14 незрячих харьковчан поднялись на Говерлу

Подобных восхождений в украинской истории еще не было. Новое событие зафиксировала Книга рекордов Украины
Безумная на первый взгляд идея повести незрячих на Говерлу пришла в голову директору Харьковского областного клуба альпинистов Виктору Назаренко. В начале 1990-х в горах Индии он встретил группу слепых, сумевших подняться на вершину: "Они пели — я не понимал слов, но видел, что эти люди абсолютно счастливы, — вспоминает Виктор Григорьевич.
Вместе с активистом клуба Владимиром Носковым он собирал группу альпинистов-новичков. Желающих нашлось 14, самым зрячим из которых был парень с 3% зрения. Многие отказывались, едва услышав неожиданное предложение — одни не верили в безумную затею, других отговаривали родные. Володе самому до последнего дня пришлось прятать от домашних свое альпинистское снаряжение — бабушка очень боялась, что с любимым внуком в походе что-то случится.
С ребятами занимались трое опытнейших инструкторов — походу предшествовали полтора месяца упорных тренировок. "Меня тогда поразило, насколько сильно у незрячих людей развита интуиция, — вспоминает Виктор Назаренко о своих подопечных. — Они меня не видят, но по тому, как я обхожу ямы и грязь, они чувствуют, как надо идти — интуитивно. И при этом все время без умолку о чем-то говорят".
Во время обучения поначалу было даже страшновато, вспоминает Володя: "На тренировках я услышал, как альпинисты обсуждают, что на Говерле поставят перила, и мы будем по ним подниматься. Я не знал, что перила — это веревки, и думал, что мы должны будем иди по деревянным перилам, как канатоходцы!"

ВОСХОЖДЕНИЕ

Подъем на Говерлу (2061 метр над уровнем моря) был назначен на 23 декабря. Местные МЧС, встречавшие группу в Ивано-Франковске, то и дело качали головами: мол, сумасшедшие.
Вышли в 5 утра. Погода в тот день сделала как будто исключение: выглянуло солнце, туман развеялся, мороз градусов 10, ветер, правда, очень сильный, но когда поднялись на вершину, это оказалось уже не так важно. "Когда мы поднимались, нас увидел какой-то дедушка, местный, — вспоминает Володя. — Он долго смотрел на нас, раскрыв рот от удивления, а потом произнес: "Я всяке бачив, але щоб сліпі в гори ходили — ніколи".
Каждый незрячий альпинист шел в паре со своим инструктором. Вначале, пока было темно, новички передвигались, держась за рюкзаки проводников. Потом, с рассветом, стали идти самостоятельно, опираясь на лыжные палки. Когда начались крутые склоны, инструкторы натянули веревки – перила, держась за которые, группа и поднималась.
"Нас учили перестегиваться в варежках, и для незрячего это было самое сложное: руками ты все ощущаешь, а в варежках — нет, — говорит Володя. — Но перестегиваться голыми руками нельзя — может быть обморожение".
Подъем занял около 6 часов, еще час группа пробыла на вершине. "Я стоял и понимал, что значит выражение: весь мир у ног. Ощущения описать словами невозможно… Ребята, как только дошли, тут же бросились звонить родным, друзьям", — вспоминает Володя.
Четырехчасовой спуск был сложнее, чем восхождение — там, на вершине, эмоции забрали все силы. "Кроме нас на этом маршруте было еще несколько групп, — рассказывает Виктор Назаренко. — И все они, кроме нашей, находились в аварийном режиме и нуждались в помощи – наши ребята, в том числе незрячие, им помогали, объясняли, как пользоваться веревкой. Потому что шли эти компании совсем не подготовленными, не представляя себе, что такое горы: например, какие-то девочки пошли в туфлях на платформах – думали, просто прогуляться на Говерлу, прихватив с собой собак, бутылки с пивом".
Труднее всего в тот день, вспоминает Володя, было после похода на Говерлу… подняться на третий этаж, в комнату.

КНИГА РЕКОРДОВ

После восхождения ре
бята получили звания "альпинист Украины" — они сдали спортивный норматив, поднявшись на вершину Говерлы в экстремальных условиях. Их акция, которую они сами окрестили "Восхождение толерантности", вошла в Книгу рекордов Украины. Но даже это не главное, утверждают ребята. Сейчас они думают о новых вершинах.
— Эта наша победа сдружила нас настолько, что мы стали практически неразлучны, — объясняет Володя. — Мы до сих пор обсуждаем этот поход, кто дошел первым, у кого резали ботинки… Только сейчас, может быть, начинаем полностью осознавать, где мы были и что это для нас значит…
Наталья Гончарова

🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя

18%
Учетная ставка Учетная ставка
25%
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.