Жизнь в стиле Средиземья: чем занимаются сегодня украинские толкиенисты

21 октября 2018, 00:30
Меч из лыжни, одежда из занавесок, допрос на таможне и чай из лисичек — что сегодня происходит во вселенной Джона Толкина и его украинских фанатов

Джон Толкин — фантаст, профессор — создал не просто альтернативную вселенную, но и максимально проработал все детали своих произведений. Каждый персонаж Толкина имеет свою родословную, 19 искусственных языков, разработанных автором в книгах и черновиках, даже имеют свою специфическую грамматику, которую при желании может изучить увлеченный толкинист. Сегодня вселенную Толкина продолжает открывать для широкой аудитории сын автора Кристофер, оформляя черновики отца в новые произведения. Питер Джексон надеется срежиссировать целый сериал по сюжету "Сильмариллиона". Говард Шор выступает с оригинальной симфонией, созданной для "Властелина колец", а фанаты по всему миру пытаются скопировать образы, разработанные для кинотрилогии художниками Алланом Ли и Джоном Хоу. Чем живут поклонники Толкина в Украине сейчас, выясняла "Сегодня".

Реклама

Джон Толкин. Своими книгами пытался уйти от ужасов войны

Питер Джексон. Прославил Толкина в кинематографе

Реклама

"Грибной полигон" и ролевые игры

Дар Грищенко работает журналистом, но свободное время посвящает творчеству. Он создал коллекцию украшений в стиле одной из эпох Средиземья.

"В 6 лет родители с боем отобрали у меня "Сильмариллион", сказав, что я его не пойму, — говорит парень. — Было очень обидно! К 10 классу я перечитал все книги о Средиземье в ближайшей биб­­лиотеке и ро­­ма­­ны фанатов, на­­писанные по мо­­тивам "Власте­­лина Колец". До сих пор храню редкий экземпляр журнала ивано-франковских толкинистов "Гиль-Эстэль" 2003 года. Это 40-страничная брошюра формата А5 с грамматикой придуманного Толкином сложнейшего эльфийского языка.

Чтобы участвовать в масштабных костюмированных реконструкциях по сюжетам из произведения я ездил в другую страну. Смешно было объяснять пограничникам, зачем я везу с собой меч.

Рассказывать, что такое "ролевые игры", и слушать их саркастичные комментарии тоже было весело. До сих пор с улыбкой вспоминаю "грибной полигон" — когда вся локация, где должна проходить реконструкция, поросла груздями. Приходилось пинать их ногами, чтоб не поскользнуться. Потом мы добавляли грибы в кашу, в суп. Поскольку жили в походных условиях, бывало, что грибы попадали нам даже в чайник. А чай с лисичками — не самое вкусное питье, скажу я вам.

Жалею только о том, что сейчас больше популярны постановки по мирам компьютерных игр, чем по Толкину".

Ювелир. К 10 классу перечитал все книги Толкина и фанфики. Фото: из архива Д. Грищенко

Реклама

Костюмер: знаком с гномом Гимли

Ясон Минк — известный украинский косплеер — сейчас занимается созданием костюмов для ролевых игр:

"В детстве брат читал мне "Хоббита" на ночь. Сейчас я коллекционирую книги. У меня практически все издания в различных переводах: Грушецкого и Григорьевой, Кистяковского и Муравьева, Яхнина. Последнее приобретение — рассказ "Кузнец из Большого Вуттона". Я ходил в художественную школу. Благодаря этому сейчас я могу собственноручно создавать свои костюмы. Каждый "лист" на кольчуге имеет особый узор, как настоящий, рисунок, сердцевина, строение в целом. Я стараюсь подбирать материалы и аксессуары, близкие к оригиналу, как в кино или как описано в произведениях Толкина. Был в школе смешной случай, когда к костюму Леголаса я сделал накидку из плащевки. Ткань жутко шелестела во время ходьбы (а поступь эльфа должна быть бесшумной. — Авт.). Если бы такой плащ был на реальном эльфе, никакое громкое сопение гнома не могло бы соперничать в шуме.

В образе Трандуила. Костюм, парик и визаж Ясон сделал сам

Увы, в Украине пока нет фестиваля, приз за первое место которого мог бы покрыть затраты на хороший костюм. Сейчас многие покупают вещи, которые напоминают атрибутику из трилогии Питера Джексона в интернете. Я к этому подхожу очень серьезно. Стараюсь изготавливать костюмы на самом максимально высоком уровне, кроме того, делаю парики на заказ и профессионально занимаюсь визажем.

В этом году на Comic Con Ukraine я познакомился с Джоном Рис-Девисом — актером, который играл гнома Гимли во "Властелине колец". Именно поэтому я выбрал костюм короля лесных эльфов Трандуила. "Чертов эльф!" — сказал он мне на фестивале косплея. Чем не признание образа? Мне запомнилось напутствие Джона: "Награды и победы не имеют значения. Признание публики — вот что важно". Я считаю Толкина родоначальником современного стиля фэнтези. Он повлиял не только на литературу, но и на кино, моду и мировую культуру в целом. А заслуга Питера Джексона в том, что он дал новую жизнь эпохальным произведениям".

Джон Рис-Девис и Ясон Минк. Фото: из архива Я. Минка

"Не хочу пересматривать "Хоббита"

Анастасия Кузнецова благодаря своей любви к Толкину из Крыма переехала в Киев. Именно здесь она нашла многих друзей, так же как и она, увлеченных миром Средиземья.

"Многое, что у меня сейчас в жизни есть, так или иначе связано с творчеством профессора, — делится Настя. — Сейчас я, конечно, не развешиваю уже плакаты по всем стенам, но когда приезжаю домой к родителям, на стене моей старой спальни до сих пор висит карта Средиземья, которую я нарисовала лет в 18. Мама так ее и не сняла. Говорит, она украшает комнату".

Само произведение Анастасия прочла после просмотра первой части трилогии "Братство кольца":

"Мы с подругой пошли в кинотеатр после школы, а этот фильм как раз шел в кино. Через три часа вышла из кинотеатра с круглыми глазами и влюбленная — в мир, в произведение, в персонажей и немножко в Элайджу Вуда. Его синие глаза за три часа смогли сделать то, что подруге не удалось за три года. Читать трилогию я села в тот же вечер! Все три книги я осилила за пару недель. В школе как раз по программе проходили "Войну и мир", и эти две недели были отведены на прочтение эпопеи Толстого. Но я этим временем распорядилась несколько иначе. Так и читала: "Властелин колец", а рядом "Война и мир". Когда мама заходила в комнату, я просто меняла одну книгу на другую. Я любила перечитывать произведения по несколько раз, чтоб перестать следить за сюжетом и смаковать полюбившиеся моменты, обращать внимание на слог автора. Поэтому у меня нет любимого перевода. Предпочитаю именно оригинал. В школе на занятиях английского, я всегда выбирала свои любимые отрывки для чтения вслух".

А вот с экранизацией "Хоббита" поклонница Толкина не во всем согласна.

"Для меня это скорее самостоятельное произведение, которое совершенно случайно называется так же, как одна из книг Толкина, и имена героев в них совпадают, — уверена Настя. — "Хоббит" — это короткая, детская книжечка, сказка. В ней не было места эпосу. В фильме же развернулась эпические баталии, с драмой, экшеном и сексуальными персонажами. Признаться, на большом экране и в 3D, под колу и попкорн, эти фильмы я посмотрела с определенной долей удовольствия, но больше не пересматривала. Хороший одноразовый фэнтези-боевик. С экранизацией "Властелина колец" было иначе. Я пересматривала их очень много раз потому, что они зацепили что-то в душе".

Как настоящий фан, Анастасия участвовала в играх ролевиков-"толкинистов".

"Ролевая игра — это возможность стать другим, — уверена наша героиня. — Найти "своих" людей со схожими интересами и реализоваться творчески. Я помню игры начала нулевых. Когда плащ можно было сделать из занавески или меч из старой советской лыжни. И это не шутка! Сейчас более жесткие требования к воссозданию сюжетов и образов героев. Меня всегда привлекали простодушные добрые персонажи. В одной из игр мы были хоббитами, а другие ребята переодевались в пони и катали на спине ребятишек. Было настоящее веселье с песнями, плясками, ярмаркой и пятиразовым питанием".

"В начале нулевых для игры плащ можно было сделать из занавески, а меч — из старой лыжни". Фото: из архива А. Кузнецовой

Актуальная эстель: надежда вопреки

Киевлянка София Москаленко считает, что преимущество мира Толкина, по сравнению с другими фэнтезийными мирами (тех же компьютерных игр или комиксов), в философии его персонажей:

"В его книгах есть важное и очень актуальное сегодня понятие — эстель — надежда вопреки всему. Когда хуже некуда и никаких улучшений не предвидится. У героев бывают ситуации, когда только такое отношение к жизни позволяет им выжить и сохранить свет в душе. Для меня важно, что есть мир, хотя бы в литературе, где закон эстель работает. В легендариуме Толкина все понятно: ты или прислужник врага, или защищаешь свет. Мне нравится этот мир своей справедливостью. Ты выбрал сторону, и получаешь все последствия своего выбора".

Атрибутика "толкиниста". Эльфийский символ вечной жизни