Интервью с Иванной Климпуш-Цинцадзе: "Решение о членстве Украины и Грузии в НАТО было принято в 2008 году"

Венгрия вновь дала "заднюю". Это была единственная страна, которая не поддержала предоставление Украине макрофинансовой помощи в рамках ЕС, что уже говорит о полной смене подхода

На следующей неделе в Брюсселе состоятся сразу два важных для Украины события: ежегодный саммит Украина-ЕС 9 июля и саммит НАТО 11-12 июля. Повестка дня обоих более чем насыщенная, начиная от экономических, заканчивая политическими и вопросами безопасности. Киев со своей стороны ожидает увидеть дальнейшую солидарность Запада по санкциям против России, которые ЕС недавно продлил, и предоставления обещанной макрофинансовой помощи. Брюссель со своей захочет увидеть прогресс реформ и выполнения Украиной ее домашнего задания.

На уровне НАТО для Украины не все так радужно. Венгрия продолжает блокировать проведение заседания Комиссии Украина-НАТО на высшем уровне, как и любые решения Альянса в пользу Украины. О том, с чем украинская делегация поедет в Брюссель и чего мы ждем от наших европейских и евроатлантических партнеров взамен сайт "Сегодня" обговорил с вице-премьер-министром по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванной Климпуш-Цинцадзе.

Реклама

- Первым в Брюсселе 9 июля состоится саммит Украина-ЕС. К счастью, Верховная Рада приняла необходимые для создания Антикоррупционного суда законы. Но так и не отменила е-декларирование для антикоррупционных активистов. А это, как сказал в интервью нашему сайту руководитель группы поддержки Украины в Еврокомиссии Петер Вагнер, одно из условий для получения 1 млрд евро нового "макрофина". Есть ли свет в конце тоннеля? Может, ЕС готов уступить?

- Насколько я понимаю, вопрос отмены е-декларирования для антикоррупционных активистов все же привязывается не к предоставлению нового пакета макрофинансовой помощи Украине. Он буквально недавно был привязаны к предоставлению 50 млн евро безвозвратной грантовой финансовой помощи (в статье для сайта "Сегодня" еврокомиссар Йоханнес Хан заявил о новом финансовом пакете для Украины "Реформы ради инвестиций" – Авт.) ЕС на развитие предпринимательства в Украине. Я не думаю, что это будет одним из условий предоставления макрофинансовой помощи, в отношении которой было принято решение не только Еврокомиссией и Европарламентом, а и Европейским Советом буквально недавно. Поэтому не думаю, что это требование будет фигурировать в конечном меморандуме об условиях получения макрофинансовой помощи.

Но я очень надеюсь, что наши народные депутаты найдут в себе силы и все же отменят это свое законодательное предложение. Оно совершенно не соответствует логике формирования реестра е-деклараций лиц, которые призваны выполнять функции государства, или же политиков, а не общественных активистов. Именно поэтому были разработаны различные альтернативные решения, каким образом в соответствии с практиками ЕС можно и нужно обеспечивать прозрачность работы общественных организаций, в том числе и тех, которые занимаются антикоррупционной работой. Но не таким образом, каким это предложили народные депутаты.

Реклама

- Может, есть позитивные сигналы от Верховной Рады о готовности это отменить?

- Мы видели, как различные варианты решений, к сожалению, не были восприняты народными депутатами. И пока я не вижу "аппетита" ВР принять это решение.

- Просто и рабочих дней до летних каникул у парламентариев осталось мало...

Реклама

- Повторюсь: "макрофин" к этому не привязан. Хотя я понимаю, почему этот вопрос имеет такой вес на уровне абсолютно всех структур ЕС. Этот призыв к украинскому парламенту мы слышали и во время Копенгагенской конференции (27 июня в Копенгагене прошла Вторая Международная конференция по вопросам реформ в Украине – Авт.) от Могерини (главы дипломатии ЕС Федерики Могерини – Авт.). Поэтому ЕС и в дальнейшем будет настаивать, чтобы это отменили, и я абсолютно поддерживаю такое требование.

_ass4410_01

- В интервью сайту "Сегодня" Петер Вагнер также отметил, что ожидает окончательного одобрения украинского "макрофина" в середине июля.

- Речь о том, что мы должны досогласовать между собой, между Украиной и ЕС. Речь идет об условиях, которые будут фигурировать в меморандуме для получения Украиной первого и второго транша. Для нас важно, чтобы эти условия были, конечно, амбициозными, но реалистичными, учитывая ограниченность во времени для их выполнения, а также ввиду того, что можно сделать максимально действенного именно на уровне исполнительной власти, которая более консолидированная и может выполнять взятые на себя требования. Вы же знаете, труднее выполнять именно те требования, которые предусматривают максимальную вовлеченность, в том числе и парламента. Но мы понимаем, что такие условия тоже будут, и будем работать над их выполнением вместе с ВРУ.

- Переговоры об условиях предоставления нового "макрофина" ведутся давно. Приоткройте занавес, что будет в меморандуме? Какие рекомендации со своей стороны выдвигает ЕС?

- Разговор ведется именно по тем рекомендациям, которые не были выполнены для получения последнего транша предыдущего пакета макрофинансовой помощи. И некоторые из них мы, кстати, в сотрудничестве с НБУ и ВР уже реализовали. Это, в частности решение по созданию кредитного реестра НБУ. Этот закон проголосован, поэтому я думаю, мы это условие успешно выполнили. Также продолжается настоятельный разговор о системе проверки конечных бенефициаров в реестрах юридических лиц Украины. Так, как это требование было сформулировано в предыдущих версиях подписанных между Украиной и ЕС меморандумов, однозначно не может быть выполнено, потому что где-то кто-то что-то, видно, не досмотрел, когда это подписывалось.

Такой системы верификации, как там предлагается, не существует ни в одной стране мира. Только в этом году начинает действовать директива ЕС, которая предлагает странам-членам постепенно начинать формировать эту систему верификации, и это означает, чтобы такая система работала эффективно, нужна международная сеть, которая бы обеспечивала проверку этих данных. А без существования международной сети соответственно одна отдельная взятая страна такую вещь не может осуществить. Поэтому сейчас речь о том, как и каким образом эта задача будет сформулирована.

Ну, и мы также помним, что одним из требований было создание автоматизированной системы проверки огромного массива представленных в НАПК е-деклараций, чтобы первично выделять потенциально рискованные. Это очень сильно зависит от эффективности работы НАПК и их способности сотрудничать с другими центральными органами исполнительной власти, которые отвечают и за защиту информации, и за создание эффективных цифровых инструментов, чтобы такие проверки делались. Конечно, здесь речь идет и о сотрудничестве с проектами, которые работают в Украине со стороны ЕС. Это та же большая Антикоррупционная инициатива Европейского Союза в Украине (EUACI), которая функционирует с начала 2017 года, и которая может предоставить экспертизу, аналитику и предложения, как ввести и усовершенствовать такую автоматизированную систему.

- Будем надеяться, что у членов НАПК хватит здравого смысла и профессионализма все-таки ввести такую автоматизированную систему и прекратить проверять несколько миллионов деклараций вручную третий год работы подряд.

Получение нового "макрофина" ЕС связывает с продолжением сотрудничества Украины с МВФ. И буквально сегодня (2 июля – Авт.) Вы заявили, что первый транш на 500 млн евро мы получим после достижения договоренностей с Фондом, перед которым у нас остаются невыполненные условия, например, повышение цен на газ для населения. Но накануне выборов Кабмин и депутаты вряд ли пойдут на непопулярные решения. Может, ЕС согласится оставить это требование за МВФ и не вносить его в перечень условий получения "макрофина"?

- Мы продолжаем интенсивный и сложный диалог с нашими партнерами из международных финансовых институций. В частности с МВФ по тому, каким образом Украина выберет для себя, как будут выполняться основные требования для предоставления очередного транша. На самом деле даже вопрос повышения тарифов лежит не в чисто финансовой плоскости, поскольку речь идет о более широком комплексе мер. Если мы найдем понимание с МВФ, необходимость повышения тарифов может быть сбалансирована другими мерами по прозрачности газового рынка, перехода на прямые договорные отношения между поставщиками, пользователями и потребителями газа и т.д. Разговор продолжается, поэтому пока рано говорить, какое именно решение будет принято.

Что касается того, можем ли мы отделить непосредственно этот вопрос от условий предоставления макрофинансовой помощи? Есть политическое решение ЕС о том, что существенный прогресс в сотрудничестве с МВФ будет определять окончательное выделение макрофинансовой помощи для Украины. Поэтому для нас чрезвычайно важно договориться максимально на обоих фронтах.

- Мы все помним, чем закончился прошлогодний саммит Украина-ЕС в Киеве – второй раз в истории без итоговой декларации и с "горьким" для нас привкусом. В Брюсселе не хотят признавать перспективу членства Украины. На этот раз стоит ожидать одобрения итоговой декларации? Украина уступит свою позицию или саммит закончится без декларации и в третий раз?

- Мне хочется рассчитывать на то, что 20-й юбилейный саммит между Украиной и ЕС не закончится без декларации. Наши дипломаты прилагают титанические усилия, чтобы наработать окончательный текст декларации и согласовать его в таком виде, который бы устраивал и Украину, и ЕС. Не забывайте, что в ЕС все решения принимаются консенсусом. Буквально сегодня это согласование происходит в одном формате, через несколько дней в другом формате будет согласовываться позиция стран ЕС по тому, какие формулировки в декларации будут окончательно приемлемы для стран-членов ЕС. Мы хотим, чтобы в декларации был отражен, по крайней мере, тот язык, который фигурирует в Соглашении об ассоциации.

Кстати, это то, чего не удалось достичь в прошлом году. Были отдельные страны, которые не были готовы повторять текст Соглашения об ассоциации. Надеюсь, что мы перешли момент, когда это было невозможно по тем или иным причинам, и на этот раз получим декларацию, которая подтвердит дальнейшую готовность стран ЕС поддерживать Украину как политически, так и экономически, экспертно и технически, и предлагать видение развития наших дальнейших взаимоотношений на основе заинтересованности в глубокой интеграции в различных сферах со стороны ЕС и Украиной.

- Мы все знаем перечень стран, которые фактически заблокировали согласование итоговой декларации прошлогоднего саммита Украина-ЕС в Киеве. Недавно этот список пополнила и Венгрия, которая по своим собственным политическим причинам вставляет нам палки в колеса.

После встречи министров иностранных дел Украины и Венгрии на Закарпатье 22 июня казалось, что Будапешт ослабил свое давление. Но пару дней назад стало известно, что Венгрия продолжит блокировать любые решения саммита НАТО в пользу Украины. Так будет ли на саммите в Брюсселе заседание Комиссии Украина-НАТО? Или будет лишь совместная трехсторонняя встреча НАТО-Украина-Грузия? Какие требования выдвигает Будапешт?

- Комиссии Украина-НАТО на саммите НАТО 11-12 июля в Брюсселе не будет именно потому, что Венгрия блокирует этот формат. Украина будет участвовать в нескольких других форматах общения со странами-членами Альянса. В частности, президент примет участие в заседании, посвященном анализу сегодняшней и перспектив дальнейшей деятельности учебно-тренировочной миссии НАТО "Решительная поддержка" в Афганистане. У нас есть конкретные предложения Альянсу, как мы видим свое дальнейшее усиленное присутствие в этой миссии.

_ass4472

Кроме того, мы с Альянсом согласовали такой формат общения, как встреча стран-членов Альянса с двумя партнерами – Украиной и Грузией. Это тот формат, который Венгрия не будет блокировать. Хотя, знаете, у меня тоже было гораздо более оптимистичное восприятие последующего развития событий после предметного и глубокого разговора министров иностранных дел и образования Украины с их визави из Венгрии 22 июня, потому что мы действительно получили публичное заверение со стороны министра иностранных дел Венгрии, что Венгрия перестала настаивать на отмене ст. 7 образовательного закона и была готова принять выполнение Украиной рекомендаций Венецианской комиссии.

И именно после 22 июня Будапешт официально согласился, что их это устраивает, и они ожидают соответствующих действий украинской стороны. Как известно, правительство давно подало в парламент законопроект о продлении переходного периода имплементации ст. 7 (но мы уже начали ее реализовывать) до 2023 года. К сожалению, он не был рассмотрен в зале Верховной Рады. Ну и вторая вещь, которой от нас ожидают с точки зрения выполнения рекомендаций Венецианской комиссии, – вывод частных школ из-под действия этой статьи.

Но после всех этих оптимистичных ожиданий мы действительно видим, что Венгрия вновь дала "заднюю". Это была единственная страна, которая не поддержала предоставление Украине макрофинансовой помощи в рамках ЕС, что уже говорит о полной смене подхода. То есть речь уже идет не о блокировании Будапештом сугубо политических форматов сотрудничества высокого уровня взаимодействия Украины с НАТО, а и о противодействии практическому взаимодействию Украины с ЕС. Конечно, это не может не беспокоить. Остается рассчитывать, что: а) мы продолжим наш конструктивный подход и будем работать так, как мы и наметили, вести диалог и с меньшинством, и с Будапештом; б) в то же время мы рассчитываем, что это временное обострение, связанное с привлечением Венгрией серьезного внимания к себе со стороны членов НАТО во время саммита.

- А лидеры стран-членов НАТО, США и руководство Альянса понимают, что это чисто политическая позиция Венгрии, которая не имеет ничего общего с реальностью?

- Мы благодарны абсолютно каждому, потому что все 28 стран-членов НАТО, за исключением 29-й – Венгрии,  заняли позицию, что это вопрос двустороннего диалога, который можно решить в конструктивном разговоре между Украиной и Венгрией, что он не должен блокировать многосторонние форматы взаимодействия. Я вам скажу, некоторые партнеры даже считают, что это опасный прецедент использования НАТО, где работает правило консенсуса, отдельной страной-членом. По их мнению, это не имеет непосредственного отношения к делам Альянса. Думаю, что и наша работа с венграми, и прямая однозначная позиция и дискуссия всех остальных членов Альянса все-таки каким-то образом заставят Венгрию решать этот вопрос в двустороннем формате.

- На одном из публичных мероприятий несколько недель назад Вы уже говорили, что Украине нужно избежать ситуации, когда некоторые страны попытаются предложить нам членство в Программе расширенных возможностей НАТО в обмен на отказ от ПДЧ. Что в принципе дает эта Программа и почему некоторые страны заняли такую позицию?

- Я думаю, решение о членстве Украины и Грузии в НАТО было принято в 2008 году. И в решении того саммита в Бухаресте в 2008 году было четко записано, что Украина и Грузия будут членами НАТО и следующий шаг на этом пути – предоставление обеим странам ПДЧ. Мы сейчас очень сосредоточены на повышении нашей совместимости с НАТО, на внутренних реформах не только сектора безопасности и обороны. Ведь на самом деле соответствие стандартам НАТО это не только военная плоскость, но и правовая, демократическая, экономическая и т.д. Поэтому наше домашнее задание чрезвычайно большое, и оно даст нам основание продолжать разговор о предоставлении Украине ПДЧ.

Что касается Программы расширенных возможностей, в ней участвуют пять стран. Она дает возможность более глубокого взаимодействия между военными организациями стран-партнеров и членов Альянса. К сожалению, до сих пор у отдельных стран нет большого желания продвижения Украины поближе к Альянсу из-за того, что они до сих пор живут в определенной парадигме боязни, что любое продвижение Украины в Альянс каким-то образом напрягает Российскую Федерацию.

Хотя мы активно всем напоминаем, что РФ начала свою агрессию против Украины именно тогда, когда в украинском законодательстве был закреплен статус внеблокового государства и Янукович никоим образом не стремился к более глубокой интеграции с Альянсом. Это не помешало РФ ввести свои войска на территорию Украины, незаконно захватить часть наших территорий и ежедневно продолжать убивать наших военных и простых людей. Хотя статус наших отношений с НАТО, несмотря на огромное глубинное сотрудничество, которое мы имеем (и действительно, уровень сотрудничества сейчас в различных сферах самый глубокий за все время независимости), не имеет какого-то дополнительного оформления со стороны Альянса.

Украина закрепила в украинском законодательстве решение о движении в сторону Альянса и членство в НАТО как стратегическую цель. Я также рада слышать, что президент заинтересован и готов внести предложение изменений в Конституцию, чтобы закрепить направление движения в ЕС и НАТО в Основном законе. Как по мне, это обеспечит постоянство нашей политики и сделает невозможным реваншизм тех политических сил в Украине, которые хотели бы вернуться к статус-кво с РФ, несмотря на ее агрессию против Украины. Но сегодняшняя дискуссия в Альянсе по итоговому документу продолжается. Это будет общее коммюнике, которое вырабатывают сами страны-члены НАТО, поэтому пока у нас нет полной уверенности, что можно ожидать даже приглашения в Программу расширенных возможностей.

- Помню такую же неуверенность украинской делегации и накануне Варшавского саммита два года назад.

- Конечные формулировки итогового коммюнике будут формироваться и оформляться, наверное, до последнего. Это абсолютно обычный процесс, и для нас важно, чтобы в этом итоговом документе прозвучало подтверждение политики открытых дверей для Украины и Грузии. Надеюсь, мы это увидим, как и закрепление аспирантского статуса Украины. У нас есть возможности, которые мы развиваем на базе Годовой национальной программы под эгидой Комиссии Украина-НАТО. Мы очень много работаем над тем, чтобы этот документ, который ежегодно совершенствуется (нам действительно за последние два года удалось сделать существенные шаги, чтобы он становился более стратегическим) и формулирует наше видение внутренних изменений для интеграции в Альянс, стал аналогом ежегодного Плана на выполнение де-факто ПДЧ. То есть, для нас важна не так форма, как суть. Но продолжать дискуссию о получении Украиной ПДЧ мы, безусловно, будем.

- В этом году исполняется ровно 10 лет со времен печальноизвестного Бухарестского саммита НАТО, где Украина и Грузия так и не получили ПДЧ. За эти десять лет что-то принципиально изменилось? Страны, которые в 2008-м заблокировали предоставление Украине ПДЧ, изменили свое мнение? Кажется, что в этом лагере скептиков стран только прибавилось.

- Думаю, что это не вопрос лишь изменения мнения тех или иных стран в отношении Украины. Речь идет о более широком вопросе осознания тех угроз, которые на данный момент существуют не только для Украины, но и для всей западной цивилизации, включая НАТО. Мы видим, как вырабатывается политика Альянса, которая во многих случаях гораздо четче, чем любой другой международной организации, как с точки зрения понимания и осознания угроз, так и с точки зрения поиска эффективных решений-ответов на эти угрозы. В частности, мы видим, что политика Альянса за последнее время – это в определенной степени оборонное сдерживание в отношении РФ, усиление своего восточно-европейского фланга и одновременно попытки поддерживать какие-то каналы коммуникации с РФ с тем, чтобы находить пути, как давления, так и решений по вызовам, перед которыми стоит Альянс и мир.

_ass4530

Изменили ли свое мнение страны, которые блокировали предоставление Украине ПДЧ на Бухарестском саммите? Наверное, мы не можем говорить о полном изменении на данный момент. Но я убеждена, что очень многое зависит от эффективности выполнения Украиной своей домашней работы. Мне кажется, что сфера безопасности и обороны и те амбициозные реформы, которые мы запланировали в этой сфере, это именно то (при быстром продвижении этих реформ), что поможет нам получить очень быстрый результат. У нас есть необходимость быть эффективными в обороне своей страны, поэтому повышение обороноспособности и способности наших ВСУ, и безопасностных компонентов защиты страны при реформе будут моментально давать более сильный и мощный результат. Успешное продвижение в домашнем задании, которое мы заложили в том же Стратегическом оборонном бюллетене по реформе, например оборонного сектора, на мой взгляд, даст неопровержимые аргументы нашим партнерам в Альянсе, которые сегодня сомневаются, можно ли предоставлять Украине ПДЧ.

- Это НАТО должно быть заинтересованным принять Украину.

- Я считаю, что уже сегодня Украина является реальным существенным донором безопасности для европейского континента и западной цивилизации. Не преувеличение говорить, что мы держим фронт западной цивилизации, и мы точно понимаем, что если бы Украина не смогла защищать себя и мир, жизнь каждого отдельного гражданина западного мира существенно бы отличалась от сегодняшних реалий. Об этом не стоит стесняться напоминать и настаивать, что уже сегодня Украина является сильным игроком, который укрепляет обороноспособность и способности, в том числе, и НАТО.

- Грузия является одной из крупнейших контрибуторов в миротворческие миссии НАТО. Не планирует ли Украина увеличить свое присутствие?

- Хочу напомнить, что даже сейчас, в тяжелые времена, когда мы сдерживаем агрессию России и нам надо мобилизовать все силы, чтобы эффективно защищаться и отстаивать свою землю, Украина ни разу не прекратила своего участия в операциях НАТО различного типа. Сегодня мы участвуем в трех: в Средиземноморье, Афганистане и Косово. Я точно знаю, что этот вклад Украины высоко ценится Альянсом. Будем ли мы сегодня в таких больших количествах увеличивать свое присутствие? Думаю, от нас этого и не ждут, так как прекрасно понимают, что это невозможно, учитывая насущные потребности дома. Но, вместе с тем мы поддерживаем свое присутствие во всех операциях, которые я перечислила выше.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62996.23

Bitcoin Cash (BCH)

483.52

Binance Coin (BNB)

538.22

Ethereum (ETH)

3070.5

Litecoin (LTC)

79.27

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,14
56,49
54,96
54,95
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,50
51,01
26,95
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.57

Евро (€)

42.12

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять