История украинской анимации: от "Соломенного бычка" до легендарных "Казаков"

23 октября 2017, 06:21

Панченко Алекс Панченко Алекс

Аниматоры учились работать на "Перце", "Волки" пострадали от цензуры, а "Битлз" всех спасли

Этим материалом "Сегодня" открывает новый проект "История украинской анимации". Мы планируем рассказать вам о самых первых наших мультиках, о тех, кто их создавал: художниках, режиссерах, сценаристах. Вспомним шедевры — гордость отечественной мультипликации — мультфильмы "Казаки...", "Приключения капитана Врунгеля", "Остров сокровищ", "Энеида", "Как Петя Пяточкин слоников считал". А на закуску — истории о мультпроектах, снятых за время независимости нашей страны, включая те, над которыми сейчас кипит работа.

Первопроходец

Реклама

Сегодня имя Вячеслава Левандовского известно только специалистам да исследователям анимации. Впрочем, это обычное дело: в нашей стране хорошо знают только политиков, но не людей искусства. А ведь именно Левандовский снял первый украинский мультфильм — "Сказка о соломенном бычке" (хронометраж — 10 минут), по мотивам одноименной украинской сказки. Случилось это в далеком 1927 году на Одесской киностудии.

Мультфильм до наших дней не дожил — уцелели лишь отдельные кадры.

О самом Вячеславе Вячеславовиче известно до обидного мало.

По сути, главным, и едва ли не единственным источником информации о нем и его работах, является раритетная книга Бориса Крыжановского "Мальоване кіно України" (издательство "Мистецтво", 1968). Не так давно я встретил ее на одном интернет-аукционе за 3 тыс. грн, хотя сам до этого приобрел ее за 100 грн.

Реклама

В активе Левандовского — чуть более десятка анимационных работ. Самые известные — "Украинизация" (1927 года) и "Тук-Тук и его приятель Жук" (1928). Первая рассказывает о... введении украинского языка как официального в Украине (о тогдашней украинизации весьма колоритно писал в своих "усмішках" Остап Вишня).

Вторую в сентябре этого года показывали в Довженко-центре (помимо отреставрированного "Тук-тука", демонстрировали и "Лесной договор" (1938 г.) режиссера Ипполита Лазарчука). Черно-белый звуковой мульт рассказывает о мальчике по имени Тук (и не надо тут ассоциаций со сТУКачами!), который вместе с собакой по кличке Жук выращивает овощи. А на его труды всячески посягают ленивые и агрессивные Свинья и Лис.

-2_36

А потом была разруха

Старт украинской мультипликации был ярким. Но все быстро сошло на нет: сначала репрессии, потом — война, разруха и голод. Если что-то и снимали, то это были, что называется, разовые акции. Все пребывало в полном запустении аж до 1959 года — пока за дело не взялся Ипполит Лазарчук.

Под своим крылом режиссер собрал молодых, горящих огнем желания поработать ребят — которые, кроме этого самого желания, больше ничего не имели и не умели. Лазарчук научил их всему, что знал сам.

Реклама

"Помню, как я впервые попал на студию "Киевнаучфильм", — вспоминает патриарх украинской анимации Евгений Сивоконь ("Человек, который умел летать", "Приключения кузнеца Вакулы"). — Я зашел в помещение, в котором кипела работа — все что-то рисовали, кто-то корчил рожи в зеркало и тут же фиксировал эти гримасы на бумаге, кто-то куда-то бежал... Я спросил, кому мне показать свои работы. Мне ответили: "Покажи их Папе".

Папа — именно так — гордо и с любовью — называли первые киевские аниматоры своего учителя — Ипполита Андрониковича.

Лазарчук не только ознакомился с работами Евгения Яковлевича, но и взял его на должность художника-постановщика в мульт "Пьяные волки". После "Волков" они плодотворно работали и над другими анимационными лентами: "Золотое яичко", "Мишка+Машка" и "Жизнь пополам".

-3_15

"Приключения перца"

Впрочем, все вышеназванные ленты — это дело лет последующих. Началось же возрождение украинской анимации с "Приключений перца".

Реклама

"У тогдашних наших мультипликаторов какого-то специального образования не было,
 — смеется Давид Черкасский ("Остров сокровищ"). — Была лишь небольшая (недельная) практика на "Союзмультфильме". И все! Тем не менее Ипполит Андроникович верил в нас, и запустил в работу двадцатиминутный мульт "Приключения перца". Делали мы его целых два года! Делали и учились по ходу профессии, так сказать, на своих ошибках и своих шишках".
Сам мульт создавался по мотивам сюжетов сатирического украинского журнала "Перець" (флагманом сатиры считался журнал "Крокодил", а его республиканскими "дочерними предприятиями" были "Перець", "Чаян", "Шершень"). Что любопытно, в Украине "Перець" выходил аж до 2014 года. А в 2017-м начала выходить его реанимированная версия — под названием "Перець. Весела республіка".

-1_169

"Пьяные волки" и цензура

Как режиссер, Лазарчук снял с десяток мультов. Самые известные — "Пьяные волки" (1962) и "Почему у Петуха короткие штаны?" (1966).

В тренде
Заморозки в середине апреля: синоптик шокировала Украину прогнозом

Не обошлось и без нелепых конфузов. К примеру, "Волки" пострадали от бдительной цензуры. "Мульт был о самогоноварении и том, как волки нализались в стельку, — рассказал нам художник-мультипликатор Эдуард Кирич ("Казаки", "Энеида"). Ну очень смешная история! Так вот: название мульта шло коричневыми буквами на оранжевом фоне. И тут горою грозною встает директор студии "Киевнаучфильм" и пафосно кричит: "Как вы смеете — на святом цвете нашего знамени писать эти некрасивые порочные слова!". Тот директор на дух не переносил коричневый цвет. Он кричал: "Это цвет фашизма, только через мой труп!".

-5_04

"Петух" и гуцулы

В основу мультика "Почему у Петуха короткие штаны?" была положена старая еврейская сказка. Но при этом сам мультфильм был сделан в гуцульском стиле.

"Гуцульщины" я набрался во Львове, — вспоминает Кирич. — В этнографическом музее проходила потрясающая выставка: прямо в помещении были воссозданы старые народные хаты. Просто волшебство какое-то! Я там днями пропадал: перерисовывал узоры, запоминал, что и как называется. А названия для меня — это все, это образ! "Постолы" — обувь, "бартка" — топор, "кресаня" — шляпа... Это же не названия — музыка!".

"Осколки"

Уже упомянутый Евгений Сивоконь своей первой самостоятельной работой считает сатирический мульт "Осколки" (1966). Лента рассказывала о том, как сценарист, живущий в каменном веке, приносит в пещеру сценарий, выбитый на каменной глыбе. Но глыба в пещеру никак не проходит — мешают острые углы. И тогда сценарист начинает отбивать их, один за одним... Из забавного: на глыбе размещался сюжет о хулигане, который слушает "Битлз". Так вот, музыкальный редактор настоятельно посоветовал Евгению Яковлевичу убрать из сюжета эту "загнивающую западную музыку". Сивоконь уже начал подыскивать что-то другое, как вдруг сигнал: "Оставить "Битлз"!" Как оказалось, группа отчисляет часть своих гонораров в фонд Компартии Великобритании!

-4_05

Гашек и Чапек

В 1968 году киевские аниматоры выпустили замечательный мульт "Человек, который умел летать" (по мотивам рассказа Карела Чапека). По сюжету, действие происходит в Праге. Так вот, рисовали город... по книге Ярослава Гашека "Приключения бравого солдата Швейка".

"Этот роман всегда был настольной книгой для всех киевских аниматоров, — вспоминает Эдуард Кирич. — Колорит и атмосферу древнего города мы почерпнули именно из "Швейка" — сами-то мы там не бывали. Более того, благодаря "Швейку" я познакомился с работами потрясающего чешского художника Йозефа Лады. Это ведь его иллюстрации к роману Гашека считаются классическими".

Свой путь

"Мы росли от картины к картине, — говорит Давид Черкасский. — Мы делали яркую анимацию: "Непоседа, Мякиш и Нетак", "Никита Кожемяка", "Маруся Богуславка"... У нас сложилась своя мощная мультипликация, очень качественная, но при этом совсем другая, чем на "Союзмультфильме". Мы сразу поняли: делать, как у них, у нас не получится. Разный опыт, разные подходы... Поэтому мы шли свои путем. Конечно, на это понадобилось много времени. Но конечный результат того стоил".

Следующий материал будет посвящен созданию замечательной серии мультфильмов Владимира Дахно "Как казаки...".

Анимация: начало

Если верить толстым толковым словарям, то слово "анимация" (происходит от латинского anima — "душа") значит "одушевление" или "оживление". Те же, кто занимается процессом "оживления", гордо зовутся аниматорами.

НАЧАЛО НАЧАЛ. Первые попытки запечатлеть движение в рисунках (а по сути, это и есть мультфильм) относят к пещерным рисункам времен палеолита. Косматые "аниматоры", обряженные в шкуры забитых камнями животных, изображали этих самых животных с множеством ног (намек на движение).

Настоящая же анимация родилась 30 августа 1877 года в пропахшей сырами и вином Франции. Именно в Париже инженер-любитель Эмиль Рейно явил миру чудо из чудес — праксиноскоп: оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков! При этом сам изобретатель не скрывал, что создал прибор на основе (чур, не пугаться названий, — ну не умели тогда люди называть свои гаджеты коротко и емко) фенакистископа и зоотропа — обе названные конструкции также служили для "оживления" рисунков.

Понятное дело, что мультфильмы того времени были бледной копией сегодняшних. По сути, они представляли собой рисованные и раскрашенные от руки, довольно примитивные пантомимы. Самые длинные из них достигали, страшно подумать, аж 14 минут!

Кстати, если кто желает: на YouTube можно найти мульт Рейно "Больной Пьеро" 1892 года — типичный образчик того времени. Мульт идет со звуком — в сопровождении фортепианной музыки. Так вот: он был создан за три года до изобретения кинематографа братьями Люмьер!

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять