Как в Черноморске ремонтируют гигантов на плаву: один день на ИСРЗ

"Сегодня" ремонтировала суда и проверяла контейнеры

У людей, которые хотя бы раз видели вживую огромные суда, будь то военные корабли или сухогрузы, наверняка возникал вопрос, как строят и чинят этих гигантов. Человек рядом с ними кажется песчинкой. Чтобы получить ответ, "Сегодня" отправилась на судоремонтный завод в Черноморске, известный как ИСРЗ. Предприятие занимает около 98 гектаров в гавани Сухого Лимана. Здесь ежегодно ремонтируют около 100 различных судов. Но, как говорят заводчане, дело не в количестве, а в качестве: они берутся за самые сложные задачи и не боятся экспериментировать. В числе сложных и интересных ремонтов флагман ВМС Украины и паром из Книги рекордов Гиннеса. Ежедневно в производстве задействованы около 2000 человек, а при необходимости их численность может увеличиваться до 3000.

Космический флот и производства

Завод вырос под Одессой в 1951 году. Корабелы активно строили суда для Черноморского морского пароходства, прогулочные катера для курортных городов, а также доки. Со временем завод сменил профиль на ремонтный. По словам председателя совета ветеранов Анатолия Беляева, они ремонтировали все виды судов: сухогрузы, танкерный и даже космический флот — научно-исследовательские суда "Космонавт Юрий Гагарин", "Академик Сергей Королев" и "Космонавт Владимир Комаров". Впрочем, ставили перед предприятием и другие задачи: тут работало литейное и контейнерное производство (оно действует до сих пор), а также выпускали товары народного потребления.

Реклама

Сегодня ИСРЗ активно развивается. В 2017 году завод выполнил уникальную и знаковую работу, которая фактически является возвращением к судостроению. Сухогруз "Родион Ослябя" разрезали натрое, установили две дополнительные, изготовленные заводчанами вставки (по 16 метров в длину и весом в 127 тонн) и удлинили судно со 107,4 метров до 138,6. Чтобы установить вставки, использовали огромный плавкран. Затем корпус судна снова соединили сваркой с точностью до миллиметра.

1/12

Сердце завода и приметы моряков

Судоремонтный процесс в основном сконцентрирован на нескольких расположенных неподалеку друг от друга локациях: в доках, на причалах и в близлежащем цеху. Стоя на придоковой набережной, наблюдая за кораблями и снующими около них рабочими, понимаем, что это — сердце завода.

Реклама

"На сегодня у нас работают три плавучих дока (гидротехническое сооружение для подъема судна из воды для его осмотра и ремонта. — Авт.)", — рассказывает нам начальник судоремонтного производства Сергей Хачик.

Два дока имеют грузоподъемность в 20 000 тон и один в 4000.

Чтобы судно зашло в док, сооружение практически полностью погружают под воду. После конструкцию начинают медленно поднимать — и таким образом корабль оказывается на платформе над водой. Все это — доковая операция, которой руководит докмейстер.

В доке №152 длиной в 225 метров мы увидели сразу два сухогруза средних размеров.

Реклама

"Это нестандартная для этого дока постановка. Чтобы увеличить оборачиваемость судов в доке, мы начали выставлять их по две единицы", — говорит Сергей Хачик, объясняя, что каждый пароход в зависимости от своего назначения имеет определенное время постановки в док.

Например, если это пассажирский флот, то каждый год, если сухогрузный — то раз в пять лет. А если судно старше 20 лет — раз в 2,5 года.

"При пятилетней постановке судна в док идет полная разборка всех узлов, которые связаны с непроницаемостью судна и их подвижностью. Разбирается винто-рулевой комплекс и донно-забортная арматура", — посвящает нас в технические тонкости специалист.

К слову, на момент нашего визита на заводе ремонтировали до двух десятков судов.

beskidy

Док №154. 229-метровый гигант Beskidy. Фото: из архива Т. Шишкановой

На доках установлены по два подъемных крана, а сам корпус судна от носа до кормы — в лесах, на которых работают люди. Время ремонта зависит от типа работ, которые необходимо сделать. К примеру, очистка и покраска 5-летнего польского балкера Beskidy заняла 16 дней: длина судна 229 метров (это в два раза больше, чем длина главной футбольной арены страны — стадиона "Олимпийский").

Начальник производства Сергей Хачик признается, что каждый ремонт для него особенный. Он работает с 1999-го, и счет выпущенных им судов давно перевалил за несколько сотен.

"Для меня каждый пароход как новый. Бывает даже вроде бы все то же самое, но обязательно найдется какая-то изюминка — и опять все по-новому, сидим изучаем, — говорит наш собеседник. — Решить любую техническую задачу и выпустить судно в море надежно работающим – наша профессиональная гордость. Даже если за одной деталью приходится лететь на самолете в Турцию, потому что она нужна уже к вечеру".

На причалах (всего их 12) в стороне от доков пришвартованы суда. Среди них — уже отремонтированная Lady Debora и SVS Vega, которую в день нашего визита как раз собирались заводить в док. К слову, на заводе признаются, что не суеверны, а вот моряки предпочитают не спускаться с дока или уходить с завода по понедельникам.

"Я, правда, 11 сентября стараюсь не подписывать ни пожарные разрешения, ни начинать какие-то работы, которые связаны с риском. Потому что для меня это нехорошая дата", — говорит Сергей Хачик и ведет нас в цех.

Там — разобранные для ремонта винты, их огромные лопасти, электроцех, участок по ремонту мотоботов. Сергей Михайлович показывает, из чего состоит и как работает винто-рулевой комплекс. Людям, далеким от судоремонта, покажется со стороны, что здесь происходит какая-то магия.

img_0894

В цехе. Смотрим на станки, лопасти и мотоботы. Фото: А. Калинина

Контейнеры: прошлое и тест

Контейнерное производство расположено в семи минутах езды от основной площадки ИСРЗ. Его история началась в 1975-м, когда на ИСРЗ решили построить первый в Союзе завод по производству большегрузных контейнеров.

"У нас был очень тяжелый период середины 1990-х — начала 2000-х, потому что контейнерное производство было заточено сугубо под изготовление морских контейнеров, — рассказывает зампредседателя правления ЧАО "ИСРЗ" Галина Главчева, которая курирует производство. — В то время перестали заказывать морские контейнеры. К счастью, начал обустраиваться наш рынок "7 километр": тогда они заказывали контейнеры большими партиями".

Так здесь начали делать контейнеры в виде переносных павильонов, магазинчиков, домиков для строителей. Сейчас же вновь увеличился спрос на контейнеры морского назначения. А в планах — контейнеры для транспортировки радиоактивных отходов.

Сегодня здесь делют универсальные 20-тонные контейнеры под технадзором Регистра судоходства Украины. В просторном цехе на 20 000 "квадратов" светло и шумно. Рабочие поглощены процессом. Производственную площадку поделили на линии: на первой, к примеру, по чертежам и проектам изготавливают детали для контейнеров, а на второй все элементы чистят с помощью пескоструйной машины. Далее — линии малой (поузловой), а затем и окончательной сборки и полной отделки.

img_0965

Контейнерное производство. Цех на 20 000 "квадратов". Фото: А. Калинина

Готовые контейнеры отправляют на испытательную станцию. К слову, черноморский завод единственный в стране, который имеет такую "тест-площадку". Здесь, например, можно проверить выдерживает ли рама контейнера перегруз. В него укладывают чугунные блоки, общий вес которых превышает официальную грузоподъемность. При этом рама может прогнуться не более чем на 10 см, и должна вернуться в исходное положение.

Нам довелось наблюдать, как проверяют контейнер на герметичность: он проходит под аркой из труб, из которых под давлением подается вода. Как пояснил нам начальник производства Дмитрий Настас, особое внимание уделяют местам с люками. После этого конструкция отправляется в камеру просвета — своеобразный "гараж" с лампами с трех сторон. Вместе со специалистами забираемся внутрь контейнера через торцевой разгрузочный люк высотой меньше метра. Наша задача проверить, не видно ли в кромешной тьме внутри контейнера просветов. После подсвечиваем и смотрим, не протекла ли вода.

"Все хорошо", — гордо докладывает "Сегодня" начальнику, выбравшись наружу.

"Вы везучие, раз все оказалось хорошо. Нужно брать вас на работу", — шутя, отвечает он.

Но мы то понимаем, что с таким тщательным и ответственным подходом местных рабочих по-другому просто не могло быть.

img_0948

Камера просвета. Для испытаний контейнеров. Фото: А. Калинина

Гостей ждут миньоны

Впрочем, не одним лишь производственным процессом поражает гостей ИСРЗ. Он подкупает и своей открытостью: благодаря менеджеру по связям с общественностью Тине Шишкановой о достижениях завода регулярно появляются новости в сети, на ИСРЗ снимают клипы и устанавливают рекорды, а познакомиться с тонкостями судоремонта могут не только журналисты, но и взрослые, и дети, которым любопытно, как чинят корабли. Для них часто проводят экскурсии, демонстрируя доки, местный музей и бомбоубежище.

"Оно и сейчас функционирует и при необходимости может принять людей", — говорит начальник профильного отдела ИСРЗ Сергей Красюк.

Там наготове противогазы, спецкостюмы, инструменты, и все устройства в рабочем состоянии.

На самом видном месте доковой набережной гостей встречают арт-объекты — мультяшные персонажи миньоны. В них, по инициативе Михаила Дудникова, превратили ресиверы высокого давления компрессорной станции.

"Завод работает и улыбается, и это яркий показатель того, что перспективы у украинского судоремонта есть", — говорит Дудников.

img_0833

Музей хранит историю. Фото: А. Калинина

Планы на обновление

В планах ИСРЗ — обновление. Тут признают: по технической оснащенности завод находится на уровне 1980-х, но зато есть профессиональная и опытная команда.

"В той же Турции верфи субсидируются государством. А нас государство как-то обходит стороной, — констатирует председатель правления ЧАО "ИСРЗ" Михаил Дудников. — Тем не менее, сейчас завод все увереннее становится на ноги. Покупаем современное оборудование, собираем средства на капитальную модернизацию, а недостающую технику с случае необходимости арендуем. Вместе с замом по производству, Евгением Желтиковым, регулярно представляем завод на международных выставках в Европе. Полная загрузка завода — результат этой работы".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63950.32

Bitcoin Cash (BCH)

475.36

Binance Coin (BNB)

608.08

Ethereum (ETH)

3137.33

Litecoin (LTC)

82.88

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять