Как менялись школьники: от чернильных ручек до Толстого на DVD

"Сегодня" выяснила, как изменился образ ученика средней школы за последние 50 лет.

1/14

Сейчас родители все чаще слышат от своих еще не оперившихся чад: папа-мама, "поступи" меня в тот вуз, я хочу там учиться! И не желая терять контакта с ребенком, родитель соглашается. Чтобы удержать доверие своего чада, родители "задабривают" 14-летних подростков материальными ценностями. Заключается контракт внутри семьи: ты мне, я тебе, причем условия игры диктуют дети.

Реклама

Это порождает цинизм: папа-мама, вы ничего не понимаете в жизни, потому что вы не знаете современную музыку, плохо разбираетесь в компьютерах и мобилках – так вы не знаете жизнь …. Теперь не стыдно иметь избыточный вес. Еще 20 лет назад тучных и неспортивных высмеивали и говорили "жирпромкомбинат", а сейчас толстый ребенок — признак достатка. Теперь они не боятся ни родителей, ни директора, ни милиции, а подчиняются только исключительно харизматичным и даже стервозным лидерам.

И вместе с тем они знают по три языка, прекрасно разбираются в компьютере, много путешествуют. Они моментально распознают преподавателя, который плохо знает свой предмет, и с удовольствием "забьют" его вопросами, как древние люди копьями мамонтов. Современные ученики умеют и могут задавать самые неудобные вопросы, верят только в то, что можно пощупать собственными руками и продумывают каждый свой шаг. У большинства уже есть своя модель будущего, которая является целью и для достижения ее все средства хороши. Никто из них больше не надеется на государство и манну небесную. А если и надеется то только в том случае, если знают, где ее достать.

Всегда ли так было? Как вообще менялся образ школьника за последние полстолетия, "Сегодня" спросила у киевских учителей (в частности, Финансового лицея и школы №57), которые отдали школе по 30—45 лет своей жизни.

Реклама

50-60 ГОДЫ

До 1954 года мальчики и девочки учились отдельно, а потом классы соединили. Обязательная школьная форма: мальчики должны были подшивать к гимнастерке или кителю белый воротничок, а девочки носить коричневые платья и черные фартуки (по праздникам — белые). Девичьи платья шили из штапеля. Но не каждая семья могла себе позволить растраты на форму, платье могло быть, а фартук — нет. Конечно, детям хотелось выделиться, девчонки с завистью посматривали на юбочку-плиссе своей одноклассницы, а парни хвастали, к примеру, необычной наливной чернильной ручкой.

Прийти в класс без пионерского галстука считалось недопустимым и расценивалось как предательство идеалов Пионерии. Галстуки шили из сатина, скрепляли металлическим зажимом с картинкой горящего костра, а чуть позже просто завязывали узлом. Между учениками отношения были демократическими, вне зависимости от должности родителей.

Реклама

Между учениками и учителями выдерживалась дистанция, а учителей, которые хотели быть с учениками на "короткой ноге", считали чудаками. Слово учителя было непререкаемым. Высшее образование считалось очень престижным. На студентов смотрели как на небожителей. Школьники мечтали быть врачами, учителями, инженерами. Но поступали в вузы немногие — прием был небольшим, большинство уходило на производство, чтобы помочь семье материально.

В 60-х годах перешли к обязательному восьмилетнему образованию. В большой чести была книга. Зачитывались Джеком Лондоном с его романтическими, бесстрашными и сильными героями. Увлекались поэзией. Образцами для подражания были герои гражданской и Великой Отечественной войны — Павка Корчагин, Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы.

70-80 ГОДЫ

Строгая школьная форма, но уже появилась альтернатива поднадоевшей коричневой — ателье, а потом и фабрики шьют на заказ однотонные или в клеточку пиджачки и юбочки. Старшеклассницы стараются обратить на себя внимание юбками покороче. "Это макси-пояс, а не мини-юбка", — возмущались классные руководители.

В 1971 году на смену перьевой ручке и чернильнице-непроливайке пришла шариковая ручка. Младшие и средние классы многочисленные — до 40 человек, много параллелей — от "А" до "Е". Человек с энциклопедическими знаниями вызывает уважение. "Книга — лучший подарок" — не просто расхожая фраза. Когда дети возвращались с каникул, первым вопросом был: "Кто что прочитал?"

Дети увлекаются космосом, естественными науками, посещают многочисленные бесплатные кружки при домах детского творчества. В школе много факультативов, которые учителя ведут бескорыстно. В учебном процессе — новые, а том числе авторские, методики. Они заставляют не просто воспринимать информацию, но анализировать ее. Авторитет учителя высок, он — арбитр и советчик. Ученик мог прийти к нему с самым сокровенным.

К 8 Марта, к 23 февраля девочки и мальчики готовят друг для друга или для мам-пап капустники. Во внеклассной работе впервые за историю школьного обучения принимают участие родители — помогают с экскурсиями, в подготовке и участии вечеров, вместе с детьми ремонтируют классы. Входят в моду конкурсы бальных танцев, инсценированной песни. Идет соперничество между классами по сбору макулатуры и металлолома. Высок дух патриотизма. Популярны герои Отечественной войны. Еще Че Гевара. На рубеже десятилетий мальчиков-выпускников стали забирать в Афганистан. Но гордости за участие в чужой войне не было. Был страх, что не вернутся. Девочки-выпускницы, как правило, целомудренны, строги в общении с ребятами. В них есть стержень и чувство стыда. В 70-х читают Эриха Ремарка, а в 80-е — Чингиза Айтматова.

90-Е ГОДЫ

Как только провозгласили независимость Украины, родители тут же попрятали школьную форму в шкафы. Ее продолжали носить только дети из бедных семей. Ходили, кто в чем, нередко даже в спортивных костюмах. В школах, где было больше дисциплины, — мальчики носили костюмы приглушенных цветов, только в субботу разрешался свободный стиль. Девочки стали надевать на уроки брюки.

Середина 90-х — период, когда кажется, что знания больше не нужны, важнее способность быть оборотистыми. Профессии экономиста, бухгалтера выходят на первый план — раньше ими овладевали на курсах после неполной средней школы, а теперь идут за ними в вузы. Прагматично настроенные дети больше не хотят быть ни учителями, ни врачами — там платят мало. Как и в общественной жизни, в школе больше нет авторитетов. Ученики стали грубыми и циничными в отношении учителей, более агрессивными друг к другу.

Со всего, что касается жизни полов, снято табу. В школе наряду с факультативами "История религий" и "История мирового искусства" появляется "Культура сексуальных отношений". Дети без стеснения задают вопрос: "С какого возраста можно вести половую жизнь?" Вечера и капустники приобретают форму обязаловки. Дети игнорируют поэзию, но взахлеб читают "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Чайку по имени Джонтан Ливингстон" Ричарда Баха.

Поступление в вуз было и остается престижным. Правда, теперь уже не важно какая специальность, "главное — корочка". В этот период появляются многочисленные филиалы университетов, готовые за деньги учить ребенка с любым уровнем знаний. Первокурсники с гордостью заявляют: "Учусь в университете!" Ни у кого не возникает вопроса, насколько успешно он учится и насколько серьезным специалистом он станет. Материться в публичном месте уже не стыдно.

2000-Е ГОДЫ

Дети стали настолько практичными, что это пугает уже взрослых. Ребенок не будет тратить время на предмет, который ему не понадобится на тестах или при поступлении. Уделяют внимание математике и английскому. Часто приносят в класс вместо книг распечатки из интернета, а потом просто выкидывают их в мусорник. Большинство просто случает Толстого и Достоевского в плеерах на СD-дисках.

Учитель — только помощник для поступления в вуз. Теперь учитель просто не имеет права плохо знать свой предмет — его просто "забьют" вопросами. Выбор профессии связан с деньгами. Это — экономика, компьютеры, менеджмент, международный бизнес, юриспруденция, реже медицина, биология. Многие при поступлении надеются на родителей — они оплатят учебу.

Отношения между мальчиками и девочками упростились. Без пива и сигареты, как правило, не общаются и не отдыхают. Притом девочки курят и пьют наравне с мальчиками. Теперь в порядке вещей, если мальчик похлопает девочку по плечу, отпустит "сальную" шутку, выругается при ней. Уже с 12—13 лет школьницы начинают чувствовать себя объектами сексуального внимания. Отсюда юбочки выше позволенного и откровенные топики с декольте. Девочки стали активнее. Если мальчик нравится, будут досаждать ему бесконечными телефонными звонками.

Объект хвастовства — достаток в семье, он — как показатель того, что в его семье умеют жить. Ориентируются: вещь из бутика или из магазина "все по 50". Могут отчитать одноклассницу: "Ах, ты паразитка! Зачем купила такой же зонтик, как у меня? Мне что теперь, выбросить свой?" Кумиры — спортсмены и артисты сериалов.

В классах теперь моют полы только уборщицы. Насоривший ученик отказывается даже подмести за собой — ведь он платит за уборку деньги!

Но вместе с тем немало умных и добрых детей — так, по крайней мере, утверждают сами учителя.

"РОЗБЫШАКА" СТАЛ СВЯЩЕННИКОМ, ЗАДИРА ВОЗГЛАВИЛ ФИРМУ

Фото Е. Сухоруковой"Где-то году в 80-м ко мне приехал бывший ученик, — вспоминает Рада Аркадьевна Фридман, учитель русского языка и литературы Енакиевской школы №1 Донецкой области. — Он сказал: "Вы учили нас неправильно, вы говорили, что мы должны быть честными, а в жизни много подлости". Я ему ответила: "Значит, я должна была вам повторять: "Ребята, жизнь не стоит того, чтобы быть честными и трудолюбивыми, люди не стоят того, чтобы быть с ними откровенными? Учитесь подличать. Так правильно?" — "Да что вы, Рада Аркадьевна!"

Я прихожу в ужас от того, что некоторые учителя сегодня подают детям примеры отнюдь не для образца. Сам учитель — это пример бескорыстия. Жаль, что не все сегодня соответствуют этому правилу. Авторитет он завоевывает прежде всего эрудицией.

Но учитель — это еще и уважение к ученику. Ученик должен знать, что он нужен учителю. Уже в конце 70-х ко мне в класс пришел ученик из другой школы. Виталька, в отличие от моих мальчишек, курил, выпивал. Мог с ухмылкой посмотреть, как класс собирает металлолом: "Ну-ну, не надорвитесь!" и уйти. Очень медленно он врастал в коллектив. Где он сегодня? Это нормальный человек, имеет приход в Кировоградской области. За советом, как жить, к нему ходят жители нескольких сел.

Девочки знали, что курить недопустимо, потому что, по словам поэта Щипачева: "На окурке след губной помады лишь презренье вызовет к тебе". А мальчики не позволяли себе напиться, потому что по Толстому: "Были деньги — пили шампанское, не было — ничего не пили. До водки не опускались никогда". Но иногда нужны были слова другого плана.

В конце 80-х приняла очередной класс. К моему ужасу, каждый день кто-нибудь являлся избитым в кровь. Молчали, как партизаны, и я мучительно вычисляла зачинщика. Заметила, что только Вовка ни разу не был бит. Прижала его к стенке после уроков: "Помни, в тюрьму сяду, но прибью тебя собственными руками. Если еще прольется хоть капля крови!.." Все, как бабка пошептала. Кстати, Вове организаторские способности пригодились, теперь он возглавляет фирму".

ИЗ СОЧИНЕНИЯ: "...ОН ВЫРОС БЫ ПЛОХИМ ЧЕЛОВЕКОМ. И ДАЖЕ ХУЖЕ — ДЕПУТАТОМ"

"Кто бы что ни говорил, но школа осталась одним из самых чистых мест в нашем государстве, — утверждает Евгения Михайловна Роик, учитель русского языка и литературы киевской школы № 57 (45 лет назад она учила детей Стельмаха, Гончара и Воронько). — Конечно, говорить с детьми нужно со ссылкой на время, в котором живем. Но вопреки "патриотизму кошелька" учитель должен продолжать воспитывать патриотов родины, вопреки яростному потребительству — говорить о бескорыстии, сердечности.

Читала в 8 классе рассказ Драгунского "Он живой и светится" о том, как мальчик променял новую дорогую машину на червячка-светлячка. Ученик пишет в сочинении: "Если бы мальчик так не сделал, он вырос бы плохим человеком, или хуже того — депутатом". Вот вам знамение времени. А теперь у нас нет уважаемых людей, моральных авторитетов! Перестал быть безусловным авторитетом и учитель. Но нужно сказать, что и тогда не все были идеальными, и сейчас не все плохие. Литература — это прежде всего, возможность говорить о морально-этических проблемах".

"Где, укажите мне, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?" — цитирует Роик вечно актуального Грибоедова. Или приводит такой сюжет: "Послал воевода убить святого старца. Старец перед смертью попросил разрешения помолиться. Молился так долго, что убийца превратился в прах. Мораль вложена в уста старухи: "Это ему в наказание дано — злого приказа бы не слушался, за чужую совесть не прятался". Разве это не поучительно?"

"Что школа 60-80-х была авторитарной, неправда, — говорит учитель биологии школы № 57 Людмила Михайловна Бондаренко. — Мы обсуждали такие вопросы как "Зачем ЦК Компартии, если есть Верховный Совет СССР?", "Что руководит миром: материализм и идеализм?", "Почему запретили книгу Солженицына?" Ребята обсуждали и смену генсеков: "Горбачев лучше, он не только сам ходит, но и сам говорит".

ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ — ЗНАТОК КОМПЬЮТЕРА, АНГЛИЙСКОГО И АВТО

"Нынешняя система образования — это отголосок немецкой казарменной системы, — утверждает Юрий Владимирович Шукевич, директор Финансового лицея, председатель Ассоциации директоров школ Киева, — парты в ряд, шеренга и учитель, который руководит. И 20 лет назад, и сейчас условно всех учеников можно разделить на три категории: первая — асоциальные, у которых внутри протест против любой организации (15%). Вторая — мотивированные дети, которые родились с предвкушением успеха — генераторы идей (15%). Третьи — основная масса, которые ничего не создают и не придумывают, а пожинают плоды мотивированных (70%). Сейчас школы пытаются искусственно увеличить количество второй категории.

В середине 90-х еще были дети, которые не подвергали сомнению авторитет учителя. Сегодня же каждый третий ребенок позволяет себе сомневаться в знаниях учителя, мотивируя так: раз ты такой умный, то почему у тебя нет машины, а мой папа, который неграмотно пишет, добился в этой жизни большего? Для них авторитет тот, кто имеет больше денег. Стимулировать таких детей досками почета и похвалами практически бесполезно. Главная похвала для них теперь — только оценка. Теперь они воспринимают школу, как контракт: заплатили, получили знания — все, больше никто никому ничего не обязан.

Что же сохранилось с времен Союза? Огромная важность школы, как социального института. Школы все еще занимаются воспитанием ребенка. Еще велика роль классного руководителя — класс перенимает все его замашки, фразы и мировоззрение. Но чтобы это случилось, теперь у учеников нужно завоевывать авторитет своей харизмой и, если хотите, — стервозностью. Нынешний идеальный учитель должен разбираться в современной музыке, компьютере, водить свою машину и знать английский язык. И такие учителя есть, просто их на всех учеников не хватает".

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61960.18

Bitcoin Cash (BCH)

463.62

Binance Coin (BNB)

543.55

Ethereum (ETH)

2996.38

Litecoin (LTC)

78.86

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять