Как заставить РФ исполнять "крымские" санкции: ситуация с портами на полуострове накаляется

18 ноября 2018, 07:19

Игорь Ветров

Было зафиксировано 1207 незаконных заходов в крымские порты грузовых судов и танкеров за последний же год

В октябре в закрытые порты оккупированного Крыма зашли 20 судов-нарушителей. За последний же год было зафиксировано 1207 незаконных заходов в крымские порты грузовых судов и танкеров. Об этом сообщило Министерство по вопросам оккупированных территорий. Россия, незаконно считающая Крым своим, чаще всего нарушает санкционный режим. По мнению экспертов, остановить это может лишь усиление санкций против РФ.

Санкции

Реклама

Министерство по вопросам оккупированных территорий (МинВОТ) сообщило, что в октябре в порты оккупированного Крыма зашли 20 танкеров и грузовых судов-нарушителей. 19 из них — под флагом России, одно — под флагом Сирии. Всего в прошлом месяце в порты Севастополя и Керчи эти же суда совершили 45 заходов, сообщают в министерстве. Также в МинВОТ отметили, что за год, то есть с 1 августа 2017-го по 30 сентября 2018 года, в портах и портовых акваториях Крыма зафиксировано 1207 незаконных заходов грузовых судов и танкеров. Речь идет прежде всего о тех объектах, которые оснащены автоматической системой идентификации (АИС).

Большая часть судов — 98 — пребывали под российскими флагами. С августа прошлого года в порты полуострова они совершили 1123 захода. Остальные суда посещали Крым под флагами других государств, в том числе довольно экзотических. 20 визитов осуществили суда под флагом Республики Палау, 17 — Того, Союза Коморских Островов — 10, Сьерра-Леоне — 9, Молдовы — 7, Танзании — 6, Панамы — 5, Мальты — 3, Турции — 2, Островов Кука — 2 и по одному из Островов Питкэрн, Республики Судан, а также Сент-Киттс и Невис.
Напомним, что согласно распоряжению Кабмина от 30 апреля 2014 года и приказу Мининфраструктуры от 16 июня того же года, крымские порты временно закрыты в связи с российской незаконной аннексией Крыма. В том же году эти порты попали в санкционные списки других стран и международных организаций, в частности, ЕС, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Наложенные ограничения запрещают не только заход судов, но также экспорт и импорт товаров с полуострова, в том числе финансовые услуги, лизинг, страхование, туризм, инвестиции, кредитование, а также любые другие контакты с предприятиями, которые работают под юрисдикцией России на территории Крыма. Но после наложенных санкций морской трафик в Крым не прервался.

Черный список нарушителей

Наиболее полно ситуацию с нарушением ограничений с весны 2014 года отслеживает специальная мониторинговая группа, созданная "Майданом иностранных дел", интернет-изданием BlackSeaNews, а также Институтом Черноморских стратегических исследований. В июле 2018 года мониторинговая группа выпустила отчет под названием "Серая зона", Крымский полуостров: четыре года оккупации". В нем отмечается, что из крымских портов за границу следует зерно, кальцинированная сода, металлолом и сжиженный газ. В разное время эти грузы направлялись в Сирию, Ливан, Египет, Турцию, Болгарию, Северный Кипр, а также Албанию, говорят наблюдатели
.
Трафик в Крым, по данным мониторинговой группы, является, как правило, российским. В частности, из Новороссийска, Темрюка и Ростова-на-Дону в Феодосию и на базу Черноморского флота РФ в Севастополе доставляются нефтепродукты. Помимо этого, в Крым идут стройматериалы, металл, химическое сырье и стеклотара для пивоваренных и винодельческих заводов.

"По состоянию на 1 января 2018-го, в черный список мониторинговой группы внесены 325 морских судов под флагами 33 стран, которые в эти четыре года осуществляли грузовые и пассажирские перевозки", — отмечается в отчете.

Так, в 2014 году в Крым зашли 114 судов, большинство из которых (59) принадлежали судовладельцам из России, а также Турции и Греции — соответственно, 39 и 20 судов. Среди нарушителей в 2014 году также отмечались судовладельцы из Швейцарии и других стран ЕС, например Румынии.

Реклама

В последующие годы количество иностранных судов-нарушителей постепенно сокращалось. В частности, к 2016 году с крымскими портами полностью прекратили работать судовладельцы из Германии, Великобритании, Швейцарии, Латвии и Италии.

Судовладельцы из Турции и Греции по-прежнему нарушают санкционный режим, но уже в гораздо меньшей степени. По данным мониторинговой группы, количество судов-нарушителей из Турции за последние четыре года снизилось с 39 до 15, а из Греции — с 20 до 3.
Постепенное уменьшение нарушений со стороны иностранных судовладельцев отмечают и в МинВОТ. При этом присутствие в крымских портах судов под флагами экзотических республик, таких как Того, Палау, Питкэрн или Сьерра-Леоне, не должно удивлять. Ведь существует обширная международная практика использования судовладельцами так называемого "удобного флага", позволяющего судам ходить под флагами той страны, которая предоставляет наиболее выгодные экономические условия захода в большинство портов мира.

Такие "удобные" страны длительное время не имели военных конфликтов с большинством государств. Так что под флагом той же Танзании вполне может скрываться судно, принадлежащее российскому судовладельцу.

Отказ иностранцев от сотрудничества с захваченным Крымом вынудил РФ замещать дефицит тоннажа за счет судов, принадлежащих судовладельцам из России, Сирии, Ливана и Египта. Из-за этого за последние четыре года количество российских нарушителей увеличилось с 59 до 117 единиц.

"На крымских рейсах РФ вынуждена эксплуатировать старые суда, 60% из которых имеют возраст от 30 до 60 лет... Для перевозок в Крым используются не только суда, "которых не жалко", но и те, которые находятся в других санкционных списках", — отмечается в отчете.

Там же указывается, что семь таких объектов входят в так называемый "сирийский список" санкций США. Причем шесть судов из этого списка принадлежат турецкой компании, а одно — государственной администрации морского транспорта Сирии.

Реклама

Точное количество всех незаконных заходов за последние четыре года подсчитать достаточно сложно. Однако смело можно утверждать, что общее число таких фактов исчисляется несколькими тысячами, потому что некоторые торговые суда из черного списка мониторинговой группы заходили в различные крымские порты по нескольку десятков раз.

"Дипломатия не поможет"

Россия является самым злостным нарушителем санкционного режима. Призвать ее к порядку в ситуации, когда РФ незаконно считает Крым своей территорией, крайне сложно. Политэксперт центра "Дом демократии" Анатолий Октисюк полагает, что дипломатические средства давления на РФ в этом отношении исчерпаны. Военные средства недоступны из-за неспособности малочисленного украинского флота контролировать Черное море и нежелания Запада ввязываться в жесткую конфронтацию с Россией.

"Остаются только санкции. Давление на различных предпринимателей, в том числе и средней руки. Российский бизнес очень интегрирован в европейское экономическое пространство, а значит, усиление таких санкций будет очень болезненным для РФ", — пояснил Октисюк.

Такого же мнения придерживается и представитель президента Украины Петра Порошенко в Автономной республике Крым Борис Бабин. По его словам, одним из инструментов принуждения России к выполнению норм международного права как раз и являются санкции против отдельных структур РФ в сфере морского хозяйства. Еще один вариант — задержания судов-нарушителей в отдельных государствах. Правда, Борис Бабин смог припомнить не очень много случаев удачных задержаний — около пяти.

"Зная о такой возможности, они (суда. — Авт.) к нам и не заходят", — уточнил представитель президента в АРК.

Примером такого задержания может служить история с рыболовецким судном "Норд". Оно имело крымскую "прописку" и было задержано 25 марта в Азовском море под российским флагом. Это имело последствия для украинской стороны — задержание "Норда" привело к блокаде Азовского моря российскими военными кораблями. Кризис на Азове продолжается до сих пор.

134353

Реклама

Норд. Рыболовецкое судно под флагом РФ было задержано в украинских водах в марте этого года

Отметим, что действия России в Азовском и Черном морях осуждают и на Западе. Так, 25 октября в Европарламенте была принята резолюция, которой осуждаются действия России в Азовском море, милитаризация оккупированного Крыма и блокада украинских портов. Евродепутаты предложили высокому представителю Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерике Могерини рассмотреть вариант ввода новых санкций против России в случае обострения в Азове.

А ранее мы писали о том, как накаляется ситуация в Азовском море. Россия не пропускает суда через Керченский пролив в порты Бердянска и Мариуполя. На сегодняшний день задержаны уже более 150 судов. Официальная причина – досмотр по договору между Россией и Украиной от 2003 года.

Все подробности в спецтеме Новое обострение в войне с Россией

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять