Муфтий Украины: Наш джихад – это трудиться для блага всего общества

Шейх Ахмед Тамим в интервью сайту Сегодня.ua рассказал об исламе и стереотипах, которые появились в обществе в связи с громкими терактами

По оценкам Духовного управления мусульман Украины в нашей стране около двух миллионов людей исповедуют Ислам. И хотя по количеству верующих эта религия в Украине находится на втором месте, общество плохо осведомлено об исламском вероучении, а об украинских мусульманах вспоминают в основном в контексте терактов в Европе.

Как отмечает Муфтий Украины шейх Ахмед Тамим, основной проблемой в восприятии Ислама являются ложные стереотипы, которые существуют из-за того, что люди не умеют отличить истинное вероучение от идеологии экстремистских сект, искажающих религию в политических целях.

gallery_75_04

- Могли бы вы рассказать о жизни мусульман в Украине? С какими проблемами вы сталкиваетесь?

- Украинские мусульмане – многонациональное сообщество. Это и крымские татары, которые являются коренным народом, и волжские татары, которые проживают в Украине уже не одно столетие, и выходцы из бывшего СССР, приехавшие сюда в советские времена из России, Кавказа, Средней Азии, а также мусульмане из разных стран мира, которые приехали уже во времена независимости, есть мусульмане и среди славян.

Реклама

Мы не ведем статистику, но по нашим оценкам в Украине проживает не менее 2 млн. мусульман – это порядка 5% населения, и это немало. И если говорить о них как о рядовых членах общества, то они такие же граждане страны, как и все, и проблемы у них такие же, как у всех. А что касается религиозного аспекта, то, конечно, здесь есть свои трудности. Например, тяжело добиться выделения участков на кладбищах и еще сложнее – выделения земли под строительство мечети. Многие чиновники пугаются, услышав слово "мечеть", поэтому приходиться менять формулировки – "культурно-просветительский центр" и т.п.

Видеть такую реакцию государственных органов неприятно, ведь мы живем в Украине долгое время, интегрированы в это общество настолько, что в обычной жизни нас не замечают. Но когда доходит дело до удовлетворения наших религиозных потребностей и духовных нужд, то воспринимают нас с опаской.

- В чем, по Вашему мнению, причина такого отношения?

- Если смотреть в корень проблемы, то это предубеждение – от непонимания нашей религии, помноженный на страх так называемой "исламской угрозы". Почему не понимают Ислам как вероучение? Потому что на уровне системы образования информация абсолютно неверная. К сожалению, до сих пор в силе те подходы, которые были выработаны атеистами еще в советские времена для борьбы с любой религией, а также подходы, сложившиеся в западном религиоведении и востоковедении через призму политики.

1061085Фото: архив

Реклама

А откуда взялся миф об "исламской угрозе"? Потому что знаний у людей или нет, или они неправильные, зато масло в огонь подливают СМИ, которые интересуют только "горячие темы", чтобы вырос рейтинг. Большинство их материалов об Исламе – это деятельность террористических организаций или проблемы мусульманского мира. И когда нет понимания основ религии, то люди не могут отличить настоящий Ислам от ложных идеологий экстремистов, которые извращают исламские понятия таким образом, чтобы оправдать свои политические методы и цели.

- Можете ли Вы привести конкретные примеры?

- Экстремисты строят свою идеологию, используя такие понятия, как "халифат", "джихад" и др. При этом они дают им толкование, совершенно отличное от того, как это понимают исламские ученые и обычные мусульмане. Фактически экстремисты придумали новую религию и выдают ее за "чистый Ислам", а мусульман, которые не соглашаются с ними и не воспринимают их идеи, считают неверующими и призывают к их убийству, называя это "джихадом".

Фактически экстремисты придумали новую религию и выдают ее за "чистый Ислам", а мусульман, которые не соглашаются с ними и не воспринимают их идеи, считают неверующими и призывают к их убийству, называя это "джихадом".

Их идеология – это не Ислам, и мы считаем абсолютно некорректными термины "исламисты", "исламистские организации и группировки", "исламские радикалы", "радикальный Ислам", "традиционный Ислам" и т.д. Нет "традиционного Ислама", и нет "радикального Ислама". Есть Ислам и мусульмане, а есть экстремистские секты, которые извращают Ислам, выдавая за него свою кровавую идеологию.

На Западе люди привыкли думать, что это они – главные цели и жертвы террористов, но если вы объективно проанализируете информацию, то увидите, что именно мусульмане в первую очередь страдают от терроризма. На совести ваххабитов, так называемых "братьев-мусульман", "хизбуль-ихван", "хизбут-тахрир" и т.д. – массовые убийства мусульман во многих странах мира, в том числе женщин и детей. Это в их понимании "джихад"! При этом западные СМИ освещают такие события как "будни исламского мира", а ажиотаж в СМИ случается, когда теракты происходят в США или Европе!

- Что же тогда настоящий джихад?

- В арабском языке слово "джихад" означает "усилия". В религиозном смысле это означает "усилия, труд в установлении справедливости". А понятие справедливости относится к самым разным аспектам жизни. В первую очередь должна быть справедливость в отношении самого себя. Человек должен начинать с себя, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием – это называется "великий джихад". А вооруженное противостояние – это "малый джихад", когда нет другого варианта отстоять справедливость, кроме как с оружием в руках. И для ведения джихада есть свои условия.

А вооруженная борьба экстремистов за власть не является джихадом, как они это пытаются изобразить. Пророк сказал: "Когда двое мусульман воюют друг против друга ради жизненного интереса, то оба заслуживают наказания в аду". Это означает, что оба они совершают грех. И даже если один убил другого, то и убийца, и убитый – грешники, так как у каждого из них было одинаковое намерение – убить другого.

Реклама

А вооруженная борьба экстремистов за власть не является джихадом, как они это пытаются изобразить. Пророк сказал: "Когда двое мусульман воюют друг против друга ради жизненного интереса, то оба заслуживают наказания в аду".

А наш джихад – это очищать себя от грехов и трудиться для блага всего общества. Пророк говорил: "Чтобы добиться совершенства в вере, нужно желать другим людям того же, чего и себе желаете из добра", и "другим людям" означает не только мусульманам, но и немусульманам.

- Насколько для Украины актуальна проблема экстремистских организаций? Ведут ли они здесь какую-то работу? Насколько они опасны?

- Как я уже говорил, основной проблемой в вопросе противостояния экстремизму является нежелание тех, от кого зависят такого рода решения, отделить политическую идеологию экстремистов от Ислама как религии. Видя, что пишут об Исламе в книгах и учебниках, что показывают по телевизору, мы не удивляемся, когда обычный человек думает, будто терроризм – это и есть Ислам. Намного опаснее ситуация, когда специалисты – политические эксперты и религиоведы – считают, что различные экстремистские идеологии – это "версии Ислама" или "течения Ислама".

В либеральном обществе люди привыкли к плюрализму, свободе мысли и слова, и для них естественно полагать, что каждый может иметь собственное мнение по любому вопросу, в том числе религиозному. Украина в религиозной сфере во многом использует либеральный подход. Но в вопросах, касающихся Ислама, мы видим много некомпетентности. Неоднократно случалось, что в некоторых городах мы в течение многих лет не могли зарегистрировать мусульманскую общину, несмотря на то, что наше управление является ровесником украинской независимости, мы работаем официально, входим во Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций и хорошо известны государству. Однако чиновники на местах всегда находили повод для отказа в регистрации.

И в то же время за два с небольшим десятилетия в Украине зарегистрировано семь "духовных центров мусульман"! Причем мы заметили, что регистрация очередного "духовного управления", как правило, происходила, когда менялась власть.

Мы зарегистрировались как первое духовное управление мусульман в Украине, мы не занимаемся политическими вопросами, наш курс не меняется в зависимости от политической ситуации, мы открыты в своей работе. Ислам призывает к единству и сплоченности, поэтому мы готовы к сотрудничеству с теми, кто хочет работать на благо мусульман и всего украинского общества.

01_01
Шейх Ахмед Тамим. Фото: скриншот видео

А когда регистрируются все новые и новые "духовные управления", то это уже указывает на политический интерес. И если внимательно посмотреть на деятельность некоторых из этих "духовных управлений", то становится понятно, что они фактически являются политическими организациями, работающими под видом религиозных центров. Разумеется, их политические цели не написаны в их уставах, и у государства нет формальных причин их не регистрировать. Но если проанализировать их деятельность, литературу, связи, то можно определить, кто за ними стоит. И такая ситуация очень опасна! То, что в итоге произошло в США и Европе – это результат такого подхода. Вопрос для Украины – учтет она ошибки западных стран или будет наступать на те же грабли?

- В каких отношениях состоят представители разных течений ислама? Например, сейчас весь мир наблюдает за противостоянием двух главных ветвей – суннитами и шиитами. Что разделяет эти два направления?

- Основа вероучения для всех мусульман – одна, и все мусульмане – братья. А разделение на суннитов и шиитов первоначально имело политическую основу, а уже в результате этого раздела появились разные мнения и по некоторым религиозным вопросам.

Борьба за власть всегда подразумевает разделение общества по какому-то признаку, и проще всего делить либо по религиозному признаку, либо по национальному. А итог этого мы все видели на примере Югославии. Иногда говорили, что албанцы против славян, иногда говорили, что мусульмане против христиан. В результате уже нет Югославии, а есть разные государства.

А наша цель как Духовного управления – не разделять людей или решать политические задачи. Наша работа – объяснить людям, как правильно жить. Чтобы они понимали, что никто не вечен, а в первую очередь нужно думать о том, как очищать себя от грехов и соблюдать то, что одобрено Богом.

- Каково сейчас положение мусульман на оккупированной части Донбасса и в Крыму?

Их положение такое же, как и у других людей. Многие уехали в другие регионы Украины или за рубеж, но многие остались. И тем, и другим трудно, и мы просим Бога даровать им терпение, чтобы пережить это тяжелое испытание. Один из наших имамов на Донбассе погиб, наши представительства на Донбассе мы закрыли. Тем не менее, жизнь продолжается, и хотя поездки затруднены, есть связь по телефону и интернету, и если кто-то обращается, то стараемся помогать. Ситуация в Крыму похожая. Сейчас там нет наших представителей, и наши связи с крымскими мусульманами прерваны.

- Каково Ваше мнение – будет ли в дальнейшем использоваться "исламский фактор" на оккупированных территориях?

- Могу сказать следующее: как там работали хизбут-тахрир, ваххабиты и другие при украинской власти, так они и продолжают работать при российской.

- В России достаточно влиятельная мусульманская община. Обсуждаете ли вы с ними то, что происходит на Донбассе? Расходятся ли Ваши взгляды?

- Нынешняя ситуация – это государственная проблема, а не проблема мусульман. Поэтому наше Духовное управление работает в этом направлении вместе с другими конфессиями. В рамках

Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций мы встречались в Осло с представителями конфессий из Российской Федерации, в том числе там были представители от мусульман. Мы объяснили нашу позицию, была договоренность продолжать диалог.

- Как духовный лидер видите ли Вы пути решения конфликта на Донбассе?

- Решение любого конфликта зависит от того, есть ли сплоченность в обществе. Нужно, чтобы гражданин, который живет на востоке, имел такое же чувство любви к Украине, как и те, что живут на западе, севере, юге. Я не могу критиковать власть, но я могу только пожелать, чтобы они смотрели на Украину как на единый организм. Я бы пожелал, чтобы и те, кто во власти, и те, кто в оппозиции, видели одни и те же проблемы, чтобы имели одну и ту же цель.

Украина выбрала европейский вариант – и это желание народа, и на Майдане все заявили об этом. В любом развитом государстве мы видим, что и оппозиция, и представители власти, несмотря на то, что есть трения между ними, – у них одна цель.

- Вы закончили КПИ и после какое-то время занимались бизнесом, потом приняли решение идти по духовному пути. Почему?

- Мое образование разнообразно. Я приехал в Украину в 1976 году и большую часть жизни прожил здесь. Я попал сюда еще во времена СССР, и хотя получал техническое образование, тем не менее, у меня всегда были и духовные потребности. Во времена атеизма в стране религия была фактически под запретом, в институте мне преподавали марксизм и диалектический материализм. Но когда государство отказалось от атеистической идеологии, то здесь появилась экстремистская литература.

Я приехал из страны, где много конфессий, и видел, как использовался религиозный фактор и к чему это привело. Мне не хотелось, чтобы такое же произошло и в Украине. Экстремисты в первую очередь обращают внимание на молодежь, и если пустить все на самотёк, то вместо мусульман выросло бы поколение радикалов. Кроме того, мне повезло – я познакомился с пожилыми мусульманами, которые получили правильные знания еще от своих родителей, и они поддержали меня в моем стремлении не допустить катастрофы. Я оставил все свои дела и решил заниматься обучением Исламу. И с помощью этих прекрасных людей Бог даровал мне объединить представителей разных культур в единое многонациональное мусульманское общество.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63410.47

Bitcoin Cash (BCH)

472.56

Binance Coin (BNB)

608.07

Ethereum (ETH)

3120.72

Litecoin (LTC)

83.05

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять