Основной причиной является развитая инфраструктура платежных терминалов, насчитывающая более 45 000 шт. во всех уголках страны. Мы решили узнать, почему в 2019 году они все еще популярны среди людей — глава процессинговой компании LeoGaming Алена Дегрик Шевцова, чья финансовая компания "Леогейминг Пей" активно работает с этим бизнесом, рассказала об этом в своем блоге на сайте Минфин.
"Платежные терминалы в Украине стали появляться параллельно с развитиемfintech-индустрии. Пока безналичные методы платежей не были популярны, большие и малые города Украины покрывали сети payment-боксов. Они давали возможность пополнить мобильный, оплатить коммуналку, пополнить любые сервисы. У людей на руках были наличные и платежные запросы, решать которые в вечных очередях банковских отделений было намного дольше", — рассказывает Алена Дегрик Шевцова о причинах появления такого бизнеса.
Говоря о бизнес-части, создание собственного терминального парка — крайне затратный вопрос. Поэтому большинство сетей создавались на основе т.н. "дилерской модели". Согласно ей, терминальная сеть дает программное обеспечение и обеспечивает его обслуживание, а предприниматель покупает "железо", ставит его в городе и получает прибыль с платежей, оплачивая компании-владельцу ПО комиссию. Алена Дегрик говорит, что "такая модель позволила масштабировать бизнес намного быстрее без географической привязки и создать целую отрасль b2b-бизнеса в придачу к основному b2c-офферу".
Причины развития популярности и ее сохранения даже в конкуренции с онлайн-оплатами картой, директор ТОВ "ФК Леогейминг Пей" видит во всеобщей доступности, понятности и устоявшейся платежной традиции.
"Поначалу "боксы" позволяли удобно и в любое время оплачивать услуги — без оглядки на время работы банковских касс. Но по-настоящему ценными они были в небольших городах и селах, в которые стали заходить сети на этапе масштабирования. До массового распространения систем онлайн-оплат, терминалы были единственным способом пополнить мобильный, оплатить коммуналку и другие услуги", — объясняет Алена Дегрик Шевцова.
Тем не менее, будущее терминалов видится именно во взаимодействии и посредничестве в переходе от cash-first до cashless.
"Уже сейчас одна из наиболее популярных услуг — пополнение карт украинских банков, и особенно это стало ощущаться с запуском первого украинского мобильного банка. Роль посредника в трансформации наличных в безнал — важная и необходимая роль. К тому же, терминалы развиваются и в части оплаты услуг картой. Здесь играет роль привычка: за годы люди привыкли подходить к нему и оплачивать услуги там. Это часть культуры потребления, стойкая привычки пользователя, которую можно сделать более комфортной. Ведь зачем ломать, если можно строить?" — резюмирует Алена Дегрик Шевцова.