"Шанувальники": українські фанати "дівчинки з плеєром" Земфіри передавали її волосся як реліквію

3 березня 2018, 12:00
"Зем-чат" у 2000-х, фан-тури і "Стіна Z" в Києві

У спецпроекті " Шанувальники " ми розповідаємо про стиль життя фанатів культових музикантів . У попередніх випусках йшлося про шанувальників Елвіса Преслі, Фредді Меркьюрі, Майкла Джексона та інших. Героїня нинішньої публікації – Земфіра . У команді артистки завжди були українці ( наприклад , Pianoбой Дмитро Шуров був у Земфіри клавішником в 2006-2009 рр . ) , А шанувальники з числа наших співвітчизників відгукуються про неї , як про людину дуже доброзичливу . Хоча в питаннях музики Зема – вкрай сувора і педантична .

План втечі і плакат з простирадла

Захоплення музикою Земфіри для київської піарниці Катерини Скурідіної почалося випадково . У 1998 році дівчина жила в Дніпрі ( колишній Дніпропетровськ ) і була активною учасницею фан – клубу групи " Мумій Троль " .

"Однажды ко мне попала кассета — сборник "правильной" музыки, — говорит Катя. — И там была песня Земфиры "Ракеты". Человек, который ее передал, обронил фразу: "Будешь слушать — обрати внимание на эту певицу. У нее скоро пойдут клипы в ротации. Думаю, она круче Ильи Лагутенко". Меня это сначала очень возмутило: не может быть "кого-то" круче Лагутенко! А потом… Мы запоем слушали эти "Ракеты", затем вышел альбом "Земфира", и постепенно все на него "подсели". Вот так Зема и попала в мою жизнь.

Моему другу Дане было 17 лет. Домашний мальчик, опекаемый родителями, влюбился в "девочку с плеером" и заслушивал ее кассеты до дыр. Сейчас он — успешный художник, а тогда сидел дома и писал портрет Земфиры на холсте. В 2002 году у нее был тур по Крыму, и мы рванули туда. Даню родители не отпустили, но он сказал им, что едет к другу на дачу, и поехал с нами! В Ялте мы собрались возле зала, и тут из автобуса выходит Земфира, а с другой стороны — мама и папа… Дани. Забрали беднягу и увезли в Феодосию. Но он и там умудрился сбежать на концерт!

Вспоминаю еще одну поездку в Крым, когда у Земфиры проходил тур в поддержку альбома "Четырнадцать недель тишины". У нас был огромный самодельный плакат из простыни с надписью "Мы всегда будем за тебя" — мы поднимали его на концертах. И обязательно приносили розовые шарики. Земфира уже узнавала нас и говорила со сцены: "Привет всем нашим!".

Я до сих пор считаю, что "Четырнадцать недель тишины" — один из недооцененных альбомов. Есть в нем песня "Шалфей". Она ассоциируется у меня со всем этим периодом — поездами, вокзалами, когда ты ночуешь где попало, почти без денег… С тех пор многое поменялось. А Земфира осталась на всю жизнь".

Коли вийшов перший альбом Z , журналістці Юліані Скібіцькій було 7 років .

"Помню, как пела в расческу "Привет, ромашки" перед зеркалом, а "Почему?" стало главным вопросом жизни. От той "девочки-скандала" почти ничего не осталось, да и я изменилась. Но иногда кажется, что мы с ней меняемся синхронно. Просто Z всегда на удивление точно знает, что мне нужно.

Мне повезло побывать на ее концертах дважды. Второй раз получился абсолютно спонтанным — не было ни денег, ни возможностей туда ехать. Но я поехала. И, как всегда, очень переживала, когда в клубе был плохой звук или кто-то кричал из зала: "Ромашки" давай!". Боялась, что она это услышит, развернется и уйдет со сцены, как уже было однажды. Потому что слишком упряма и прямолинейна, чтобы это скрывать.

Мое отношение к Z — это не фанатизм. Это вся жизнь, которая прошла с ее песнями в наушниках. Поэтому "за песни и за то, что я не сплю — спасибо".

Поговоримо? 2002 рік. Катя Скурідіна з Земфірою

Реклама

Волосся в конверті і сльози від "Хочеш?"

"Июнь 1999 года. По ТВ идет передача "До 16 и старше", — вспоминает Тамара Балаева. — И вдруг — внезапное: "Корабли в моей гавани, не взлетим — так поплаваем…" Лет через пять у меня появится стойкое убеждение, что любовь бывает только с первого взгляда. Но тогда, в 12 лет, это случилось именно так.

Апрель 2000-го. Я заслушиваю до дыр кассету с дымящими трубами на обложке: второй альбом Z "Прости меня, моя любовь". Через три месяца умрет мой дедушка, и я впервые в жизни буду искать утешение только в одной песне — "Хочешь?"…

2002 год. Очень жду выхода нового альбома "14 недель тишины". С тех пор, как год назад я побывала на концерте Земфиры, мой мир стал другим. В ящике стола хранится папка с вырезками интервью, я хожу в балахоне с Земфирой и в напульснике с буквой "Z". На день рождения подруга дарит мне настоящее сокровище — конверт с прядью волос Земы. А может, и нет: до сих пор точно не знаю, чьи волосы храню уже 15 лет.

2005 год. Выходит долгожданная "Вендетта", а я… сильно влюбляюсь. Саундтреком к этому чувству становится "Любовь как случайная смерть". Через два года вышел альбом "Спасибо", а моя первая любовь как раз стала несчастной: "Бился неровно пульс, Мысли казались голыми, Из пистолета грусть, Целилась прямо в голову"... Каждый раз, когда я счастлива, или наоборот, я включаю Земфиру. И это — как возвращение".

Пісенник. Зберігає як раритет

"Стіна Земфіри" і гонка за автомобілем

Митя Ятім – один з найбільш послідовних шанувальників Земфіри . Він відвідав близько 50 концертів співачки – в Україні , Росії , Литві . Саме цей хлопець на концерті в Грузії в 2015 році вручив Земфірі український прапор , який вона тут же підняла над головою . А недавно , в Ізраїлі , співачка підійшла до Миті, який стояв в першому ряду фан – зони , і він заспівав у мікрофон кілька фраз .

Реклама

"Впервые я увидел Земфиру по телевизору — это был клип на песню "Ариведерчи", — вспоминает наш герой. — Я записал ее имя на клочке бумаги, вручил его маме и сообщил, что на день рождения хочу кассету этой группы. День за днем я слушал помногу раз песню за песней. Потом на стенах моей комнаты появились плакаты, купленные на Петровке, а на одежде — нашивки, значки и наклейки.

Со временем захотелось найти единомышленников, но в школе никто не разделял моего восторга. И тогда я написал в молодежный журнал "Круто" — там была рубрика поиска друзей по интересам. В ответ пришло почти 300 писем! Так в Киеве появилась наша компания — тех, кто интересовался музыкой Земфиры.

Хорошо помню первый концерт. Это был Дворец спорта, и в тот день Земфира довела меня до слез. Когда толпа фанатов побежала к служебному входу, рванул за ними. Так, в погоне за черной машиной, в которой уезжала певица, я стал настоящим фанатом. Концерты в разных городах и странах, татуировки с ее именем — с годами пылкая подростковая любовь сменилась более взрослым уважением. Все, что происходит в моей жизни, часто невероятным образом оказывается связанным с Земфирой и ее песнями. Когда мы с другом решили открыть свое заведение, это было место, где есть только кофе и вино, как в песне Z. К ее дню рождения мы с киевскими единомышленниками сделали "Стену Земфиры" — на нее ушло около 50-ти плакатов. А первую стену-граффити, в заброшенном доме на Львовской площади, делала поклонница Земы из Беларуси. Нас много!".

Митя. Був на 50-ти концертах

Реклама

Київські шанувальники. Зробили на Володимирській "Стіну Земфіри" з плакатів до її дня народження

Продаж дачі заради кумира і плов від барабанщика

У далекому 1999 році шанувальниця Земфіри Даша Дідух вирішила зібрати "братів по крові" і створити фан-клуб. Вона розклеїла по місту сотні оголошень, закликаючи фанів об'єднатися. Вони відгукнулися: з тих щосуботи біля метро "Палац спорту" збиралося від 20 до 50 осіб. Дбайливо горталися талмуди з вирізками з журналів і газет, обговорювалися новини. Фотографії жахливої якості обмінювалися на інші "цінності". Дружна компанія у віці від 14 до 25 років вибудовувала стратегію отримання бейджів на концерти, і мріяли достукатися до кумира, щоб отримати заповітний підпис на дозволі привласнити фан-клубу статус офіційного.

Фан-клуб. Збирався регулярно

"Это было веселое, незабываемое время, — вспоминает Ярослава Парусенкова. — По сей день дружу с фанами из разных городов. Помню, как ездили в тур за Земфирой по Крыму. Нас было человек десять — молодых, обожающих "девочку с плеером". Ночевали на лавочках, но были счастливы: приключение! Нас уже знали и пропускали на концерты бесплатно. Зема тогда была очень открытой — мы общались перед концертами. Познакомились с ее музыкантами. Когда ездили на концерт в Москву, жили у ее барабанщика-таджика Игоря Джавад-Заде. Он готовил нам плов и водил в студию, где Земфира записывала альбом и снимала клип "Бесконечность".

Соцсетей тогда не было, мы общались в "Зем-чате". На день рождения Z как-то сделали видеоролик с поздравлениями и отправили ей. Были и мегафаны: одна девочка продала дачу ради того, чтобы купить цветной принтер и печатать фотки кумира!

Личную жизнь Земфиры мы никогда не обсуждали — нас это не волнует. Главное — музыка…

Сейчас мы взрослые люди, но продолжаем следить за творчеством Земы. На мой взгляд, она становится все лучше — повзрослела, помудрела, похорошела. Она идет в ногу со временем. И делает то, что хочет и считает нужным".

В студії. Тут знімали кліп

Думка українців

Тетяна Київська, Київ, ріетор:

Дуже добре ставлюся до Земфірі і її творчості , але жодного разу не була на живому концерті . Тому , напевно , не можу в повній мірі оцінити феномен її популярності . Хоча улюблені пісні , звичайно ж , є – це " Небо Лондона " , " Я йду .. " . І " Я полюбила вас " – на вірші улюбленої поетеси Марини Цвєтаєвої .

Аліна Вишневська, Запоріжжя, студентка:

Творчість Земфіри досить специфічна , але цікава . Її деякі треки змушують задуматися . Зазвичай я слухаю музику іншого формату . Але під час душевних розмов або хвилини смутку – це однозначно Земфіра . З її творчістю я познайомилася в дитинстві завдяки мамі , яка ставила мені її пісні як колискові .

Володимир Вихляєв, Запоріжжя, адвокат:

Земфіра для мене – це заборонений смак поцілунків і сигарет на задньому дворі школи . Коли вона " Назріла " і просить " Не відпускай ! " . Прогулянки , дощ , " Небо Лондона " і " Нескінченність " , " Ромашки " і " Арівідерчі " . Вона все так само буде " Жити в твоїй голові " . Тому що , як слова пісень , в тобі жили і живуть ефіри любові .