Кто такие споттеры и что такое подзаборинг

Споттеры знают о самолетах больше специалистов, а ради фото редкого лайнера готовы часами сторожить на краю взлетной полосы, вызывая недовольство службы охраны

Человек, бывающий в аэропортах от силы пару раз в год, их не заметит. Те, кто летает чаще, наверняка хотя бы раз обращали внимание на людей, вооруженных камерами с внушительного вида объективами. Чаще всего их можно встретить на смотровых площадках: они, щурясь, высматривают что-то, известное только им, на взлетных полосах, рулежках и перронах. Особо наблюдательные могут заметить таких персонажей возле заборов, ограждающих территории аэропортов. Они — представители сообщества споттеров: так называют тех, кто увлекается фотосъемкой самолетов.

Популярная версия происхождения хобби гласит, что истоки его — в британском "Королевском корпусе наблюдателей". В годы Второй мировой войны в нем обучали добровольцев распознавать вражеские самолеты и сообщать о них противовоздушной обороне.
На самом деле интерес к самолетам сидит в большинстве мальчишек. Просто у одних эта любовь заглушается жизненными обстоятельствами, а у других находит проявление в таком необычном хобби. В наши дни они составляют уже всемирное сообщество, с которым сотрудничают аэропорты и авиакомпании.

Реклама

В споттинге сложилось несколько направлений. Самый распространенный — фотосъемка. Но есть среди споттеров те, кто охотится за определенными машинами. Кто-то собирает коллекции ливрей (раскраска фюзеляжей). Появился уже и радарный споттинг: в этом случае даже в аэропорт ехать не нужно — споттер имеет дело с данными, которые через интернет поступают на его компьютер от радиолокаторов.

"Авиаспоттинг особенно развит в Западной Европе и США, — рассказывает авиаблогер и путешественник Александр Чебан. — Мне повезло увидеть даже редкий сегодня тип споттеров, которые не фотографируют самолеты, а лишь записывают их регистрационные номера в блокнот. Это, так сказать, исконный споттинг, появившийся гораздо раньше, чем фотографический. Такого в Украине не встретишь. А в крупных аэропортах Европы можно заметить таких уникумов на смотровых площадках аэропортов".

Украинские споттеры приоткрыли дверь в мир их необычного увлечения и журналисту "Сегодня".

Реклама

Дмитрий Бирин: "Люблю снимать редкие самолеты"

"Фотографией я увлекся еще в первом классе, — рассказывает киевский споттер Дмитрий Бирин (сейчас нашему собеседнику — 41). — А в споттинг пришел уже взрослым, после первого действительно далекого полета — в Бангкок. В Абу-Даби впервые увидел международный аэропорт с аэродромной техникой, рядами больших самолетов. Вот тогда во мне что-то щелкнуло. Когда вернулся, начал читать литературу, даже купил авиасимулятор для компьютера. Стал разбираться с типами самолетов, нашел украинский споттерский сайт. Стал ездить в "Борисполь", пешком обошел забор вокруг аэропорта. Нашел места, где споттеры собираются ради хорошего ракурса. Там начал знакомиться с теми, для кого в порядке вещей — приехать в дождь под забор аэродрома в Гостомеле и часами мокнуть, чтобы сфотографировать "Мрію".

new_image3_418

Однажды совершенно случайно снял в "Борисполе" громадный CC-177 Globemaster

Реклама

СООБЩЕСТВО.В Украине уже сформировалось солидное сообщество: помимо Киева, споттеры есть во многих больших городах Украины. Большие споттерские тусовки есть во Львове, Одессе, Харькове, Николавеве. Огромную роль в организации сообщества играет редактор сайта Spotters.Aero Игорь Лесив: благодаря его энтузиазму наладилось взаимодействие аэропортов и споттеров.

О СЪЕМКЕ.Сначала все снимают машины на фоне неба. Потом начинаешь искать творческие сюжеты: вписывать в кадр с самолетом облака, отражения, использовать необычные ракурсы, разные типы объективов.

ПАМЯТНЫЙ КАДР.Как-то сдал в ремонт телеобъектив, на хозяйстве оставался только широкоугольник. Но что можно снять с ним под забором аэропорта? Такая оптика там не годится. И все равно поехал в "Борисполь". В тот год на месте съемки зрела пшеница. Ее там ни до, ни после этой истории не было. Только подсолнухи. Я улегся в пшеницу и просто фоткал небо. Так и вышел кадр с самолетом и колосьями, ставший "знаменитым". Еще люблю снимать самолеты, которые редко в наших аэропортах появляются. Но такое случается, разве что когда гости слетаются на инаугурацию нового главы государства".

new_image_502

Гость издалека. Канадский транспортный самолет CC-177 Globemaster в столичном аэропорту. Фото: Д. Бирин

new_image2_495

Удача. Один из своих знаменитых снимков Дмитрий сделал абсолютно случайно, без надежды на успех. Фото: Д. Бирин

Игорь Лесив: "Хочу в своих фото фиксировать историю авиации"

"Споттинг стал продолжением моей профессии, — говорит 44-летний Игорь Лесив. — С 1991 года я служил в авиации ПВО, теперь работаю в гражданской авиации. Да и живу в Борисполе к тому же.

new_image5_289

Для Игоря хобби слилось с работой

СООБЩЕСТВО.Подавляющее количество украинских споттеров (их уже больше сотни) — мужчины. Если говорить о возрасте, то здесь очень показательна регистрация участников на съемку в аэропортах: там нужно указать удостоверение личности и место работы. Записываются как мальчишки без паспорта, так и пенсионеры. Еще одно наблюдение: с возрастом меняется восприятие хобби. Новички рвутся охватить все, а потом каждый находит что-то свое. Отдельно упомянул бы пилотов и вообще тех, кто работает в авиации. У них огромные возможности для съемки! Тем более что на споттинг службы безопасности уже не смотрят косо. Даже военные с нами уже сотрудничают
.
Помимо фотоспоттеров, чаще всего попадающихся на глаза, есть и "невидимки", следящие засамолетами с помощью радаров прямо из дому. Таких на всю Украину человек 30.

Своеобразным клубом, где наше сообщество делится своими работами и обсуждает их, стал сайт Spotters.Aero. Даже те, кто далек от этого хобби, может там найти много интересного или опубликовать фото, касающиеся авиации. Так можно сохранить какие-то уникальные кадры, ценность которых их владелец может даже не осознавать.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ.Для меня участие в сообществе споттеров стало способом сохранения истории авиации".

new_image6_233

Уже прошлое. Ту-154 — самый массовый реактивный пассажирский самолет в Советском Союзе. Фото: И. Лесив

Валерий Сердюк: "Всегда интересна кабина пилотов"

"Мои школьные годы прошли в Умани, в непосредственной близости от военного аэродрома, — говорит Валерий Сердюк. — Когда дед купил "Зенит", я начал втихаря брать у него фотоаппарат и бегать снимать самолеты. За этим занятием меня часто ловили, пленки засвечивали... Когда вырос и переехал в Киев, то по делам должен был часто ездить в Борисполь и проводить там по несколько часов. Чтобы не тратить время зря, опять начал снимать самолеты. Сейчас мне 44, и я считаю себя споттером со стажем.

new_image10_109

Валерий во всеоружии

ПРЕДПОЧТЕНИЯ.Я стремлюсь показать, как самолет смотрится в движении — на взлете или посадке. Меня совсем не интересуют его регистрационные номера и тому подобные детали биографии. Правда, копаться в "паспортных данных" самолетов приходится вопреки желанию — потому что, когда постишь фото на специализированном сайте, следует указывать минимальные сведения о машине, попавшей в кадр.

Нравится делать фото в кокпите (кабине пилотов). Во-первых — далеко не каждый может сюда попасть. Во-вторых, интересно потом рассматривать на снимке всевозможные детали — где какая ручка на панели, или как кресла экипажа расположены.

Иногда получаются совсем неожиданные снимки. Например, когда в силу обстоятельств истребитель вдруг оказывается на центральной улице украинского райцентра".

new_image7_194

Необычная ситуация. Истребитель МиГ-29 буксируют по центральной улице Василькова. Фото: В. Сердюк

new_image9_130

Гостомель. Военно-транспортный самолет Ан-70 мог бы решить многие задачи, стоящие перед Вооруженными Силами Украины. Фото: В. Сердюк

Олег Беляков: съемка в Украине привлекает своей непредсказуемостью

"Интерес к самолетам у меня появился лет с трех. Увлечение фотографией появилось ненамного позже. Вместе с отцом начал печатать фото лет с шести. А в двенадцать увлечения, так сказать, "встретились" – я начал снимать самолеты.

71bc2fed82988c3326914fe3d2b934f7238565b66d7a03ff3epimgpsh_fullsize_distr

О ТВОРЧЕСТВЕ.Не понимаю, как можно постоянно снимать самолеты на фоне голубого неба. Это же совершенно скучное дело с точки зрения фотографа. Такое занятие не по мне. Кроме случая, когда появляется новый самолет, интересный с технической точки зрения.

В то же время, одну и ту же машину могу снимать множество раз в разных погодных условиях и ситуациях. И самолет всегда будет выглядеть по другому. Но вот для "чистого" споттера это как раз неинтересно. В целом же люблю снимать все, что имеет отношение к авиации: события, связанные с самолетом, элементы конструкции крупным планом. Хорошо "вставить" машину в красивый рассвет или закат. Единственное условие – самолет должен оставаться главным объектом в кадре.

2e14135c0ca88ea25312aec91a3b9305f45531ae2b9dbec466pimgpsh_fullsize_distr

О ХОББИ.Мне посчастливилось поездить по миру. Снимал везде. За исключением Австралии и Южной Америки. Очень хорошо фотографировать в Англии. В тамошних аэропортах трафик не сравнить с нашими. И погодные условия просто идеальны для споттинга. В Украине же интересна непредсказуемость в съемке самолетов, Например, в таких местах как Гостомель. Здесь часто начинается лотерея: с какой стороны и когда самолет сядет – неизвестно. Однажды, подстерегая Ан-70,  просидел несколько часов на крыше почти достроенного дома рядом со Святошинским аэродромом. Еле убедил строителей, что занимаюсь очень важным делом.

5acb01b85f7043b9bf627014d8e4ed06b343bcfb1595eb487epimgpsh_fullsize_distr

Споттеры и безопасность аэропортов: конфликт остался в прошлом

"Мое общение с споттерами началось несколько лет назад с курьезного случая, — рассказывает руководитель пресс-службы аэропорта "Киев" Галина Богданенко. — Я только пришла работать в аэропорт и на первой же пресс-конференции ко мне подошла журналистка и спросила: "Споттинги в Жулянах будете проводить?" Тогда пришлось честно признаться, что не понятия не имею, о чем меня спрашивают!

Когда руководство аэропорта впервые пригласило ребят на съемку, те несказанно удивились и обрадовались — ведь у бывалого споттера в послужном списке обязательно есть несколько историй задержаний за "подзаборинг" (шутливое название съемки самолетов через ограждение вокруг взлетного поля). Но когда споттинги получили легальный статус в аэропорту "Киев", то оказалось, что мы имеем дело с людьми дисциплинированными и ответственными. А еще — фанатами авиации, в каких-то аспектах знающих, чем профессионалы.

Эти ребята могут по звуку двигателей и конфигурации огней определить тип самолета, а то и рассказать его историю. Они коммуникабельны, готовы к сотрудничеству и благодарны, если компания и аэропорт идут навстречу их увлечению. Для них каждое наше приглашение — всегда событие. В отличие, кстати, от штатных журналистов, у споттеров живой интерес к авиации.

Большинство представителей СМИ работают в пределах профессиональных обязанностей, и не будут рваться выйти на поле или зайти в салон самолета. Случайные люди на споттингах быстро начинают скучать, просят увести их со взлетной полосы. Споттеры же могут часами ожидать на жаре опаздывающий самолет.

В наше время сотрудничество аэропортов и споттеров взаимовыгодно. Эти люди с удовольствием делятся с нами фото, готовят толковые публикации в соцсетях, причем делают это оперативно. Всегда откликаются на приглашения посетить какие-то события в аэропорту, приходят на пресс-конференции. Нам это также интересно и выгодно — ведь споттеры способствуют формированию позитивного образ аэропорта и авиакомпаний.

Наконец, многие из них — художники. Казалось бы, вывозишь их на одну и ту же локацию, к одному и тому же самолету, а фото у всех разные".

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64340.89

Bitcoin Cash (BCH)

476.65

Binance Coin (BNB)

608.83

Ethereum (ETH)

3136.33

Litecoin (LTC)

85.9

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.67

Евро (€)

42.52

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять