Звонарь Евромайдана: "Колокольным звоном прогонял тьму из душ людей"

19 декабря 2013, 07:32
Аспирант-богослов, бивший в набат Михайловского собора во время второго штурма Майдана, рассказал, как принимал в ту ночь звонки со всего мира, писал с колокольни смс жене и почему не чувствует себя героем

Иван Сидор. С пятью друзьями три часа бил в набат / Фото: Юрий Кузнецов

/ Фото: Юрий Кузнецов

Реклама

— Иван, первый вопрос очевиден. Расскажите о ночи с 10 на 11 декабря, когда вы били в колокол во время штурма Майдана? 

— Все произошло около часа ночи. Я живу в общежитии духовной академии. Я спал, когда телефон буквально стал разрываться от звонков — номер есть на сайте монастыря, он в целом известен. В основном звонили женщины, с незнакомых номеров. Они плакали и просили бить в колокола, потому что начался разгон Майдана. Было около 70 звонков, из которых я смог ответить на 10. Позже проверил телефонные коды в интернете — мне звонили из США, Швейцарии, Португалии, Италии, Польши и Украины. На территории монастыря тоже начались волнения, собирались обычные люди. Я позвонил наместнику Киево-Михайловского монастыря, епископу Агапиту, который сразу же дал свое благословение — и мы с товарищем по комнате побежали на колокольню. Она была окружена людьми, одна женщина упала на колени и просила: пожалуйста, звоните, там происходит что-то страшное. Я не знал, как бить в набат, в последний раз такое было в 1240-ом году, во время татаро-монгольского нашествия, поэтому мы звонили во все колокола, делая основной упор на самые большие. Сначала были вдвоем, а спустя час, к трем, пришли другие студенты. Всего нас было шестеро. Мы звонили три часа и за это время порвали четыре троса.

— Что вы чувствовали, когда это происходило?

Реклама

— Я не ощущаю себя "героем". Просто не мог по-другому. Когда тебе звонят люди, просят о помощи, ты должен помочь. Но ярко запомнил одно чувство... Человек создан чистым, без греха. Но после грехопадения в душе у многих поселилось зло, а колокольный звон — это настоящее чудо, первозданный звук. И именно колокольным звоном я пытался прогнать из душ людей тьму и зло, которое там поселилось.

— Когда вы звонили в колокол, вы сообщали кому-то о штурме Майдана?

— В колокольне стоит карельон — специальное устройство, управляющее колоколами. Для того, чтобы все зазвучало, нужно бить по клавишам руками и ногами. И я звонил — а левой рукой писал смс-сообщение своей жене Яне, что я на колокольне, призываю людей. Просил ее включить телевизор — там показывали события на Майдане. На следующий день мы созвонились и она была очень рада за меня, гордилась моим поступком.

Реклама

— Как ваши друзья, родственники отнеслись к этому?

— Больше всего обрадовались отец и мать. Они тоже гордятся мною. После той ночи я получил множество сообщений с благодарностями. В одном из них даже говорилось, что, услышав звон, на Майдан пришел посол США. Монастырская братия тоже воодушевлена. Монахи еще с 30 ноября давали митингующим чай и приют в монастыре. Людям дали ковры и одеяла. Многие спали в монастыре, поэтому утренние молитвы проходили очень тихо. Это Божья благодать, что УПЦ КП управляют не только духовные люди, но и настоящие украинцы, украинцы в душе. Потому что Святейший Патриарх Филарет распахнул двери монастыря, а наместник Агапит благословил колокольный звон. Церковь должна быть с народом, она создана Христом, чтобы спасти человечество. Церковь, которая закрывает двери перед людьми — это не церковь.

— Расскажите, как проходит ваш обычный день?

— Студенты и аспиранты живут по строгому расписанию. Подъем — в семь утра, в восемь — утренняя молитва, потом — завтрак. В девять начинаются лекции. Поскольку я пою в хоре, часто прихожу уже ко второй лекции. В 14:30 — обед. И до 17:00 — свободное время. Потом, до 19:00 — время на самоподготовку и обучение. В 19:00 — ужин и снова свободное время, до 22:00, тогда начинается вечерняя молитва. И в 23:00 мы ложимся спать. В свободное время я ходил на Майдан. Там настолько потрясающая атмосфера, передать не могу! А когда приезжает жена — гуляю с ней по городу. Она живет в Волынской области, работает учителем иностранных языков в школе. Мы живем отдельно, так как я еще учусь, а квартиры в Киеве нет.

— Расскажите о планах на будущее.

— Этой осенью я женился на Яне Сидорук, с которой встречался до этого восемь лет. В школе провожал ее домой каждый вечер. Это моя первая и единственная девушка, любовь всей жизни. Я даже на одном из колоколов Михайловского собора написал "Ваня + Яна". И, как каждый семинарист, который женился, хочу стать священником. Подал прошение, чтобы рукоположили в диаконы. И, если будет Божья воля, хочу остаться в Киеве, потому что влюбился в этот город.

Имя: Иван Сидор
Ро­дил­ся: 19.01.1989 в Червонограде (Ук­ра­ина)

Сын священника, после окончания школы поступил в Киевскую православную богословскую академию. Сейчас — аспирант, готовит кандидатскую на тему "Провозглашение Московского патриархата: причины и последствия". Изучает историю Украины на историческом факультете КНУ им. Шевченко. Секретарь-референт Киевского епархиального управления, администратор сайта Киево-Михайловского монастыря.