На авиакосмическом салоне под Парижем украинцы похвастались своими творениями

Впервые за двадцать лет участия в подобных авиашоу украинскую делегацию возглавил премьер-министр.

Авиасалон в Ле Бурже
Авиасалон в Ле Бурже
Премьер вникает. Пояснения от Дмитрия Кивы (слева) и Юрия Алексеева. Фото: ГКАУ
Премьер вникает. Пояснения от Дмитрия Кивы (слева) и Юрия Алексеева. Фото: ГКАУ
"Семидесятый". Драматическая судьба и туманное будущее. Фото: А. Ильченко
Внедорожник. Имя придумал командир экипажа Сергей Трошин.
Внедорожник. Имя придумал командир экипажа Сергей Трошин.
А400М. Подозрительно похож на наш, но уступает ему во многом
А400М. Подозрительно похож на наш, но уступает ему во многом
Глава
Глава "Мотор-Сичи" на трибуне. Фото: А. Ильченко
Анатолий Мялица, глава ХГАПП. Фото: А. Ильченко
Анатолий Мялица, глава ХГАПП. Фото: А. Ильченко
Цех главной сборки. Ступени
Цех главной сборки. Ступени "Циклона-4" на "Южмаше". Фото: ГКАУ
1/8

Всю прошлую неделю на подступах к пригороду Парижа Ле Бурже, где проходил юбилейный, 50-й Международный авиакосмический салон, царили гигантские пробки-тянучки. Туда, задолго до открытия, сбиваясь в плотные стаи, устремлялись тысячи автомобилей, минивенов, автобусов: на самую престижную в мире авиации выставку, собравшую в этот раз более 3 тысяч участников из 44 стран, прибыли сотни делегаций. Украина выставила довольно представительскую команду основных разработчиков и производителей самолетов, ракетно-космической техники, двигателей. Официальную делегацию — впервые за двадцать лет участия в подобных авиашоу — возглавил премьер Николай Азаров.

Реклама

ЧТО МЫ ПОКАЗАЛИ. Отечественный авиапром выставил два новых самолета — реактивный ближнемагистральный региональный пассажирский Ан-158 и средний широкофюзеляжный военно-транспортный Ан-70. Оба в числе первых, сразу после хозяев-французов, открывали авиасалон, и их изящные демонстрационные полеты получили высокую оценку специалистов.

Новыми, впрочем, эти крылатые машины можно назвать с натяжкой. Так, 158-й поднялся в небо еще три года назад. По сути, он является  удлиненной версией своего старшего брата — Ан-148, с большей пассажировместимостью (99 кресел против 85) и лучшей экономичностью. Пресса сообщала, что 158-я машина впервые прилетела на Ле Бурже, но она экспонировалась там же два года назад в статике.

Куда более зрелая по возрасту и с гораздо более трудной, драматической судьбой — "семидесятка". Путевку в небо она получила еще в... 1994-м. Этот самолет задумывался как замена устаревшему транспортнику Ан-12, он оснащен экономичными винтовентиляторными двигателями, имеет аэродинамическую компоновку крыла большого удлинения, ряд других конструктивных особенностей, выгодно отличающих его от самолетов подобного класса западного производства.

Реклама

Однако в силу многих объективных, а порой и субъективных причин (в частности, политических) "семидесятый" пока так и не выпускается серийно. В завершающую стадию вступили только его испытания. Совместная же украино-российская программа по Ан-70 за прошедшее время претерпела столько взлетов и падений, что их с лихвой хватило бы на несколько проектов.

Тем не менее, Украину на Ле Бурже представляли именно эти машины. Возможно, из-за отсутствия других, более ярких  пассажирских и транспортных самолетов (ведь тот же А380 показали пять лет назад) — оба "Антонова" стали изюминками салона. Организаторы назвали Ан-158 самым элегантным экспонатом, а "семидесятку" ревниво сравнивали с западноевропейским конкурентом А400М.

— Благодаря принятым правительством мерам авиационная отрасль страны выходит из непростого экономического положения, в котором находилась последние годы, — резюмировал премьер. — Наши планы нацелены на то, чтобы Украина не только сохранила свои позиции в этом классе самолетов, но и нарастила их. Фирму "Антонов" в мире хорошо знают. Перспективы дальнейшего сотрудничества неплохие...

Реклама

 

Глава "Антонова" суеверен

Положительно оценил участие в парижском авиасалоне госпредприятия "Антонов" его президент — генконструктор Дмитрий Кива. По его словам, компания была достойно представлена на Ле Бурже и показала разработки, ни в чем не уступающие западным образцам. Ничего особо выдающегося, нового, такого, что опережало бы время, он у партнеров и конкурентов не заметил. Кива считает, что потенциальные заказчики увидели в деле реальные украинские самолеты, оценили возможности и уровень комфорта. Что, в свою очередь, вызовет желание приобрести наши машины, взять в лизинг, наладить совместное производство. Генконструктор заявил, что состоялась серия переговоров и подписан меморандум о намерениях с двумя иностранными компаниями, но какими, не уточнил, проявляя традиционную осторожность. "Как только будут подписаны соглашения, сообщим", — заверил журналистов. В рамках авиасалона у руководства ГП "Антонов" состоялись переговоры с турецкими, французскими, российскими, аргентинскими, другими фирмами, чьи названия также остались коммерческой тайной, как и суммы возможных контрактов. По словам Кивы, рынок использования Ан-148 и Ан-158 огромен, и потребность в них превышает тысячу единиц. "А это десятки миллиардов долларов, — подчеркнул он. — Но конкретно о контрактах говорить не могу. Как только скажешь, обязательно что-то помешает или сорвется". Руководитель отметил, что совместно с россиянами продолжаются работы по модернизации Ан-140, Ан-124 "Руслан", завершены предварительные, а после авиасалона будут закончены и государственные испытания Ан-70. Ан-148 неплохо зарекомендовал себя в различных авиакомпаниях, успешно используется администрацией президента России, МЧС РФ, и работы по усовершенствованию машины также ведутся.

 

Космос: зато мы, как и прежде, делаем ракеты...

На авиасалоне была широко представлена и аэрокосмическая отрасль Украины. Демонстрировались научные и технические достижения КБ "Южное", ПО "Южмаш", ГП "Ивченко-Прогресс", других предприятий и организаций.

В Ле Бурже было объявлено, что с помощью украинской ракеты будет запущен южнокорейский спутник. Большой интерес вызвал космический проект "Циклон-4" украино-бразильского предприятия "Алкантара Циклон Спейс". По словам председателя Государственного космического агентства Юрия Алексеева, мощная трехступенчатая ракета-носитель, разработанная украинскими специалистами, благодаря высокоточной системе управления предназначена для группового выведения космических аппаратов. Правда, реализация стратегического проекта притормозилась в связи с трудностями финансового порядка.

По тем же причинам под угрозой срыва программа создания оперативно-тактического ракетного комплекса "Сапсан" — одного из приоритетных направлений перевооружения ВСУ (наряду с Ан-70 и кораблем класса "корвет"). Как заявил Алексеев, проект призван стать основой формирования национального неядерного щита сдерживания, но обеспечен лишь на 10%. По данным Центра исследований армии, конверсии и разоружения, КБ "Южное" предложен некий компромисс в виде привлечения средств инозаказчиков экспортной версии "Сапсана". О реакции пока не сообщается.

 

Кто кого: конкуренты наступают на пятки

Любой авиасалон, и Ле Бурже не исключение, — еще и конкуренция идей, оригинальных решений и уже готовых, реализованных в контрактах проектов. Давнее соперничество между признанными законодателями авиационной моды американской фирмой "Боинг" и западноевропейским концерном "Эрбас" — яркое тому подтверждение. На шоу они представили лишь усовершенствованные варианты уже хорошо известных и выпускаемых серийно самолетов — соответственно широкофюзеляжных Б-787-10 "Дрим лайнер" и супераэробуса А380. И хотя у "Лайнеров мечты", которые сегодня летают под флагами разных авиакомпаний, обнаруживаются какие-то технические неполадки ("Боинг" даже временно приостанавливал их эксплуатацию), да и А380 небезупречны (один из них на авиасалоне умудрился задеть крылом аэродромное сооружение, получив повреждение, несовместимое с демонстрационным полетом), "Эрбас" и "Боинг" заключили контракты более чем на 500 самолетов. Европейцы подписали твердые заказы на поставку 241 лайнера почти на 40 млрд долларов, американцы поставят 302 самолета на $38 млрд. 

Конкурентами в своем классе транспортных машин являются также украино-российский Ан-70 и А400М производства "Эрбас". Некоторые авиаэксперты считают, что без этой конкуренции "семидесятка" уже давно пошла бы в серию — по своим тактико-техническим характеристикам она превосходит амбициозного соперника. Наш самолет не раз становился разменной монетой в политических интригах, а за его уникальными секретами даже устраивалась настоящая детективная охота. Так, многим памятен шпионский скандал, в ходе которого из Украины были выдворены  разоблаченные СБУ чешские дипломаты, проявлявшие нездоровый интерес к технологиям по Ан-70.

На встрече с представителями французских бизнес-кругов "семидесятый" активно лоббировал Николай Азаров. "В первый день авиасалона я с удовольствием посмотрел выступление А400М и аплодировал его великолепному полету, — подсластил пилюлю хозяевам наш премьер. — Присутствовавшее там французское руководство сочло на этом свою миссию выполненной и уехало, а затем в воздух поднялся наш Ан-70. Так я скажу, что он превосходит А400, и тут даже спорить не надо — по грузоподъемности, по значительно более короткой взлетно-посадочной полосе, другим техническим характеристикам. Ясно, что никто из представителей "Эрбаса" не скажет, что А400М хуже Ан-70. Но наш может взлетать практически с полевых аэродромов, с полосы длиной 400, 500, 600 метров. Представляете!.. Может любой вид техники перевезти — по габаритам в него войдет все. Имел удовольствие поспорить с россиянами — зашел на экспозицию одной из авиакомпаний, и мне стали рассказывать об их транспортном Ил-76, его модернизации и так далее. Спрашиваю: а это он может перевозить? Отвечают: нет, не может. А это? И это. Чего же вы тогда в ладоши хлопаете?.."

Естественно, и антоновцы, с которыми общалась "Сегодня", видят преимущества "семидесятки" по сравнению с А400: максимальная коммерческая загрузка 47 тонн, а у конкурента на 10 т меньше. Крейсерская скорость — 750—800 км в час против 720. Больше дальность полета — с грузом 37 тонн наш полетит на 4700 км, а "четырехсотый" — всего на 3200. Ан-70, оснащенный силовой установкой нового поколения, более экономичен, утверждают представители ГП "Антонов". Есть ли у "семидесятки" недостатки? На этот вопрос Дмитрий Кива отвечает с юмором: "Есть! Его недостаток — он дешевле, чем А400, раза, наверное, в два" (Для справки: стоимость А400 — от $80 млн. — Авт.).  И добавляет: "Да, самолеты похожи по фюзеляжу, размерам, площади крыла. Говорят, что европейцы скопировали Ан-70. Здесь можно только пошутить: если б они скопировали, у них бы самолет получился лучше. Но сегодня характеристики выше у нашего".

Вторая крылатая машина, показанная Украиной в Ле Бурже, Ан-158, тоже конкурентоспособна. Правда, репутацию ее главного соперника — российского "Суперджета-100" (SSJ-100) — подпортила недавняя катастрофа на авиашоу
в Индонезии. 

Как и Ан-148, 158-я машина довольно неприхотлива, способна садиться и взлетать на необорудованные, грунтовые аэродромы, что немаловажно для бескрайних просторов Якутии, Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. SSJ-100 это пока не под силу. Хотя стоят лайнеры примерно одинаково — $27—30 млн.

— Наш самолет я бы сравнил с небольшим внедорожничком, — сказал в интервью "Сегодня" на авиасалоне командир Ан-158 Сергей Трошин. — На нем мы в Одессе такие испытания прошли, что самый захудалый аэродром не страшен — до середины колеса зарывались в грунт, и ничего... Для меня это уже пятая выставка. Атмосфера на ней была шикарная. Многих коллег знаешь в лицо, по именам, и тебя узнают...

Между тем авиаэксперт Валерий Романенко считает, что Ле Бурже — не то место, куда Украина должна устремлять свои взоры: "Нашу технику в Европу не пустят, там господствует "Эрбас". Как бы мы ни рекламировали свой Ан-70, надо активнее заявлять о себе на авиасалонах в Юго-Восточной Азии".

 

Салон: три цели и высший пилотаж

Президент АО "Мотор-Сич" Вячеслав Богуслаев рассказал "Сегодня", что привело его в Ле Бурже.

— Первое — увидеть и сравнить, на каком уровне стоят наши партнеры и конкуренты, особенно в сферах разработки и производства авиадвигателей, а также вертолетостроения. Помимо моторов, которыми мы занимаемся уже давно и успешно, работаем над созданием современного вертолета. Второе — показать свои наработки и достижения. Наконец, третье — дать возможность специалистам, которых привезли сюда, как и на другие выставки, взглянуть на себя и оценить, на каких позициях находятся, где идут в ногу со временем, а где начинают отставать, чтобы догнать тех, кто обошел, и вооружиться новыми знаниями. Думаю, все три цели достигнуты. Лично я доволен демонстрационными полетами Ан-70 и Ан-158 — экипажи выступили очень хорошо, показали фигуры высшего пилотажа для этого класса самолетов. Думаю, они убедили и присутствовавших здесь наших партнеров — из России, стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, которые интересуются нашей техникой, в ее качестве. Альтернативы "семидесятке" нет, он должен быть запущен в производство как в Украине, так и в России. К этому идет. Насколько мне известно, нашему президенту удалось сгладить острые углы по Ан-70, которые были в прошлом, и сегодня с российской стороной по этому проекту у нас хорошее взаимопонимание.

 

"Лишь бы никто не мешал"

Пять лет назад Анатолий Мялица принял Харьковский авиазавод в весьма плачевном состоянии — предприятие было в долгах как в шелках, хронически задерживалась зарплата, люди массово покидали производство...

— Ситуация меняется к лучшему — налажены производственные цепочки, самолеты вновь выпускаются серийно и продаются, у людей появилась уверенность в завтрашнем дне, — рассказал Анатолий Константинович "Сегодня". — Во многом это произошло благодаря поддержке правительства. Приглашаю вас на предприятие увидеть, какие сдвиги произошли и происходят...

По словам гендиректора, харьковчане не только выпускают хорошо зарекомендовавшие себя Ан-74 различных модификаций, которые идут и за рубеж, но создают новый, учебно-тренировочный самолет.

— Сертифицируем его, чтобы можно было давать путевку в небо молодым пилотам, — продолжает Мялица. — Это устойчивая, хорошо управляемая двухместная машина, незаменимая для первого-второго года обучения. В перспективе — разработки 10—20-местных самолетов. На их базе можно было бы выпускать различные варианты, например, патрульные, специального назначения. Таковы мировые тенденции — наряду с крупными лайнерами создавать небольшие, спрос на них растет, а значит, и нам надо поспевать за потребностями рынка.

Участие в авиасалонах Ле Бурже, да и не только таких представительных,  позволяет быть в курсе всех новинок, заглядывать в будущее, поспевать за динамично развивающимися технологиями, конструкторскими решениями, придумывать что-то свое.

— Иногда задаешься вопросом — почему, вопреки всем невзгодам, трудностям, преградам, за годы независимости наша отрасль устояла, выжила? — говорит гендиректор. И отвечает: — Потому что не мешали. А наоборот — помогали. Самое главное — чтоб никто не мешал. И тогда все получится!

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62760.89

Bitcoin Cash (BCH)

314.19

Binance Coin (BNB)

408.44

Ethereum (ETH)

3464.29

Litecoin (LTC)

82.82

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
51,50
49,52
50,69
27,61
51,90
49,90
50,90
27,89
53,05
51,38
51,63
27,56
53,50
51,50
51,50
28,21
53,99
52,49
53,99
28,48
56,99
54,99
54,99
28,97
56,99
54,99
54,99
28,98
57,88
54,39
54,49
28,65
58,99
56,99
55,99
28,98
-
48,90
49,01
27,00
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

38.21

Евро (€)

41.3

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять