Жизнь в центре Харькова: в 200-летних домах дождь льется прямо в кастрюли, а люди боятся засыпать

28 мая 2012, 07:55
На днях под завалами старой постройки на ул. Октябрьской Революции погиб 35-летний мужчина

В историческом центре Харькова, который так привлекает туристов, оказывается, очень небезопасно жить. На днях под завалами 100-летней постройки на ул. Октябрьской Революции погиб 35-летний мужчина. Оказалось жильцов злополучного дома отселили 15 лет назад, но отремонтировать или разобрать аварийную двухэтажку коммунальщики не удосужились. А жилец соседнего дома, который попросту вышел прогуляться, стал жертвой стечения обстоятельств. "Сегодня" прошлась по центру города и узнала, как живут харьковчане в полуразрушенных домах.

Дом на ул. Университетской, 33, возвели еще в 1828-м. Сейчас, когда мимо проезжает трамвай, все здание содрогается. К Евро-2012 фасад дома примарафетили, но со двора открывается ужасающая картина: на входе — потрескавшиеся ступени, в потолке зияют дыры, повсюду осыпавшаяся штукатурка и плесень. Людмила Юркевич из 53-й квартиры показывает свое жилье: на стенах трещины и черная плесень, то же самое и в кухне. Женщина говорит: когда идет дождь, вода льется прямо в кастрюли.

Реклама

"Из-за грибка мой 12-летний сын уже 4 года наблюдается в тубдиспансере. Медики подозревали, что у него в легких образовались споры черной плесени. Как только возвращается из санатория, дома начинает задыхаться и кашлять до крови, — рассказывает Людмила Рюриковна. — Мы много раз обращались в мэрию, но сделать ремонт лишь обещают, на деле ничего не происходит".

Ул. Университетская, 33. Дождь заливает плиту. Фото: Н. Тесля

Реклама

Строители в доме появились после того, как в детскую кроватку угодил кусок гипсокартона и вылилось 300 литров дождевой воды. Благо ребенок не пострадал, поскольку его забрали из люльки кормить. В тот же день прибыла комиссия от горисполкома. Правда, крышу отремонтировали только над 53-й квартирой.

"Еще в 1985-м нашему дому дали 71% аварийности. А каждый последующий год добавляется еще 1%. Сейчас же дом изношен уже на 97%", — сетуют жильцы, которые около 20 лет стоят в очереди на новое жилье.

ДОМ ОСЕДАЕТ. Дом в переулке Самеровском, 8, аварийным считается еще с 1940-го. По осыпавшимся стенам видно, что фундамент сильно просел, но и здесь обитают люди. "Моя семья поселилась тут в 1941-м. Я родился здесь, и помру здесь. Еще при Союзе к нам приходили и что-то обещали, а сейчас уже никто не наведывается, ничего не проверяют и не говорят. Так и живем, хорошо, хоть дом не шатается, а просто оседает. Трещины самостоятельно заделываем и крышу недавно перекрыли, чтобы не текло", — рассказал нам местный житель.

Реклама

Жильцы дома №5 в переулке Лопатинском тоже жалуются, что их 200-летнее здание потихоньку рушится. "Зимой на меня с потолка упала штукатурка, хорошо кирпич зацепился и я чудом уцелела. Зять залатал дыру досками и клеенкой, но надолго такой подпорки не хватит", — говорит 77-летняя Зинаида Неваленная. Когда жильцы хотели поклеить новые обои, оказалось, что стены разошлись и в щели можно легко просунуть ладонь. Выяснилось, что до революции это было хозяйское имение, а в подвале находилась большая конюшня. "Пять лет назад земля под аркой провалилась и образовалась дыра в человеческий рост, мы с трудом засыпали тот подвал, пришлось три самосвала жужалки высыпать", — говорит Зинаида Кузьминична.

Пер. Лопатинский, 5. Трещины шириной в ладонь

БЕЗ КРЫШИ. В нескольких минутах ходьбы от станции метро "Проспект Гагарина" под открытым небом живет семья Басалаевых. Сложно представить, что в доме на переулке Ващинковском, 25, все еще обитают люди, ведь даже рядом стоять страшно.

"Крыша завалилась 12 лет назад. Я чувствовал, что вот-вот это случится, ведь уже подпоры трещали. Пришлось нам в кладовку перебраться. И только перенесли крам — вскоре там все рухнуло. Наверху все завалено. Бревна и кирпичи лежат на этом ветхом потолке", — указывает на дом местный житель Вениамин Басалаев. Сейчас мужчина с женой ютятся в двух маленьких комнатках, потолок в которых держат самодельные опоры. Из всех удобств в доме только электричество. Отопление когда-то было печное, но потом д

ымоходы обвалились, и пользоваться печкой стало невозможно. И колонку во дворе отрезали.

Пер. Ващинсковский, 25. Снаружи жилой дом выглядит как после бомбежки

Отапливают жилье обогревателем, а за водой ходят к соседям или к Гольберовской церкви. Перед новым годом у Басалаевых родился внук. Чтобы не рисковать здоровьем ребенка, молодая семья переехала в съемную квартиру, а старшее поколение по-прежнему живет в руинах. Жильцы признаются, что в таких апартаментах засыпать страшно, ведь в любой момент обвал может похоронить их заживо. "Когда сильный ливень, все течет, дотронешься до стены — током бьет. Бывает стены и балки с ужасным грохотом рушатся", — рассказывает Вениамин Васильевич. Дети звонят родителям каждый день и первым делом спрашивают, живы ли?