мнению, что только я осуществила свою детскую мечту, — говорит Татьяна Витальевна. — Море — это моя жизнь, это моя любовь. Оно никогда не бывает одинаковым, каждое мгновенье разное, как человек — или хмурится, или улыбается. Море никогда не надоедает".

ЦВЕТЫ. Сейчас Татьяна Витальевна в отпуске, в своем доме под Киевом. Хлопочет по дому, варит варенье, ухаживает за садом и переживает по поводу цветов, которые остались на "Ванечке" (так ласково все называют ее теплоход "Иван Сергиенко"). "У нас на судне 100 вазонов: в моей каюте, на капитанском мостике, в кают-компании, в компьютерном офисе, — рассказывает Татьяна. — Нашему "Ванечке" — 31 год. И пусть он старенький, но ухоженный — везде порядок. Коллеги как-то сказали мне: "У вас на теплоходе, даже во время ремонта, как во Дворце культуры. А я часто напоминаю экипажу, что на судне они — дома, а дома — в гостях".

Реклама

И надо сказать, что заботой окружен не только сухогруз, но и его экипаж. На Пасху Татьяна Витальевна сама печет куличи и, по возможности, ходит в церковь, чтобы их освятить. На день рождения и по праздникам экипаж получает от нее поздравления в стихотворной форме, рождественские подарочки, а на 14 февраля — сделанные ее руками "валентинки". Но не чурается она и мужской работы. Во время ремонта судна вместе со всеми "махала молотком" на палубе. "Надо личным примером вдохновлять подчиненных. Руководя мужчинами, на трудности надо бросаться, как Александр Матросов на амбразуру, — иначе толку не будет", — признается женщина-капитан.

ЖЕНСКАЯ ИНТУИЦИЯ. Несколько слов о женской интуиции. Татьяне она помогает избегать в море непогоды и связанных с ней проблем. "Бывает так: заканчивается погрузка, можно выходить в море, но что-то подсказывает — лучше подождать. И предчувствия, как правило, не обманывают. Опускается туман, а за ним приходит плохая погода", — рассказывает капитан. Заметим, что многие моряки предпочитают штилю шторм и сопутствующий ему адреналин. "Не стоит испытывать судьбу, да и судно, и экипаж лучше уберечь от такого адреналина", — смеется Татьяна. На своем судне она обошла все Средиземноморье, бассейны Черного и Азовского морей, перевозя в основном зерновые и генеральные (штучные) грузы. Не раз попадала в сильные шторма, но "Ванечка" и экипаж справлялись со стихией. "Мужчины часто считают, что слабый пол не в состоянии быстро принимать решения в критических ситуациях, — говорит Татьяна. — Однако женщина — это защитница, всегда оберегает своих детей. Случись беда — ей не легче, чем мужчине, но реакция быстрее. На судне экипаж — мои дети, поэтому я 24 часа в сутки за них в ответе, расслабляться некогда". Часто капитану приходится перевоплощаться в разные роли, даже в судового хирурга. На счету — зашитое верхнее веко, разорванные ладони.

РОДИНА. "Мне в радость каждый новый порт, но уйти работать "под чужой флаг" не только не хочу, но и не имею права, — признается Татьяна. — Я давно могла уйти из "Укрречфлота" туда, где больше платят, у меня достаточно опыта и квалификации. Но я — первая в Украине женщина-капитан дальнего плавания, поэтому флаг на судне под моим командованием должен быть только украинским. В Китае говорят, что самое главное для человека — его лицо. Я свое создала сама и не намерена его терять".