Вчера конфликт на Грушевского перерос в серьезные бои: силовики пошли в наступление и отогнали митингующих на Крещатик. На Грушевского подогнали БТР и грейдер: ими сносили баррикады. Митингующие, вооруженные палками, битами, пневматикой, арматурой и "коктейлями Молотова", оказывали жесткое сопротивление. Они подожгли шины, улицу заволокло черным дымом и огнем. Позже из-за дыма от горящих покрышек "Беркуту" пришлось отступить к стадиону "Динамо". После обеда стычки перешли на Лютеранскую, там горела техника и автобусы силовиков. На Грушевского продолжали жечь шины. "Уходите отсюда, забирайте своих. Здесь просто ад!" — говорил один из митингующих. "Реально страшно, напряжение и дым в воздухе! На Грушевского подходят люди, как пожилые, так и молодые. Кто может, несет шины, даже женщины, хотя их стараются не пускать", — сообщали активисты. "Дым поднимается на десятки метров! Горит вся улица!" — говорят они.
ЕДКАЯ СМЕСЬ. Евромайдан активно готовился к зачистке. Оттуда попросили забрать детей и женщин, баррикаду у Дома профсоюзов укрепили мешками со снегом, к ночи она выросла до 10 метров. Активисты вооружались булавами, разбирали брусчатку и продолжали колотить "коктейли Молотова", а также изобрели некую едкую смесь из растворителя и пенопласта, которая длительно горит, отравляя все едким дымом. У протестующих есть и огнестрел, сообщил вчера в соцсети депутат Анатолий Гриценко. А Кабмин разрешил силовикам перекрывать улицы и использовать для охраны порядка ручные дымовые гранаты. Разрешили и водометы в мороз, хотя ночью их и так применяли.
ЭВАКУАЦИЯ И ЗАХВАТ. Из-за беспорядков отменил свои заседания Печерский суд. Людей просили уйти из офисов в центре Киева. Закрыли свои отделения часть банков и ресторанов на Крещатике. Вечером неизвестные захватили помещение телеканала "Киев" на Крещатике, сообщила пресс-служба КГГА: "Около 20 человек проникли в студию телеканала и начали разрушать технику". А в Харьковском районе сожгли офис ПР, сообщил в соцсети координатор движения "Спильна справа" Александр Данилюк. Увезли из Мариинки и активистов Антимайдана. В метро же у части пассажиров с большими сумками проверяли документы. "Мы проверяем только льготников, чтобы пресечь незаконное использование льготных документов, — заверила "Сегодня" пресс-секретарь метрополитена Наталья Шумак. — Это не связано с событиями в Киеве".
На площади к ночи собрались более 50 тысяч человек. В соцсетях писали, что вечером ГАИ перекрыла въезд и выезд из Киева. "Ни о каких блокированиях дорог со стороны ГАИ речи быть не может, — заверил нас глава пресс-службы ГАИ Александр Зубенко. — Если где-то и ограничено движение, то из-за снега". На момент сдачи номера противостояние продолжалось. На Грушевского выстроили 3 линии баррикад. Первая — из постоянно горящих шин, две другие — из шин, резины, досок и кирпичей, их были готовы поджечь в любой момент. Вторую баррикаду также укрепили перевернутым микроавтобусом. "Разобрали рекламные щиты, все металлические ограждения и несут на баррикады, шины подбрасывают в огонь, в "Беркут" летит брусчатка, — сообщали активисты. — Все в огне, свистят пули". Силовики пытались погасить пламя из пожарного шланга, но безуспешно, водой из шланга поливали и протестующих. По данным пресс-службы МВД, за день задержали 70 митингующих.
Звали хирургов
Активисты говорят, что во время столкновений пострадали около 300 человек, и утверждают, что в них стреляли даже из огнестрелов. В Дом профсоюзов через интернет звали хирургов и анестезиологов и просили о лекарствах: "Необходимы портативные дефибриляторы, электрокардиограф и препараты: адреналин, атропин, неофилин, дицинон, ультракаин". Тяжело раненых увозили скорые. "Бойцы внутренних войск не вооружены огнестрельным оружием", — заявил на это глава пресс-службы МВД Сергей Бурлаков.
"Стреляли в журналистов и медиков-волонтеров"
Несмотря на заявления власти о недопустимости нападения на журналистов, было ранено несколько репортеров. На видео, попавшем в сеть, видно, что один из силовиков вплотную приблизился к фотокорреспондентке и выстрелил в грудную клетку, позже резиновой пулей ранили фотографа из Минска Василия Федосенко, в ногу ранили корреспондента Александра Сибирцева. Также, по словам активистов, ночью беркутовцы задержали и, как писали в соцсетях, избили оператора Дмитрия Бойченко, который вел прямую трансляцию с места конфликта. Всего, по данным Национального союза журналистов, за три дня противостояния пострадали 35 журналистов.
Силовики в ходе штурма якобы разгромили медпункт, который оказывал помощь пострадавшим, и, как заверяют очевидцы, избили медиков. Одному из волонтеров беркутовец прострелил ногу (это подтверждает видео в Сети). "Удалось спасти только часть лекарств!" — говорят активисты. В милиции информацию не подтверждают, но и не опровергают. "Мы проверяем это", — сказали в пресс-службе МВД. "Стреляли без разбору — во всех, кого могли достать", — говорят активисты.