Мрамор из утеплителя и краш-тесты одежды: кто такие завпосты в театре и чем они занимаются

Завпост — это главный менеджер, психолог и изобретатель

Спектакль похож на калейдоскоп мелочей и нюансов. Ведь, помимо гениальной актерской игры и работы режиссера, важен и труд людей, которых не видно на сцене. Это те, кто отвечает за звук и свет, декорации, костюмы, музыку — словом, все то, без чего не сотворить волшебство спектакля. Руководит этими людьми человек, заведующий постановочной частью, сокращенно завпост. Без него не обойдется ни один театр, ведь он должен быть одновременно и технологом, и инженером, и художником и даже психологом, чтобы суметь правильно управлять своей командой. В театрах жалуются: найти хорошего завпоста сложно, специалисты всегда в дефиците. Его труд ценят, а к его мнению — всегда прислушиваются. Как правило, на эту должность приходят после того, как поработали в других профессиях: машинистами сцены, декораторами, осветителями, звукорежиссерами и проч. И только освоив все профессии и поняв систему работы с самого низа, идут сюда. "Сегодня" пообщались с завпостами украинских театров и расспросили их об особенностях "менеджерской" работы в храме искусства.

  • Начало

Николая Дяченко из Национального академического театра им. Ивана Франка считают одним из лучших завпостов в Украине. Он начинал с "Молодого" (Молодежного) театра, в который пришел в 90-х, сразу после армии. Говорит, что даже не помнит, какая у него в тот момент была зарплата — важно было "зацепиться" хоть где-то. Отработав в "Молодом", он перевелся в театр Франко. Сейчас в его подчинении — девять цехов: три производственных (столярно-механический, пошивочный и бутафорский), и шесть обслуживающих (звуковой, световой, монтировочный и проч). Всего под его крылом — около 110 человек. Николай говорит: по производству декораций у них все циклы замкнутые. Есть возможность даже самим варить основы из алюминия, недавно приобрели сварочный аппарат. А вот чего не хватает, так это собственных шляпной и обувной мастерской: головные уборы приходится заказывать, а обувь для спектаклей, как правило, покупают в магазинах, а при необходимости — декорируют.

Реклама

Статуя. Ушел месяц работы | Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Статуя. Ушел месяц работы / Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Меч. Должен быть очень внушительным и при этом легким | Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Меч. Должен быть очень внушительным и при этом легким / Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Уличные фонари. Сияют на сцене | Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Уличные фонари. Сияют на сцене / Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Макет. Именно его увеличивают в полном масштабе | Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Макет. Именно его увеличивают в полном масштабе / Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Декорации. Непосвященный не разберется | Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Декорации. Непосвященный не разберется / Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Свои владения. Александр на складе | Фото: Александр Яремчук, Сегодня
Свои владения. Александр на складе / Фото: Александр Яремчук, Сегодня
1/6

  • Специфика работы

Работа завпоста над спектаклем начинается с проведения технического совета. Он проходит, когда художник-постановщик и режиссер-постановщик уже полностью придумали концепцию спектакля, готовы сценические костюмы и макет сцены в масштабе (правда, сейчас их делают не все), а также список реквизита. Когда есть вся эта информация, можно начинать работать цехам.

"Мы проводим своеобразную планерку, на которой присутствуют представители всех цехов. Они решают, как именно будут готовиться, что необходимо, и за сколько времени получится справиться", — объясняет Николай.

Говорит, сэкономить и упростить работу, например, взять одну декорацию на несколько спектаклей, нельзя. Во-первых, это задумка художника-постановщика, и необходимо соблюдать его авторские права. Во-вторых, если какой-то спектакль уедет на гастроли — другой останется без декорации, а это недопустимо.

Реклама

При производстве реквизита необходимо учитывать множество нюансов. И важнейшие из них касаются как раз гастролей. Это прежде всего вес и габариты: задача работников — сделать так, чтобы декорация или реквизит помещались в грузовой автомобиль, иногда самолет, и чтобы они разбирались так, чтобы их можно было на руках занести на сцену. Есть и проблемы с хранением. Например, в спектакле "Розбитий глек" световая ферма, которая состоит из 96 автомобильных фар, очень хрупкая, но при этом тяжелая. Очень сложно ей найти место для хранения.

  • Свои изобретения

Очень часто завпосту и его сотрудникам приходится становится изобретателями. Так, чтобы не таскать на сцену тяжеленный настоящий рояль, придумали совместить электропианино с бутафорским корпусом. На сцене он выглядит солидно и красиво, и актер на нем может играть, а вот проблем с монтажом и доставкой меньше. Гордится Николай одним своим изобретением:

"Как-то режиссер захотел, чтобы у персонажа мгновенно вырастал лисий хвост, чтобы подчеркнуть его хитрость. Мы долго ломали голову, я даже обращался за консультацией к цирковым фокусникам. И придумал: стальную линейку обшили мехом, и укрепили на кожаный пояс". 

Читайте также:

Реклама

Декорации: "мрамор" из утеплителя

Николай сразу предупреждает, что отследить путь декорации с момента "рождения" в театре нам не удастся. Как правило, все начинается в мастерских, где делается каркас, а его уже потом привозят в театр и доводят до ума. Показывая макет сценографии спектакля, говорит прямо: "Все очень просто: когда нам дают такой макет, наша задача — увеличить его до размера сцены". Есть и свои проблемы — например, нехватка места для хранения. Сейчас мастерская используется как склад для декораций, а это неправильно. Дело в том, что в момент открытия театр планировался как антрепризный: сюда приезжали на гастроли разные театры, привозили свои декорации, потом увозили. 

Идя в мастерскую по многочисленным и не самым широким лесенкам и ступенькам, фантазирую, как рабочие сцены, взвалив на себя статуи, машины, колодцы и камни, тащат их по ступенькам, чтобы подготовиться к спектаклю. Но все оказывается намного проще: система спуска и подъема находится буквально над сценой. И именно на ней по системе лебедок спускают и поднимают все необходимое.

Рабочий стол. Кажется, для людей здесь нет ничего невозможного

В центре мастерской выделяется огромная заготовка статуи для новой премьеры "Кориолан". Пока это просто кусок пенополистирола (он плотнее привычного пенопласта), и около месяца профессиональный скульптор потратит на то, чтобы высечь из него масштабную фигуру. Затем декораторы оклеят ее папье-маше, художники раскрасят. И зритель даже не поймет, что это не массивный мрамор, а кусок банального утеплителя. 

По-хозяйски зав­пост проводит меня по своим владениям, показывая, из какого спектакля какие декорации. 

В комнате декораторов кипит работа. Причем сразу и не поймешь, чем именно занимаются люди: они швеи, кузнецы, художники или пекари? Вот нашивают значки на форму, за столом девушка реставрирует вееры. Тут же сохнут каски пожарных — прототипом выступила реальная тяжелая каска, из которой сделали копию из папье-маше. Сценический вариант практически невесомый, но выглядит впечатляюще. А вот для того же "Кориолана" по эскизу художника-постановщика изготовили меч — он металлический, но полый, поэтому легкий.

Корабль плывет. Для одного спектакля понадобился парусник

В кукольном мире: краш-тест на себе

О том, в чем основная разница в работе "человеческого" и "кукольного" завпоста, нам рассказал Виталий Мороз, заместитель директора Одесского театра кукол, несколько лет работавший завпостом. Парень уверен, что эту профессию нужно изучать с азов:

"Завпосту нельзя просто прийти и занять должность. Ты должен знать все нюансы, понимать особенности работы каждого цеха. Если что-то пойдет не так, ты первый, кто за это отвечает. Это менеджер в театре, которому достаются все шишки. Когда режиссер хочет одно, и у него грандиозные идеи, а директор не дает на это денег, то именно завпост должен суметь примирить их и найти максимально компромиссное решение". 

В театр Виталий пришел по рекомендации друзей работать машинистом сцены. Через полгода начал изготавливать кукол, принимал участие в создании декорации. Он уверен: в кукольном театре необходимо учитывать очень много нюансов. Например, куклы должны быть сделаны так, чтобы их было хорошо видно даже с последнего ряда. Зал в этом театре очень большой, и приходится это учитывать при подготовке к спектаклю. Зато можно не очень переживать за костюмы для актеров.

Свой мир. Декорации должны быть яркими и говорящими. Фото: из личного архива В. Мороза

Виталий считает, что "игрушечный" театр дает огромную возможность для творчества: с куклами можно сделать то, что невозможно в обычном театре.

"Например, поставить с людьми-актерами "Божественную комедию" Данте, я думаю, практически невозможно, а в нашем театре — вполне реально. Мы можем изготовить огромное количество бутафории, кукол, и на сцене это будет смотреться и фантасмагорчино, и органично. Я ни за что не променяю свою работу на службу в обычном театре".

Из самых комичных случаев Виталий вспоминает момент, когда необходимо было менять костюмы-невидимки (в них актера при определенных условиях невидно на сцене) всей труппе. Между Виталием и швеями возник спор. Они предлагали шить из хлопчатобумажной ткани, так как актерам в натуральном будет легче, плюс эта ткань уже была и не нужно было дополнительно тратиться.

"А я настаивал на черном велюре: он тянется, лучше поглощает свет и прочее. Попросил для начала сшить один хлопчато­бумажный костюм на пробу для себя. И вот: идет "Золушка", в которой трюки и выполняются в таких костюмах, я вызвался заменить заболевшего статиста. Вначале мне костюм очень понравился: в нем было не так жарко, и я уже готов был согласиться с мнением швей. Но в момент выхода случилось страшное. Я помогал актрисе-фее имитировать полет. Меня не было видно, а она была у меня на плечах. Необходимо было немного присесть, чтобы она могла спокойно спуститься. Я приседаю — и... штаны с треском лопаются", — смеется Виталий.

В тот же вечер заказал велюр для костюмов. И в очередной раз убедился, что все-все нужно проверять буквально на себе. 

Создание актера. Его должно быть хорошо видно с последнего ряда. Фото: из личного архива В. Мороза

Работа: любовь и сложности

Три столичных завпоста рассказали о тонкостях работы.

Руслан Березовой, завпост "Дикого театра":

"Об особенностях своей профессии я первый раз задумался на гастролях в Виннице. Вначале мне нужно было умудриться загрузить декорацию размером около 30 метров в прицеп размером 1,5 на 3 метра. Потом, за час до спектакля, мне пришлось лезть в протекающий бассейн в одежде, чтобы заклеить дыру. А после спектакля — бегать с ведрами".

Александр Васильков, завпост театра "Актер":

"Я начинал работать в театре на Подоле. А сейчас работаю в театре "Актер", который делит помещение с кинотеатром. И нужно сделать декорации такими, чтобы сразу все убрать, и утром мог работать кинотеатр".

Николай Соколов, завпост театра "Золотые ворота":

"У нас нет цехов по изготовлению декораций и костюмов, но большинство работ мы делаем самостоятельно. Коллектив маленький, и там, где завпост — там и завхоз. Так что отвечаю в театре я буквально за все". 

Напомним, 30 марта на Софийской площади начнется 16-й фестиваль "Французская весна".

Ранее мы писали, что в Харькове у незрячих и людей с проблемами слуха появилась возможность ходить в театры и музеи. Люди с проблемами слуха теперь могут посетить оперу, а незрячие — "смотреть" картины в музее.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63422.83

Bitcoin Cash (BCH)

482.5

Binance Coin (BNB)

549.94

Ethereum (ETH)

3066.29

Litecoin (LTC)

80.63

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.55

Евро (€)

42.06

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять