В среду в украинской политике произошло два важнейших события. Во-первых, Александр Мороз закрыл третью сессию Верховной Рады V созыва. Это означает, что на выборы 30 сентября коалиция таки пойдет. Во-вторых, дождавшись сдачи парламентом своих последних позиций, президент тут же объявил о начале наступления по главному для себя направлению — возвращению собственных полномочий. Собственно, похоже, именно это, а отнюдь не досрочные выборы в Раду (после которых у Ющенко вряд ли прибавилось бы власти), и было основной целью созданного президентом политического кризиса.
СДАЛИСЬ. "Сегодня" уже писала о том, что депутаты закрывать сессию не будут (инициатива Мороза), а просто уйдут в отпуск. При этом, в любой момент они могли собраться, если ЦИК решит признать народными депутатами членов списка БЮТ и "Нашей Украины" вместо оппозиционеров, которые сложили полномочия — на это у коалиции еще теплилась надежда (тогда бы ни о каких выборах 30 сентября и речи быть не могло).
Однако, утром "концепция поменялась". На заседании фракции "регионалы" проголосовали за то, чтобы сессию закрыть и социалисты с коммунистами вынуждены были с этим согласиться (в следующий раз остатки парламента обещают собраться в сентябре). Таким образом, лидеры Партии Регионов окончательно решили на выборы 30 сентября. На 4 августа намечен съезд партии на котором будут утверждены списки.
УДАР ЮЩЕНКО. Буквально сразу после всех этих событий, замглавы Секретариата президента Игорь Пукшин сделал сенсационное заявление: президент готовит референдум по изменениям в Конституцию (ранее все разговоры об этом на Банковой называли провокацией). О том, что в них будет прописано догадаться нетрудно — возвращение Ющенко львиной доли его прежних полномочий. Пока озвучены лишь некоторые положения — введение двухпалатного парламента (давняя мечта Кучмы), сокращение числа депутатов и ликвидациях их неприкосновенности (на последний пункт, как рассчитывают у президента народ обязательно "клюнет" и проголосует "за"). Вчера же о намерении в "ближайшее время" провести референдум заявил и сам Виктор Ющенко.
Но главное не это, а то, что, по мнению чиновников Секретариата, изменения эти не нужно будет утверждать в парламенте (!). Дело в том, что в самом Основном законе четко написано, что изменения в него может вносить ТОЛЬКО Верховная Рада. Именно на этом, в свое время, "погорел" Кучма, который даже провел референдум о расширении своих полномочий, но так и не смог добиться его имплементации через парламент. Но сейчас на Банковой, похоже, решили в очередной раз "забить" на Конституцию, провести референдум по изменениям и ввести их сразу в действие.
ЛОВУШКА ДЛЯ "РЕГИОНОВ". Таким образом, прельстив Партию Регионов россказнями про "широкую коалицию" и вынудив согласиться на роспуск парламента и досрочные выборы, Ющенко на самом деле готовится нанести по "регионалам" (да и вообще по всем нелояльным партиям и группам влияния) сокрушающий удар. Чтоб также как и при Кучме они несли дань на Банковую, испрашивали разрешения на владение заводами, землями и пароходами, а за малейшее непослушание их лишали и собственности, и остатков власти.
В самой Партии Регионов, что характерно, пока не придают значения намерениям президента. "Это просто инициатива каких-то мелких чиновников, которым я не привыкла доверять," — сказала нам советница Януковича Анна Герман. Напомним, что в марте этого года в ПР также категорически не верили, что Ющенко решится на роспуск парламент...
"У ПРЕЗИДЕНТСКОГО ЛАГЕРЯ ВЕЛИК СОБЛАЗН..." Мы поинтересовались оценками политологов описанного нами развития событий. Близкий к секретариату президента Вадим Карасев, назвал принятие конституции путем референдума без согласования парламентом "провокацией". А вот политолог Владимир Фесенко обеспокоен тем, что в контексте событий последних месяцев, у пропрезидентского лагеря очень велик соблазн в том же порядке, что и досрочные выборы, принять и конституцию. "Фишка" в том, чтобы на волне эйфории, продвинуть и идею конституционного референдума не так уже и тяжело. Вероятность того, что СП пойдет таким путем, он оценивает как 50/50. "Они играют на эмоциях и драйве. Вот мы пробили идею досрочных выборов и также пробьем конституционный референдум", — рассказывает он, отмечая, что инициаторы референдума могут проиграть. Принять Конституцию на референдуме в условиях раскола страны это очень рискованно, неизвестно, как ЦИК посчитает голоса.
РЕФЕРЕНДУМ СОСТОИТСЯ 30 СЕНТЯБРЯ? Наиболее удобная для президента дата проведения референдума — 30 сентября, одновременно с выборами (собрать 3 миллиона подписей за проведение плебисцита "по народной инициативе" еще можно успеть — Кучма вообще за пару месяцев с этим делом в 200 году управился). А дальше возможен такой сценарий: пока подсчитывают голоса на досрочных выборах Рады, Ющенко вносит проголосованные на референдуме изменения в Конституцию своим указом, переподчиняет себе всех кого можно и ставит новоизбранный парламент перед фактом: у вас теперь нет не только неприкосновенности, но и полномочий, дорогие депутаты. Конечно, такое поведение президента подпадет под целую серию статей уголовного кодекса, но вряд ли Ющенко после кризиса апреля-мая боится, что кто-то его будет за это наказывать. Но это все возможные планы президента. А что насчет его противников?
Как только "Регионы" поймут, что Банковая всерьез вздумала проводить референдум, и Ющенко их просто "надул" с "широкими коалициями", они, конечно, попытаются организовать сопротивление. В конце концов, законодательство о референдуме крайне запутанное, а большинство в Центризбиркоме (без которого плебисцит провести нельзя) у коалиции. К тому же, перед глазами пример как Ющенко и ЦИК успешно блокировали референдум по НАТО за который также было собрано 3 миллиона подписей. С другой стороны, в КС у коалиции тоже было большинство. И что с того? В любом случае, страну, в случае реализации сценария президента о возврате полномочий ждут новые жестокие потрясения. Еще до выборов.
К слову, вчера Игорь Пушкин не исключил, что вместе с Конституцией может быть проведен референдум и по НАТО, и по русскому языку. Впрочем, это может быть обыкновенная "приманка" для коалиции. После референдума, изменения в Основной Закон президент внесет, а по языку и альянсу — нет. Эти, мол, только через парламент.