Битва под Крутами: сто и один год назад

Текст и верстка: Игорь Рец
29 января 1918 года произошел бой под Крутами, задержавший наступление большевиков на Киев. Пауза в продвижении войск была куплена жизнями студентов, которые стали преградой для вражеской армии. Команда сайта "Сегодня" отправилась под Круты чтобы своими глазами увидеть место знаменитого сражения.
Мемориал
маршрут: Киев-Круты
Расстояние от Киева до села Круты - 181 км. Зимой рано темнеет, так что выезжаем на рассвете.

Ровная асфальтированная дорога сменяется сказочным бездорожьем. Чем больше под колесами снега, тем ближе к месту. Ключевая точка нашего маршрута - Мемориал памяти Героев Крут и музей, который находится рядом.

Мемориальный комплекс памяти Героев Крут создан на месте боя вооруженных формирований УНР с войсками большевистской России. Бой произошел 29 января 1918 возле железнодорожной станции Круты Борзнянского района Черниговской области.

Рядом с местом сражения в 2006 году был установлен монумент. Колонна, возвышающаяся над курганом, - копия колонны Университета Святого Владимира (ныне - университет Шевченко). Многие из погибших под Крутами учились там...
Колонну венчает бронзовый трезубец в лавровом венке. Под колонной на гранитных плитах лежит пробитая пулями бронзовая гимназистская шинель.

Бой происходил за местом, где ныне возведен монумент. Со стороны Бахмача наступала 5-6-тысячная армия Михаила Муравьева - московские и петроградские красноармейцы и балтийские матросы. На вооружении имели бронепоезд, пушки и пулеметы.

"Со стороны Киева прибывали украинские вооруженные формирования, которые насчитывали 600 человек. 400 - юнкеры первой юношеской военной школы им.Богдана Хмельницкого, будущие военные. 116-130 - студенты-гимназисты Киевских учебных заведений: Университета Святого Владимира, Украинского народного университета, и гимназисты гимназии Киево-Мефодиевского братства", - рассказывает историю здешних мест научный работник Наталья Примушко.

Часть комплекса - воссозданный перрон Киевского вокзала начала 20 века; на путях паровоз, семь вагонов и платформа с пушкой. Самый старый вагон был выпущен еще в 1905 году.
"В похожих вагонах с похожего перрона студенты-гимназисты отправлялись в далеком 1918-м под Круты. Автор концепции, народный художник Украины Анатолий Гайдамака задумал озеро, которое начинается тут, заканчивается у паровоза и с высоты птичьего полета имеет вид подковы - символа счастья, которое ребята добывали для своей страны. А за монументом находится озеро в виде креста", - рассказывает Наталья Алексеевна.

Проходим внутрь "теплушки". По ощущениям, внутри обшитого доской вагона с дровяной печью в углу еще холоднее, чем на улице. В таком же вагоне в такую же зимнюю пору преодолевали студенты долгий путь из Киева.
"В таких вагонах перевозили солдат на фронт. По санитарным нормам один вагон должен был вмещать 40 человек. Санитарные нормы нарушались, набивались по 80-120 человек. Грубка - система отопления того времени. Их ставили в теплушках по две по диагонали и пытались обогреть вагон. Но когда на улице была минусовая температура, а поезд мчал на огромной скорости, то, конечно, обогреть вагон как следует они не могли. Солдаты согревались своим дыханием и телами", - рассказывает Наталья Примушко.
Лощенко Семен Матвеевич
и его "бронепоезд"
Подполковник УНР Семен Матвеевич Лощенко родился в 1893 году в селе Ивановка Славяносербского повета Екатеринославской губернии (ныне село находится в неподконтрольной части Луганской области, в Антрацитовском районе). Лощенко прославился тем, что во время боя под Крутами прямо с поезда вел артиллерийский огонь по большевикам.
Воссозданная платформа с пушкой стала частью мемориального комплекса.

"Самая большая сила, которая была у них - подобная пушка на подобной платформе. За пушкой был Семен Лощенко. Обкладывали ее мешками с песком, брали на помощь нескольких студентов, сзади цепляли небольшой паровоз, она бегала по железной дороге и точно обстреливала большевиков. Еще с украинской стороны было 16 пулеметов", - рассказывает научный работник.

Бой под Крутами был неравным. Кроме превосходящих сил противника проблемой защитников станции было и отсутствие поддержки. Информация о событиях 29 января 1918 года строится на воспоминаниях. Историк показывает на карте, как разворачивались события согласно свидетельствам участников:

"Бой начался около 9 утра. Большевики наступали большими силами, как на парад, и украинцы провели несколько атак в ответ. Но силы были неравны, патроны постоянно кончались, пулеметы перегревались. Сюда шел Симон Петлюра во главе Гайдамацкого коша Слободской Украины. По дороге получил сообщения: в Киеве на заводе Арсенал произошло восстание. Он решил, что силы важнее там, и повернул на Киев. В Нежине стоял Шевченковский полк. Должен был прийти на помощь, но Аверкий Гончаренко (командир сил УНР в бою под Крутами - Ред.) получил информацию: полк провозгласил нейтралитет, а вообще - угрожает выступить на стороне большевиков. Потери с украинской стороны достигают 50%. В обед пушка должна была вернуться в тыл за боеприпасами. Пулеметы перегреваются, помощи от Петлюры не будет, еще и угроза окружения Шевченковским полком.

Чтобы избежать еще больших потерь, Аверкий Гончаренко дает приказ отступать", - говорит Наталья Примушко.
Отступление
Рядом с монументом - дорога к селу Печи. Сто лет назад на месте дороги была узкоколейка с Ични на Чернигов. Железнодорожная насыпь служила прикрытием для юнкеров, но и отделяла их от гимназистов.

"Юнкеры организовано стали забирать убитых и раненых и отправились к эшелонам. Студенты-гимназисты слишком поздно получили приказ отступить. Железнодорожная насыпь не дала возможности увидеть, что юнкеры отступают. Юнкеры за железнодорожной насыпью не видели, что гимназисты идут в штыковую.

Андрей Омельченко, старший студент, сразу понимает, что это означает - отступать по открытому полю, - и решает сначала штыковой атакой отбить врага, а потом отходить. Это было ошибочное решение. Необученные, необстрелянные, плохо вооруженные студенты-гимназисты против взрослых мужчин, балтийских матросов. Многие были расстреляны, заколоты штыками, был смертельно ранен Омельченко", - рассказывает научный работник.

В одном из вагонов форма с характерной бело-сине-красной вышивкой на погонах. Как объясняют в музее, такой символ - отличие добровольцев. В бою под Крутами они принимали активное участие, в том числе оказывая поддержку основным силам при отступлении.
"На помощь пришли добровольцы - воины куреня Смерти. Их было 80 человек. Помогли спастись, обходным путем добраться к эшелонам, и уже хотели уезжать. После себя разобрали железнодорожную колею, чтобы большевики быстро их не догнали. Но оказалось, одной четы (взвода - Ред.) - 35 человек, куда входили самые младшие, - нет. Отправили в разведку, искали, но уже темно, большевики на подходе, так что они сели в эшелоны, и поехали в направлении Киева", - рассказывает Наталья Примушко
Известно, что те самые 35 человек добрались к станционному домику. Не зная, что станция на этот момент была захвачена большевиками. Всего восемь человек смогли избежать расстрела - кто-то сбежал, кому-то просто повезло отправиться в Харьков вместе с другими ранеными.

"Оставшихся 27 должны были расстрелять. Почему? Бой на себе в основном держали юнкеры, и очень крепко, пока были патроны. А в плен попали самые младшие, которые не могли стрелять. Потери с большевистской стороны были большие, это была месть. Разобрана и подорвана железная колея - нужно идти в сторону Киева, а железную дорогу нужно ремонтировать, это требует техники и людей. Большевики задержались на двое-трое суток, пока все отремонтировали", - объясняет музейный работник.

Одних расстрелянных похоронили большевики, других - местное население. Хоронили в полотнищах, по христианскому обычаю. 9 марта, на заседании малой Рады Михаил Грушевский поднял вопрос о том, чтобы приехать под Круты, найти тела, похоронить их в Киеве, на Аскольдовой могиле, на братском кладбище. Но до сих пор на первом месте захоронения, у края села Печи покоится неопознанный участник тех событий.

"Руководитель боя под Крутами - Аверкий Гончаренко. Умер на 90-м году жизни в США, в 1980-м. У нас в стране о нем говорят мало, есть несколько статей в интернете, и ни в одном учебнике истории, даже в том, по которому сейчас учатся дети в 11 классе, нет информации о том, что боем под Крутами руководил Аверкий Гончаренко", - рассказывает музейный работник
с.Печи
и его жители
Иван и Татьяна - единственные местные жители, которых нам удалось повстречать в селе Печи
Сто лет назад на воспоминаниях местных жителей села Печи строилось понимание событий тех лет. Сегодня же местных на улице почти не видать. На кладбище среди снега видим цветы и крест - это то самое место первого погребения.

Под снегом - большая плита из необработанного камня. Табличку ставить некому. Здесь покоится человек, чью личность так и не установили.
У кладбища встречаем Татьяну и Ивана. Они волокут на деревянных санях мешки с мукой. От помощи отказываются, но охотно рассказывают о местном мемориале.

"Это могила, где хлопцы сначала были закопаны. Их забрали, один остался. Все обещают тут памятник поставить", - рассказывает Иван

Иван 1946 года рождения, его спутница - еще младше. О прошлом они знают из рассказов родителей и дедов

"Бились там на поле. Наши родители и деды их после боя собирали и хоронили здесь. Тогда по другому хоронили, так, как положено было. Не было гробов. Копали, застилали яму, складывали их, и землей засыпали. Потом приехали родные и забрали тела. Одного не забрали. Наверное не нашли, кто бы забрал", - рассказывает Иван

На вопрос о том, есть ли в селе люди старше 100 лет, Иван отрицательно качает головой. Село, в принципе, нельзя назвать людным. Мы и сами видели по дороге ухоженные дома, но со стойкими снежными шапками на крышах. Это значит, что они холодные изнутри.

"Больше 200 хат пустует. А кто приедет? Молодежь в городе работает. Она бы оставалась, но работы ведь нет", - жалуется Иван.

Сын Татьяны при работе. Но каждый день женщина волнуется.

"Сын служит в АТО. По контракту. Уже 3 года. Где только не был: и в Марьинке, и под Донецком. Ранен был, в госпитале лежал, осколки вытягивали. Хоть бы не продолжали дальше", - жалуется женщина и голос ее вздрагивает.

Круты
станция
Приезжаем на станцию "Круты". Нас встречает аккуратное здание вокзала. Местные говорят, что оно стояло здесь и 100 лет назад, и именно сюда пытались добраться заблудившиеся 35 студентов. Заметив камеру, служащий станции просит спрятать камеру и больше не фотографировать.
"Сфотографируйте лучше нас!", - говорят железнодорожники, чей ежедневный труд поддерживает станцию "Круты", 101 год назад вошедшую в историю независимой Украины.