Как спасти семью от онлайн-игрушек

Все больше украинцев сбегает от проблем и стрессов в виртуальные миры, где осваивают новые профессии, беспечно заводят семьи и друзей, напрочь забывая о родных людях в реальном мире

Играть или не играть? Каждый день все больше людей на планете заводят виртуальную жизнь. Онлайн-играми одинаково быстро увлекаются дети и взрослые, мужчины и женщины, студенты и директора фирм. Компьютер превращает их в эльфов, гномов, королей и принцесс — могущественных и бессмертных. У многочисленных выдуманных интернет-миров есть защитники — они утверждают, что игры помогают снять напряжение после тяжелого рабочего дня, и противники, которые кричат, что онлайн-игрушки превращают людей в асоциальных зомби. Психологи поясняют — онлайн-игры, точно так же, как и быстрая еда (полуфабрикаты), очень быстро удовлетворяют потребности людей, при этом не требуя особых затрат. Тем самым вызывая привыкание. Еще одна причина — в онлайн-мире человек может надежно и надолго спрятаться от реальных проблем. При этом там решаются вопросы, чем-то схожие с жизненными, но происходит это интереснее и быстрее. Игроки осваивают другую профессию, находят новую жену и детей, заводят новых друзей. То есть делают то, что хотели бы сделать в реальной жизни, но, увы, не могут на это решиться. У людей появляется вторая жизнь, которая их устраивает больше, чем реальная. Естественно, ушедшая на второй план реальная семья начинает требовать объяснений, друзья перестают звонить, а жена закатывает скандал. Мы попытались разобраться, так ли опасны онлайн-игры и как помочь любимому человеку вернуться в реальный мир.

ДОИГРАЛИСЬ ДО... СВАДЬБЫ

Реклама

Новобрачные. Андрей и Марина поженились сначала в "Кровожадном мире", а потом — в реальном

Только приятные воспоминания связаны с онлайн-играми у киевлянина Андрея и его жены из Санкт-Петербурга Марины. Они познакомились в онлайн-игре "Кровожадный мир". Он под ником Темный эльф входил в очень влиятельный клан, который следил за порядком, а она только поступила в этот отряд на службу. Позже они вместе участвовали в войнах против монстров и чудовищ. "Чем ближе мы знакомились в игре, тем больше нравились друг другу. Так, в один из дней все наши друзья узнали, что наши герои женятся, — улыбается Андрей. — Конечно, это не означало, что то же повторится в реальной жизни".

Реклама

Темный эльф. Герой Андрея

На свадьбу пригласили около сотни жителей виртуальной страны, а в профиле каждого участника появилось сообщение о браке Принцески и Темного эльфа. Уже после свадьбы в мире виртуальном парень узнал настоящее имя своей жены. "Мы начали общаться вне игры и поняли, что интересны друг другу, а отношения в жизни завязались после того, как встретились в Москве. Два года еще общались и в реале, и в игре, а потом все-таки поженились в Киеве, и Марина переехала ко мне жить. Дома мы в онлайн-игру не играем — это уже перебор. Мы наслаждаемся реальным общением друг друга".

Реклама

Принцеска. Героиня Марины

А вот брак полтавчан Ирины и Руслана Коваленко из-за онлайн-игры распался. И дело совсем не в том, что жена пилила мужа за его особое пристрастие к виртуальной жизни. "Мы оба играли в одну и ту же игру. Это началось, когда мы были на последнем курсе университета, — вспоминает Ирина. — Руслан начал играть в World of Warcraft, я сначала пыталась его отговаривать — мне не нравилось, что он там проводит много времени, а потом сама зарегистрировалась". Ирина рассказывает, что ее парень был кровожадным Орком, который постоянно дрался за землю, а она выбрала себе роль Эльфа и занималась накоплением мудрости. После этого они стали лучше понимать друг друга, какие-то бытовые вопросы даже решали в игре. К слову, именно в игре Руслан сделал предложение Ире. "Я вышла за него в реальной жизни, мы переехали в отдельную квартиру, к тому моменту у нас дома уже были два компьютера и после работы мы все больше общались друг с другом только в игре. Потом у меня стали быстро расти показатели, я переходила с одного уровня на другой и, наконец, вышла замуж за очень влиятельного героя". Это решение и возмутило реального супруга Ирины, он попросил расторгнуть брак в игре, потом стал требовать, чтобы Ирина вообще перестала играть. Ссоры из-за игры переросли в бытовые и в результате супруги развелись. "Я не думаю, что виновата онлайн-игра, скорее всего, она была поводом, а с Русланом мы просто не подходили друг другу", — резюмирует Ира.

ВРАЧ ВИТАЛИЙ ЛЕЧИЛ МОНСТРОВ

Александр. Согласился фотографироваться только со спины

Еще год назад о жизни врача частной клиники Виталия можно было смело сказать — удалась. Они с женой отметили в Египте пять лет брака, собирались купить новую квартиру. "Планы тогда подпортил кризис, Виталия перевели на полставки, — рассказывает жена Наталья. — Тогда он держался молодцом, но как человек очень активный, привыкший заполнять работой каждую секунду, начал скучать. Я не сразу обратила внимание, что он серьезно увлекся онлайн-игрой". Виталий в виртуальном мире лечил коллег по сообществу, раненных монстрами. Наталья сначала только порадовалась за любимого мужа, видя, что наконец он перестал ходить мрачнее тучи по квартире. "Но ситуация стала странно меняться, — сетует Наталья. — Я заметила, что виртуальный мир отбирает у мужа все больше времени, он стал невнимательным. Когда я, уходя на работу, говорила: "Пельмени в холодильнике", он кивал, а вечером я находила еду нетронутой. Потом обнаружилось, что муж начал мне врать, оказалось, что у него в Сети другая жена и даже приемные дети, и эта семья ему важнее, чем реальная. После нескольких крупных ссор Виталий признал, что стал зависимым, и пошел к психологу". Сам глава семьи говорит на тему онлайн-игр неохотно. "Мне казалось, что подсесть на это могут только подростки и неудовлетворенные жизнью дураки. У меня же все было нормально — семья, работа. Сейчас даже не хочу думать, что все это мог потерять из-за мира фэнтези и компьютерных друзей", — сокрушается мужчина, который после бесед с психологом оставил игры.

Скрывает свою виртуальную жизнь от жены и харьковчанин Александр, поэтому просит не называть его фамилию. При этом он признает — игра делает его зависимым, говорит, что выбирая между интересным путешествием и игрой, выберет последнюю. "Если два дня не захожу в игру — мысли только о том, где найти компьютер и продолжить битвы, — говорит Александр. — Правда, дома у нас с женой уговор: я компьютер не включаю вообще. И, конечно, не говорю ей о своей другой жизни. Она не знает, что какую-то часть зарплаты я трачу на покупку оружия и талисманов (за свои реальные деньги покупает в игре артефакты. — Авт.) — скандалы мне не нужны".

ПСИХОЛОГИ: ИГРАТЬ МОЖНО И В ЖИЗНИ

Специалисты едины во мнении, что если ваш родной человек больше двух часов в день посвящает онлайн-играм, при этом забыв о вещах, когда-то имевших для него огромное значение, следует бить в колокола. Но делать это нужно без криков и резких движений. Если такая ситуация произошла в вашей семье, то не стоит устраивать истерик и закатывать скандалы, что будет иметь обратный эффект.

Существует несколько способов вытащить "пленника" из этой пучины. Для начала специалисты предлагают разобраться, почему человек ушел в другой мир, что он там ищет? "Нужно понять, чем можно соблазнить его в реале. Ни в коем случае нельзя сразу же ставить вопрос категорично: я или компьютер, — считает психолог Татьяна Михеенко. — Я бы посоветовала женам вспомнить об обольщении, попытаться хотя бы так отвлечь мужа от компьютера. Можно придумать какое-то общее дело, заняться экстремальным или активным отдыхом: дайвинг, квест-игры. Можно придумать интересный совместный отдых, например устроить поездку на выходные в деревню, где нет компьютера. И там уже легче обратить внимание на проблему".

"Предлагаю вместе с зависимым составить таблицу с плюсами и минусами сложившейся ситуации. Конечно, игрок будет называть положительные стороны, например говорить, что он получает так эмоциональную разрядку, у вас же будет возможность сказать, что он стал раздражительнее", — продолжает социальный психолог Валерий Рожко. После того как проблема поднята, Рожко предлагает переходить к более активным действиям — например, предложить человеку ту же ролевую игру, только в реальной жизни. Если ему хочется быть магом или эльфом, то стоит подключиться к этому движению в реальной жизни — пойти к толкиенистам. Категоричен в этом вопросе психолог Евгений Заика: "Я бы предложил супругам и родителям быть бдительными и не пускать человека в онлайн. Ситуацию лучше предупредить, чем потом разбираться с ней. Поэтому если в доме есть компьютер и интернет, то стоит сразу же уяснить, что онлайн-игр здесь не будет".

ВИРТУАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ ЖИВУТ МИЛЛИОНЫ

Сегодня в мире существует несколько сотен онлайн-игр. Самая популярная — World of Warcraft, сделанная в стиле фэнтези, "жизнь" в которой идет круглые сутки, и в штурме замка может участвовать сотня игроков. Украинский "Кровавый мир" — проще, но доступнее.

История онлайн-игр началась на кафедре американского университета в 70-х годах. Первая игра была примитивной, она находилась только в закрытых сетях, которые стояли в различных университетах. Стремительно развиваться онлайн-индустрия начала в середине 90-х, когда появился интернет. Трехмерная графика впервые возникла в 1996 году, который и принято считать началом новой эры онлайн-игр. В то же время появляются первые платные игры, возникает возможность набрать штат гейм-мастеров, чтобы те постоянно контролировали события в виртуальной жизни. Так начинают появляться игры-миры, где жизнь не прекращается целые сутки — идут войны, издаются законы, люди женятся и разводятся. Бум на онлайн-игры в мире начался в начале XXI века, количество участников растет каждый день. Существуют специальные онлайн-игры даже для детей. Пятилетний ребенок может зарегистрироваться на сайте, выбрать себе персонажа и, выполняя различные поручения, дослужиться до уровня принцессы или принца.

World of Warcraft — самая известная онлайн-игра в мире, в которой участвуют 12 млн игроков. Мир игры похож на тот, что описывал Толкиен: можно стать эльфом, великаном и т.д. Если в большинстве игр, достигнув высокого уровня, персонаж становится фактически неуязвимым и играть становится скучно, то в WОW, даже будучи полубогом, ты можешь погибнуть в схватке с ватагой новичков. К тому же для суперигроков есть суперсложные уровни. Однако игра — это не только схватки, но и поиски талисманов. Встретив другого игрока, можно предложить ему отправиться в путешествие и уже совместно рубать монстров, а заодно болтать о новостях волшебного мира. Даже семью завести можно. Можно торговать оружием, артефактами, зарабатывать игровые деньги, которые даже обмениваются на реальные.

Самые популярные украинские онлайн-игры также сделаны в стиле фэнтези, долгожителем считается игра "Кровожадный мир". По красочности, многообразию игрового мира он намного уступает World of Warcraft. Здесь двухмерные, а не трехмерные персонажи, меньше игровых заданий, не так разнообразно оружие. Но вместе с тем у "Кровожадного мира" есть одно важное преимущество. Для этой игры не обязателен мощный компьютер, в нее можно играть прямо у себя в офисе, в интернете. Игра потребляет минимум трафика и не требует установки на компьютер никаких дополнительных модулей. А поскольку в нее играют украинцы, то и общение проще, чем в WОW, который лишь недавно стал русскоязычным. Для пущего удобства даже сделаны специальные чаты.

ПРИРАВНЯЛИ К АЛКОГОЛИЗМУ

"Виртуальный мир — это одна из самых лучших защит от жизненных неурядиц, — считает психолог Татьяна Михеенко. — В том числе нынешних: экономическая нестабильность, политическая неразбериха, опасный грипп. И все эти передряги длятся не один месяц, что порядком раздражает. А в игре происходит очень быстрая смена событий, что позволяет нашим зрительным и слуховым рецепторам легко насытиться и получить удовольствие, забыть о том, что происходит за окном". Психологи в один голос твердят: компьютерные игры в реальном времени — это большая проблема, из-за них распадаются семьи, люди начинают хуже ориентироваться в реальности, уходя от проблем в интернет. Туда нынче перебрались и те, кто раньше играл в казино. Тепрь они там ищут возможность удовлетворить свой азарт.

"Сами игры устроены так, что очень сложно не подсесть на них, — говорит директор Украинского института зависимости Владимир Родин. — Проблема еще и в том, что о вреде курения, алкоголя, наркотиков мы знаем, а вот о компьютерной игровой зависимости информации очень мало". А тем временем именно эта зависимость прочно вошла в пятерку самых серьезных в мире, разделив третье место с алкоголизмом. Лидерство удерживает табакозависимость, на втором месте — пивной алкоголизм. Наркотическая зависимость на четвертом месте. К слову, за бугром этой проблемой уже озаботились сотни общественных организаций и государство. Например, в Швеции многопользовательскую ролевую игру World of Warcraft приравняли к кокаину и назвали самой опасной по степени привыкания компьютерной игрой в мире, ограничив к ней доступ. Именно эта онлайн-игра стала причиной 12% европейских разводов (2008), для сравнения: из-за наркотической зависимости одного из супругов распались 6% пар в Европе. А в некоторых штатах США уже действуют законы, которые позволяют определить зависимого от компьютерной игры на принудительное лечение. Еще одна проблема, о которой говорят психологи, это смерть от "передозировки" компьютером. В мире уже зафиксированы несколько случаев, когда человек попрощался с миром реальным из-за виртуального.

РАЗРАБОТЧИКИ: В ОНЛАЙНЕ НАХОДЯТ РАБОТУ

Украинский виртуальный мир существует около 10 лет. Разработчики онлайн-игр утверждают, что спрос постоянно растет, поэтому на рынке возникают новые продукты и, соответственно, появляются новые игроки. Количество участников украинской игры "Фермы", запущенной в сети "вКонтакте", достигло миллиона человек всего за несколько месяцев. "Но это не означает, что люди зависимы. Каждый тратит на игру столько времени, сколько считает нужным. Игры в социальных сетях вообще очень просты, сутками там никто не сидит", — говорит генеральный директор одной из компаний разработчиков игр Андрей Львов. По его словам, в играх люди не только находят разрядку и возможность снятия стресса, но и могут почерпнуть немало полезного. Например, компьютерные онлайн-игры для многих людей — единственная возможность попробовать себя в новой роли. Если человек всю жизнь мечтал быть врачом, а стал менеджером, то здесь он может врачевать. "У нас много людей, которые благодаря игре совершенствуют свои способности. Например, практикуются юристы. Есть примеры, когда люди очень грамотно себя проявляли в составлении законов виртуального государства". Согласен с мнением коллеги и украинский разработчик Тимур Родионов. По его словам, человек может многому учиться и "набивать шишки" в игре, а потом не повторять тех ошибок в жизни, что делает его более эмоционально устойчивым. К тому же некоторым талантливым ребятам удается в игре найти реального работодателя, ведь в онлайне встречаются очень богатые и влиятельные люди. "У нас был случай, когда два парня, руководители кланов в игре, устроились на работу к своему подчиненному в виртуальной жизни, — улыбается Тимур. — В обычной жизни он оказался директором компьютерной фирмы. Потом один из парней привел на эту работу свою жену и брата". При этом создатели компьютерной житухи не отрицают: в выдуманном мире "застрять" можно всерьез и надолго. "Конечно, если у него едет крыша и он совсем не посвящает времени жене или жена завела себе в онлайн-игре другие связи, то виноваты в этом не онлайн-игры, тут каждый должен разобраться в самом себе", — заключает Тимур.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Рекомендации segodnya.ua

Далее по теме

Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
ЗСУ: главное
Подробнее
Хроника обстрелов
Больше об этом
Война в Украине из космоса
Больше новостей
Украинцы за границей
Больше новостей
Дипломатический фронт
Больше новостей
"Разом нас багато"
Нас не подолати
Помощь во время войны
Больше новостей
Save Life
Советы врача
Наши деньги
Больше новостей
Life новости
Все новости
Последние новости
Показать еще
ПОТЕРИ РОССИИ
Данные на 09:00 27 мая
1
Личный состав 29750
Личный состав
2
Самолеты 206
Самолеты
3
Вертолеты 170
Вертолеты
4
Танки 1322
Танки
5
ББМ 3246
ББМ
6
Артиллерия 623
Артиллерия
7
Средства ПВО 93
Средства ПВО
8
РСЗО 201
РСЗО
9
БПЛА 503
БПЛА
10
Корабли/катера 13
Корабли/катера
11
Транспорт 2226
Транспорт
Подробнее
Показать еще
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

28439.2

Bitcoin Cash (BCH)

173.26

Binance Coin (BNB)

297.55

Ethereum (ETH)

1726.16

Litecoin (LTC)

61.55

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
52,00
51,00
57,00
39,99
-
50,00
55,00
-
-
48,90
56,00
-
-
-
54,99
-
-
51,00
57,00
-
-
-
56,99
-
-
50,99
56,99
-
-
50,00
55,00
-
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
16,4%
2
Учетная ставка Учетная ставка
10%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
31,32 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$26,9 млрд
Прогноз
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

29.25

Евро (€)

31.32

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

У4.5.0.

Важно

Главные темы

Погода

Telegram

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять