Жизнь после люстрации: чем занимаются бывшие чиновники, силовики и военные после увольнения

12 июля 2015, 08:00
Некоторые сумели с помощью судов вернуться на свои должности, часть продолжает судиться, а некоторые уже нашли новую работу и ушли в политику

Гаишник Шуб. Единственный из инспекторов Киевщины, кто добился восстановления в должности

В Украине уже почти год идет люстрация. За это время сотни чиновников разных рангов, десятки милиционеров, прокуроров и гаишников были уволены в рамках очищения власти. Напомним: в первую очередь, по закону, чистки коснулись чиновников, занимавших руководящие должности при президенте Викторе Януковиче, а также тех, кто от лица государства пытался противодействовать Евромайдану. "Сегодня" пообщалась с люстрированными и узнала, как им живется после чистки. Как оказалось, некоторые из них сумели с помощью судов вернуться на свои должности, часть продолжает судиться, а некоторые уже нашли новую работу и ушли в политику. 

Реклама

Прокурор Голомша. Собирается идти во власть

ЙОГА И ОГОРОД. "Закон об очищении власти правильный. Но трактуется людьми некомпетентными, — говорит экс-первый замгенпрокурора Николай Голомша, люстрированный осенью прошлого года.  — Что касается моей судьбы, то по предложению общественных объединений мы создали политическую партию, и идем на выборы. Если же говорить о личном, то я занимаюсь спортом: по утрам делаю комплекс упражнений "5 тибетских жемчужин" — это элемент йоги. Появилась возможность отдохнуть психологически. Занимаюсь я садоводством: ухаживаю за саженцами — люстрация, так сказать, помогла (улыбается. — Авт.). Иск, в котором я обжалую люстрацию, находится в суде. Но процесс остановлен из-за того, что глава Верховного суда обратился в Конституционный за разъяснениями об исполнении этого закона". По его словам, аналогичная ситуация — и у его брата, который в недавнем прошлом возглавлял милицию Киевской области.

ИЗ ГАИ В ОХРАНУ. Некоторым силовикам рангом пониже удалось победить люстрацию: "Меня уволили, не проводя, как я считаю, никакой проверки, — говорит киевский гаишник Владимир Шуб. — Мотивировали тем, что якобы я составлял админпротокол на одного из участников Автомайдана. Кстати, я по сей день уверен, что тот, кто писал на меня заявление в прокуратуру, не являлся активистом! Никаких признаков этого не было. Поэтому я подал в суд, и суд все-таки восстановил меня на работе. А пока судился, зарабатывать приходилось по-разному. Одно время работал в частной охране: руководил наружным наблюдением за объектом. Ведь, как известно, около 80% руководителей в таких фирмах — бывшие сотрудники МВД.".

Реклама

В НАУКУ. А вот экс-замглавы Минобороны адмирал Игорь Кабаненко, люстрированный в октябре 2014, свободного времени на хобби и огороды не находит: он занимается профильными проектами. Говорит, что увольнение открыло для него новые горизонты. "Вместе с единомышленниками создали агентство по научно-техническим разработкам, внедряющее новые технологии в оборонную сферу. Еще ко мне обращаются ребята с передовой, которым я по старым связям помогаю решить вопросы с документацией, работаю с волонтерами", — поделился с нами Кабаненко. Вспоминая свое октябрьское увольнение, чиновник говорит, что панике не поддался: у него это уже вторая люстрация в "копилке": "Меня еще при Януковиче беспочвенно уволили с поста замначальника Генштаба. Тогда я потратил время на суды и оправдания, — вспоминает экс-чиновник. — В этот раз я решил никому ничего не доказывать. Судиться ни с кем не стал, и молча ушел".

"Чистки продолжатся"

Эксперты считают, что в ближайшие полгода чистки могут продолжиться. "Несмотря на громкие чистки, у нас остались ведомства, которых люстрация почти не коснулась. Это, в первую очередь, судьи, и за них могут взяться в ближайшие месяцы. Плюс есть новый закон о прокуратуре, который по сути — завуалированная люстрация", — считает политолог Владимир Фесенко. Сам же закон о люстрации может оказаться под угрозой: он еще на рассмотрении КС. "Отменить его КС, веротяно, не рискнет, это грозит им самим нападками люстраторов. А вот замечания и предложения, скорее всего, вынесут, так как закон уже имеет много нареканий со стороны ЕС за недоработанные механизмы".