Вивчення IT в школі: чому українські випускники не вміють користуватися Excel

8 березня 2018, 23:00
Дивацтва шкільних програм: перебір з вивченням мишки і проблеми з пошуком інформації

На уроці. Можна вивчати ПК, програмування

Часто від роботодавців можна почути , що вчорашній студент має прогалини в комп'ютерній грамотності .

"Когда я попросила подчиненных составить документ в Excel, одна сотрудница сказала, что не все отредактировала в образце, потому что не умеет, а вторая попросила разрешить ей сделать табличку в Word", — говорит директор киевской фирмы, занимающейся продажами, Елена Богун.

Іноді позначка в резюме " впевнений користувач ПК " означає , що здобувач вміє набирати текст , має акаунти в соцмережах , ну і може запустити свою улюблену гру на комп'ютері . У той же час багато хто не знає елементарного , того , що повинні дізнатися ще на шкільній лаві : офісних програм , програм з пошуку і перевірки інформації і т . д . " Сегодня" дізналася , чого навчають школярів на уроках інформатики і чого не вистачає в сучасних навчальних програмах .

"Фізики" і "лірики": кому піде на користь

Думки вчителів і деяких батьків з приводу програм з інформатики розділилися .

"На уроках мы начинаем изучение предмета с элементарных понятий об информации, способах ее представления, алгоритмизации, изучения офисных программ (Word, Еxcel, PowerPoint, Access, Publisher), умения работать с онлайн-сервисами (GoogleDocs, электронная почта, чаты, блоги и т. д.), решения компетентностных задач, работы с графическими редакторами, изучения принципов работы ПК и т. д., — поясняет учитель информатики киевской школы Юлия Белова. — В современном об­ществе невозможно представить себя без этих знаний. И я бы сказала, что лишнего в программе нет".

До того ж діти створюють проекти на обрану тему і шукають для цього зображення , відео , тексти , графіку .

Деякі ж батьки вважають , що школярам доводиться займатися тим , що їм ніколи не знадобиться і це відбиває бажання ходити в школу .

"Моя дочь "прячется" от информатики и даже идет на хитрости, так ей неинтересно и тяжело. Зачем ее загружать и "портить" оценки, если она пойдет в гуманитарный вуз? Не все хотят быть айтишниками", — рассказывает мать одиннадцатиклассницы из ОШ № 23 (Киев) Людмила Стеценко.

Методику викладання програмування більшість вчителів хвалять .

"МОН решило, что такие знания и умения полезны всем. Доля программирования на сегодняшний день в каждом классе — примерно 40% от всего учебного материала. Этого достаточно, чтобы научиться писать элементарные программы (например, калькулятор). Чудесно для развития логического мышления! Но проводить уроки тяжело из-за отсутствия у школьников знаний по математике и некоторым другим предметам. Дети, например, не могут вспомнить формулу площади круга. Это элементарные математические знания, а учащиеся по 15 минут в интернете ее ищут", — говорит киевский учитель информатики Татьяна Соловьева.

Крім того , багато викладачів нарікають на неузгодженість програм між різними дисциплінами , що в результаті зводиться до того , що ці знання на шкоду програмі треба давати на інформатиці .

"Например, в программировании 5-го класса необходимо знать, что такое система координат. А по математике они этого еще не проходили", — говорит Татьяна Соловьева.

Знання для роботи і безпека

Є вчителі , які не зовсім згодні з розподілом уроків : на їхню думку , частина часу , присвячену вивченню будові і функцій ПК , можна було б відвести на щось більш корисне .

"Целый урок на изучение мышки — слишком много. Да и языки программирования (Pascal, Basic, С, С++ или С#) я бы оставила только для профильных классов или школ. Вместо этого можно было бы добавить урок по безопасности — в программе рассматриваются только антивирусы", — говорит учитель информатики из Киева Дарья Настенко.

На її думку , окремо варто було б підняти питання про кібербулінг .

"В классе была ситуация, когда ученики анонимно создали группу в соцсетях, в которой выкладывали всякий "компромат" на одноклассников. Так можно не только затравить, но и довести до суицида "соседа по парте"! Здесь в комплексе с психологами необходимо рассказывать, как реагировать на ту или иную провокацию и к кому обратиться за помощью", — считает Дарья.

З корисних навичок , які недооцінені , – знання пакету Microsoft Office .

"Знания Excel, Word, PowerPoint и т. д. всегда могут пригодиться. Сейчас люди в бизнесе готовы платить, чтобы им сделали хорошую презентацию. На мировых микростоках они продаются на уровне с фотографиями — я находила по $112", — подчеркивает учитель.

Реклама

Інформатика з психологією. Фото: Г. Салай

Навчити грамотно шукати і знімати

Грамотний пошук інформації – золота навичка, якій , на думку вчителів , викладачів і роботодавців , повинні навчати ще в школі . Але і з цим у школярів і навіть випускників вузів , де інформатика не профільний предмет , велика прогалина .

"Ученики всерьез верят в то, что в "Википедии" можно почерпнуть все знания. Они не умеют правильно задавать критерии поиска. Например, не знают, что с помощью оператора lang можно задать язык поиска документов (ru, uk и т. д). Или если нужно найти кэшированную страницу, то у Google, например, есть свои серверы ("caсhe:" — и все готово") и т. д.", — объясняет Дарья Настенко.

Якщо говорити про соцмережі і заробіток в них , то багато вчителів не прихильники такого навчання .

"Сейчас многие школьники хотят зарабатывать в интернете, считая это легкими деньгами. Но SMM, на мой взгляд, — навык не для школы. Необходимо понимание, как работает реклама в соцсетях, что такое ЦА и тому подобное. Этому нужно учиться, но не в школе", — считает куратор киевского центра развития с углубленной информатикой Алла Самусенко.

А ось робота з відео , на думку викладачів , дітям корисна : в майбутньому – це як мінімум сімейні відео , а як максимум – робота .

"На уроках можно было бы освоить хотя бы базовые навыки: минимальные знания по постановке кадра, обработке видео, наложения фильтров и текста. Ведь суть информатики — обучить пользоваться передовыми технологиями", — подчеркивают в школах.