"Мрія" возила яхты и жирафов, а может стать летающим казино

21 декабря 1988 года впервые поднялся в небо самый большой в мире самолет — украинский Ан-225 "Мрія". Он и сейчас трудится, а на достройку "Мрії"-2 не хватает $100 млн.

Фото А. Яремчука
Фото А. Яремчука
Фото А. Яремчука
Фото А. Яремчука
Крылатые "братья" "Мрії": АН-22 "Антей" (СССР-Украина)
Крылатые "братья" "Мрії": АН-22 "Антей" (СССР-Украина)
Крылатые "братья" "Мрії": С-5 "Гэлэкси" (США)
Крылатые "братья" "Мрії": С-5 "Гэлэкси" (США)
Крылатые "братья" "Мрії": АН-124 "Руслан" (СССР-Украина)
Крылатые "братья" "Мрії": АН-124 "Руслан" (СССР-Украина)
1/5

Сверхтяжелые самолеты — одно из немногих достижений, которыми пока еще может гордиться Украина. А самый большой из них, равного которому нет в мире и вряд ли он появится, поднялся в воздух 20 лет назад, 21 декабря 1988 года. Генконструктор Петр Балабуев назвал свое последнее детище "Мрія" — "Мечта".

Реклама

На днях "Сегодня" побывала на аэродроме АНТК им. Антонова в Гостомеле под Киевом, где сейчас находится "юбилярша" (Ан-225 "Мрія" является собственностью антоновцев и зарабатывает деньги перевозкой коммерческих грузов). Свое 20-летие самолет встретил, находясь на регламентных работах: часть двигателей снята и, как нам сообщили, отправлена в Запорожье, на "Мотор-Сич" для планового ремонта. Поэтому нас даже попросили не фотографировать красотку в "фас", мол, некрасиво выйдет, только в профиль.

"Машину мы сделали чрезвычайно быстро, — всего за 4 года, — рассказал замгенерального конструктора Олег Богданов, проработавший на АНТК более полувека и лично участвовавший в проектировании Ан-225, будучи в 80-е начальником отдела перспективного проектирования. — Использовали агрегаты хорошо зарекомендовавшего себя Ан-124 "Руслан" — это крылья, фюзеляж и двигатели. Но "Мрія" на 15 метров длиннее "Руслана". И на столько же шире — за счет размаха крыльев, ведь на каждом установлено не по два, как у Ан-124, а по три реактивных двигателя общей тягой почти 150 тонн! В первый полет "Мрію" поднял экипаж под командованием летчика-испытателя Александра Галуненко, ставшего Героем Украины, причем награжденного Золотой Звездой №1".

В СССР "Мрія" создавалась для выполнения трех основных задач, две из которых — военные. Первая — обеспечение работ по космической программе "Энергия-Буран" (аналог американских шаттлов): транспортировка к месту старта как самих "Буранов", так и топливных баков ракет. Вторая: запуск на высоте 9—10 км "космических самолетов" (программа МАКС — многоразовая авиационно-космическая система), что позволяло в 3—4 раза удешевить стоимость выводимого в космос груза. И третья — перевозка крупного оборудования, предназначенного для освоения месторождений полезных ископаемых в Сибири, например, нефтяных и газовых вышек. Планировали построить 10—12 самолетов Ан-225.

Реклама

После развала СССР и "Буран", и МАКС оказались никому не нужны, а единственная готовая "Мрія", в 1988—1994 гг. удивлявшая весь мир, долгих семь лет простояла на аэродроме в Гостомеле, пока генконструктор АНТК Петр Балабуев не решил использовать уникальную машину вместе с несколькими "Русланами" и тяжелым самолетом Ан-22 "Антей" для перевозки коммерческих грузов. Идея оказалась блестящей: "Мрія" по грузоподъемности стоит двух "Русланов", не говоря о более малых самолетах типа американских С-5 "Гэлэкси" или Боинг-747 "Джамбо", а значит, доставка обходится заказчику дешевле. Рекорд грузоподъемности Ан-225 — 254 тонны против 150 у Ан-124. Как рассказали нам на АНТК им. Антонова, только за этот год "Мрія" совершила около 50 коммерческих рейсов, это чаще чем раз в неделю!

По нашим подсчетам, слетать на "Мрії" из Киева в Нью-Йорк обойдется минимум в $100 тысяч (учитывая, что "Мрія" за час полета сжигает 15—18 т керосина (во время взлета расход возрастает до 30 т/ч), тонна которого стоит около $500).

В "заначке" у антоновцев есть детали еще на один такой чудо-самолет: центроплан, фюзеляж, крылья. "Не подумываете достроить вторую "Мрію"? — спросили мы у Олега Богданова. Он развел руками: планы есть, но нет у АНТК лишних $100 млн., из которых четверть надо потратить только на покупку двигателей. На государство надежды мало, особенно в условиях кризиса. Неужели "Мрії" суждено закончить свой век в одиночестве?

Реклама

Фото А. Яремчука
Олег Богданов. Создавал "Мрію"

ЧТО ТАКОЕ АН-225. Сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 "Мрія" предназначен для перевозки в любую точку мира крупногабаритных грузов как внутри грузовой кабины, так и на внешней подвеске. Размеры машины впечатляют: длина 84 м, размах крыльев 88,4 м, высота 18,1 м (как шестиэтажный дом), кабина расположена на высоте 4-этажного дома (11 м). Максимальная грузоподъемность — 250 тонн, крейсерская скорость как у пассажирских — 800 км/ч. При этом вес пустого самолета составляет всего 285 тонн, остальное — топливо и полезный груз.

АНАТОЛИЙ МОИСЕЕВ: "ПОДХОЖУ К САМОЛЕТУ — ЗДОРОВАЮСЬ С НИМ"

Один из лучших пилотов "Мрії" рассказал, как на ней перевозили яхту короля Испании и жирафов.

Фото А. Яремчука

— Как вы стали командиром экипажа самого большого самолета в мире?

— Я имел огромный опыт пилотирования тяжелых самолетов Ан-22 "Антей", Ан-124 "Руслан" и не имел серьезных летных происшествий. Ну и повезло, наверное.

— Что вы чувствовали, когда впервые сели за штурвал "Мрії"? Не боялись?

— (С улыбкой.) Нет, конечно. Был уверен, что справлюсь, но был более внимателен и следил за каждым своим действием. Хорошо, что погода стояла отличная. Я имел большой опыт полетов на "Руслане", обучался на тренажере. "Мрія" — это фактически большой "Руслан". Носовая часть такая же, только фюзеляж длиннее и крылья шире на 15 м.

— Какой самолет у вас самый любимый?

— Я их всех люблю. Когда подхожу к самолету, всегда здороваюсь с ним. Если к машине бережно относиться, она тебя обязательно выручит в трудную минуту (примеры, правда, привести отказался, ведь летчики — народ суеверный. Лучше на свою машину не жаловаться. — Авт.).

— Чем отличается "Мрія" в полете?

— Это очень инертный самолет, т.к. он большой и тяжелый — размах крыльев почти 90 метров. Как линкор. Хотя даже если пилот слишком много "дал руля" — система автоматически отработает не больше дозволенного, но все равно управлять им надо осторожно, как крупным кораблем или, например, БелАЗом. Кстати, сесть с огромным грузом тяжелее, чем взлететь! Однажды в коммерческом рейсе мы перевозили рекордные 254 тонны — 4 мощных трактора-трубоукладчика для газопроводов! Вообще мой налет на "Мрії" — около 1000 часов, из них в 2003 году — 583 часа, потому что вводил в строй новых летчиков (то есть пилот непрерывно находился в общей сложности в небе почти месяц! — Авт.).

— И сколько на сегодня в мире командиров "Мрії"?

— Всего около 10 человек.

— Какой самый длительный ваш полет?

— 15 часов 47 минут.

— А, пардон, в туалет есть возможность в таком случае попасть?

— Конечно. На "Мрії" есть обычный самолетный гальюн, как и на других.

— Что еще вы на "Мрії" перевозили?

— Яхты как-то перевозили на регату в Сан-Диего, даже везли яхту короля Испании длиной 36 метров, только ее страховка в миллион долларов обошлась. Кстати, пару лет назад в Пакистан везли гуманитарную помощь, с нами летал корреспондент вашей газеты (Александр Ильченко. — Авт.). А вообще из такой машины можно сделать круизный VIP-самолет для богатых людей или даже летающее казино.

— А на наружной подвеске что-то транспортировали?

— Нет, ни разу, только внутри, в грузовом отсеке. Но опыт таких перевозок есть: как-то на "спине" Ан-22 я вез центроплан для второй "Мрії".

— Знаю, что на Ан-225 перевозили даже жирафов.

— Да, один из моих коллег. Эти животные из-за длинной шеи не только не помещаются в другие самолеты, кроме "Мрії" или "Руслана", но и не выдерживают резких перепадов давления. Были случаи, когда маленькие жирафята в воздухе погибали от инсульта. Поэтому учитывая, что грузовая кабина "Мрії" негерметична, наши ребята летели довольно низко и заходили на посадку плавно в несколько кругов, понемножку снижая высоту. Сколько было потом радости, когда жирафы вышли на волю невредимыми!

РЕКОРДСМЕН ВОЗДУШНОГО ЛИНКОРА. Анатолий Моисеев родился в1946 году в г. Иман, Приморский край (Россия). Окончил Оренбургское авиаучилище, там же служил летчиком-инструктором, но в 1974 году сменил карьеру военного на профессию гражданского летчика-испытателя. Освоил 50 типов военных и гражданских самолетов, налетал свыше 10 тысяч часов на "Руслане" и около тысячи на "Мрії" — больше всех в мире. Обладатель ряда рекордов: на "Мрії" взлетел с весом 640 тонн, на истребителе МиГ-25 достиг высоты 26 км и скорости 3000 км/ч (при эксплуатации в войсках разрешено не более 21 км и 2700 км/ч.).

"МРІЯ" И МАКС

Фото АНТК им. Антонова
Так выглядит старт челнока с борта Ан-225. Фото © Вадим Лукашевич, buran.ru

Третье предназначение "Мрії" — стать летающим космодромом — пока так и осталось мечтой. Хотя замгенерального конструктора АНТК им. Антонова Олег Богданов заверил нас: работы над проектом мобильного космического старта ведутся в России, пусть и очень медленно, потому что на него нет денег. Но идея эта не устарела, ибо опередила свое время минимум на полвека. Она проста и изящна: на "спину" Ан-225 устанавливается внешний топливный бак с прикрепленным к нему орбитальным самолетом в пилотируемом или беспилотном варианте. По размерам этот мини-"Буран" меньше большого "Бурана" — его длина всего 19 м против 26.

На высоте 9—10 км происходит старт: "Мрія" делает "горку", в момент снижения от нее отделяется "космический пассажир", включаются двигатели, и корабль ложится на нужный курс, а "Мрія" возвращается на аэродром. "Челнок" после выполнения задачи также садится самостоятельно, причем ему не нужна специальная взлетно-посадочная полоса (ВПП), достаточно обычного аэродрома 1 класса (с ВПП длиной лишь 5 км). Такой космический самолет рассчитан на 100 запусков. Экипаж из двух человек может доставить на орбитальную станцию груз весом до 8 тонн, вывести на низкую орбиту (до 400 км) спутник.

Но ценность проекта не только в том, что вывести на орбиту кило полезного груза с помощью мини-"Бурана" стоит втрое дешевле по сравнению с одноразовыми ракетами-носителями "Союз" (12 000—15 000 $/кг) и многоразовыми средствами выведения первого поколения — "Буран" (СССР) и "Спейс Шаттл" (США) — (до 22 000 $/кг). Главное — возможность запуска в любом направлении, оперативность. Это значит, что такой корабль может быть спасательной космической шлюпкой для терпящего бедствие космолета, где бы тот ни находился.

Увы, воплотить все это в металл не только дорого (около $10 млрд.), но и сложно из-за того, что после развала СССР "Мрія" стала принадлежать Украине, а все космические проекты сосредоточены в России. Пока россияне не заинтересованы в мобильном старте. Денег нет, да МАКС им особо и не нужен — они используют для доставки грузов на орбитальную станцию МКС старые, проверенные временем одноразовые "Союзы", не считаясь с текущими затратами.

МОНЕТА-МЕЧТА

В 2002 г. Нацбанк Украины отчеканил две монеты, посвященные Ан-225 — нейзильберовую 5-гривневку (тираж 30 тыс. шт.) и серебряную 20-гривневку (вес 62,2 г, тираж 2000 шт.), украшенную голограммой — логотипом АНТК им. Антонова. "Двадцатка" стала суперпопулярной у нумизматов: сейчас она стоит до 10 тысяч гривен при коллекционной цене Нацбанка 391 грн. А в Британии "Мрія"вошла в число 13-ти самых значимых в истории авиации самолетов, изображения которых помещены на тринадцати серебряных монетах, выпущенных Британским монетным двором в серии "100-летие истории мировой авиации" (2003 г.).

Авторы благодарят руководство и сотрудников АНТК им. О.К. Антонова за помощь в подготовке материала.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62797.1

Bitcoin Cash (BCH)

480.01

Binance Coin (BNB)

535.99

Ethereum (ETH)

3060.84

Litecoin (LTC)

78.99

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,14
56,49
54,96
54,95
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,50
51,01
26,95
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.57

Евро (€)

42.16

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять