Морской символ Украины с 26 моряками 9 лет ржавеет в одесском порту

На ремонт судна нужно 10 млн

Морской символ Украины и Одессы — учебный парусник-красавец "Дружба" — вот уже девятый год стоит на приколе в порту. По Одессе ходят слухи, что судно уже давно продано иностранцам или олигархам, а его содержимое подчистую разворовано. "Сегодня" удалось побывать на борту "Дружбы" и выяснить, по какой причине единственный в Украине учебный трехпалубный фрегат не выходит в море.

ПИАНИНО ДЛЯ СТАРПОМА. В каютах парусника пахнет морем и... борщом. Кок судна готовит обед на камбузе для постоянного экипажа парусника — на нем несут службу 26 моряков. Владелец судна — Одесская Национальная морская академия (ОНМА) — содержит здесь постоянный экипаж: матросов, механиков и даже настоящего капитана! "Кэп" — Константин Кремлянский — показывает уютную кают-компанию, где есть даже пианино, вполне жилые каюты и... исправную главную машину фрегата. Пианино настроено — на наших глазах бывший старпом судна, проректор ОНМА Сергей Заичко, даже взял несколько аккордов. Койки в каютах аккуратно застелены одеялами и свежими простынями и ждут пассажиров. А в каюте капитана — современный компьютер, "кэп", по его же словам, регулярно просматривает на интернет-порталах обсуждения судьбы своего парусника. По словам моряка, судно до сих пор готово самостоятельно выйти в море, а слухи о полном "разорении" и подготовке к продаже фрегата в частные руки — лишь домыслы. "Дружба" стоит в порту только по одной причине — у государства нет средств на его морскую эксплуатацию. ОНМА ежегодно выделяет до 2 млн грн. на поддержание его жизнеспособности, но этих денег не хватает. Для регулярных выходов в море паруснику нужен капитальный ремонт в сухих доках — необходимо почистить корпус судна, сделать профилактику двигателя. Нужны новые паруса, рангоут и такелаж. А для дальнего плавания нужна валюта", — утверждает Кремлянский.

Реклама

Капитан Кремлянский поддерживает идеальный порядок на борту. Фото А. Сибирцев

ВИДЕЛ КАДЕТОК США. В кладовке судна — "такелажной" — боцман "Дружбы" Анатолий Парфенюк показывает аккуратно свернутое парусное вооружение фрегата. "Польские мореходы меняют паруса на своих учебных фрегатах каждые три года, — рассказал моряк. — У нас же паруса еще "родные" — их не меняли с момента постройки судна!". Однако несмотря на солидный возраст (судну — 24 года!), часть парусов на "Дружбе" до сих пор можно поднять. "В 1991 г. фрегат ходил к берегам США, — вспоминает Константин Кремлянский. — Во время рейса на нем проходило практику 50 американских кадетов, в том числе и 15 девушек!". Морячки-девчонки вместе с парнями вполне успешно справлялись с трудными обязанностями матросов парусника. "А одна даже плакала после того, как забралась на марсовую площадку на большой высоте — потом призналась, что очень боится высоты. Но с задачей справилась", — улыбается "кэп". Пока судно выходило в море, экипажу неоднократно приходилось сталкиваться с тайфунами и штормами. "В 1991 г. у Канарских островов "Дружба" попала в серьезный переплет. Даже с убранными парусами судно тащило шквальным ветром по океану со скоростью 6 узлов! А вой в снастях стоял такой, что уши закладывало!" — признается Сергей Заичко. К слову, почти все руководители ОНМА прошли нелегкую практику на "Дружбе" и до сих пор надеются на то, что фрегат еще выйдет в море.

Реклама

Ректор академии Михаил Миюсов показал нам "свежие" письма президенту Украины, в Минфин и Минобразования с просьбами профинансировать ремонт парусника. "Для того чтобы поставить его на ход, нужно 10 млн грн. Судно должно ходить как учебная база для курсантов. Сдавать фрегат в аренду иностранным компаниям для катания на нем туристов категорически нельзя — тогда Украина может вовсе потерять уникальный парусник! Как когда-то потеряла почти весь флот", — уверяет Миюсов. Есть надежда и на меценатов. Недавно он предложил одесским крюинговым и судовладельческим компаниям сброситься на ремонт фрегата. А вот бывший капитан "Дружбы" Константин Ковтун, который ходил на нем в конце 80-х, наоборот, непротив "покатушек" для туристов. "На платных туристических круизах судно будет зарабатывать неплохие деньги. А сейчас оно просто гниет у причала! Его нужно срочно спасать!" — бьет тревогу моряк. Кстати, суда из одной серии с "Дружбой" до сих пор принимают участие в парусных регатах и даже зарабатывают деньги, катая на борту туристов, — например, билет на круиз на российском паруснике "Мир" стоит 500 евро за неделю.

Не перевернется даже в шторм

Польские корабелы построили трехмачтовый учебный фрегат "Дружба" по последнему слову техники еще в 1987 г. — специально для Одесского высшего мореходного училища. По тем же чертежам они соорудили еще несколько судов этой серии — "Мир", "Херсонес" и "Паллада". "Дружба" вмещает 50 человек экипажа и 144 курсанта. Кроме учебных целей, фрегат может использоваться как туристическое и научно-исследовательское судно. Максимальная скорость парусника, по словам его бывшего старпома Сергея Заичко, достигает 15 узлов. А его максимальный крен — более 18 градусов! (Другие суда при таком крене просто перевернутся. — Авт.). "У судна — очень тяжелый киль. Это сделано в целях безопасности плавания. Поэтому парусник даже в сильнейший шторм при боковом крене всегда возвращается в исходное положение", — пояснил Заичко.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62991.21

Bitcoin Cash (BCH)

484.73

Binance Coin (BNB)

540.63

Ethereum (ETH)

3075.29

Litecoin (LTC)

78.34

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,36
54,79
54,83
27,76
56,40
54,40
53,79
28,14
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,47
51,00
26,98
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.57

Евро (€)

42.16

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять