Впервые через 20 лет после вывода войск из Афганистана в городок авиаторов Новый Калинов подо Львовом опять привезут "груз-200".
Как рассказал нам мэр города Богдан Юзвяк, летчики Юрий Рущак, Олег Храмов, Михаил Наконечный и Владимир Ковалив отправились служить в Афган нелегально на три месяца. Правда, это отрицают в молдавской компании, нанявшей их. Там утверждают, что все контракты законны.
По сведениям мэра, их жалование составляло $10 тыс./месяц — на уровне иностранных коллег (наши миротворцы в Либерии получают от государства $1200). Но денег заработать не успели — не прошло и месяца после их приезда в Афган, как произошла трагедия. "Летчики рано выходят на пенсию, в 35—37 лет. У них еще есть силы работать, да и на пенсию семью не прокормишь. Вот и едут в горячие точки", — рассказывает нам Юзвяк.
В 1980-х в Афгане погибли десятки калиновских вертолетчиков, в память о погибших военных в городке установили стелу. Там не впишут имен сбитых через 20 лет четверых пилотов, потому что в селе считают, что ребята уехали в Афганистан как нелегалы.
"Участие наших граждан в военных конфликтах за рубежом (если это не государственная миссия) запрещено законом и даже карается тюрьмой от 5 до 8 лет, — говорит мэр Нового Калинова. — Их охотно нанимают в войска НАТО и спецподразделения ООН, там ценят наших профессионалов. Вернувшись, не признаются, где были. СБУ предупреждает военных пенсионеров об уголовной ответственности, берет с них расписки. Сейчас в горячих точках служит около 30 нелегальных заробитчан, бывших летчиков из Нового Калинова".
УЛИЦА В ТРАУРЕ. Сбитые афганцами пилоты были друзьями и соседями. Улица, на которой жили авиаторы, — в трауре. Четыре семьи остались без кормильцев. "Муж поехал, чтобы заработать на новую квартиру вместо нашей тесной "единички". Хотел второго ребенка", — плачет убитая горем Галина, вдова 38-летнего Олега Храмова. Одной рукой женщина утирает слезы, а другой обнимает сына, 8-летнего Артема, точную копию мужа. В своей беде она винит государство: "Почему Тимошенко меняет платья за тысячи евро, а мы ютились в этой клетке? Муж получал две тысячи гривен с копейками. Люди должны рисковать жизнью, чтобы заработать! Да не нужна мне эта квартира, деньги, пусть бы Олежек был жив!".
Еще служа в армии, Олег ездил миротворцем в Либерию. Оказавшись в 35 лет на пенсии, поехал на 7 месяцев в Турцию тушить пожары, а теперь нанялся в Афган. Галина Храмова говорит, что муж не делился с ней подробностями службы в горячих точках.
ПРЕДЧУВСТВИЕ. Галина признается, что всю ночь накануне гибели Олега она не спала, ей было очень тревожно: "Как предчувствовала беду. А когда Олег уезжал, он на вокзале так пристально посмотрел сыну в глаза, как никогда. Дал ему денежку на карманные расходы и сказал напутствие так, будто бы прощались навсегда".
За пару дней до гибели мужа у отца Галины, приехавшего к дочке на недельку погостить, случился инсульт. И страшную весть о том, что мужа убили, она получила в больнице. "Мне говорят: "Держитесь, ваш муж погиб при исполнении". Я вначале не поверила...". Хоронить мужа Галина поедет в Диканьку под Полтаву, откуда он был родом.
Сын 48-летнего Юрия Рущака — тоже летчик, только гражданский, работает в Сургуте. "Приехал к родителям в отпуск — и тут такая беда. Отец зарабатывал на дорогие лекарства для матери, у нее рак. Мы с сестрой Ириной, как можем, поддерживаем друг друга", — еле сдерживал слезы Юрий-младший.
У еще одного погибшего, 43-летнего Владимира Ковалива, остались сиротами трое маленьких детей, у 45-летнего Михаила Наконечного — двое: один учится в военном училище, другой еще школьник.
Сын 48-летнего Юрия Рущака — тоже летчик, только гражданский, работает в Сургуте.
ГОРЯЧАЯ РАБОТА
Во вторник были убиты 6 украинцев. Из Крыма командир экипажа Сергей Полященко и штурман Сергей Приходько, остальные четверо летчиков — жители Нового Калинова Юрий Рущак, Олег Храмов, Михаил Наконечный и Владимир Ковалив. Самому младшему было 38, старшему — 48 лет... Они нанялись в натовское подразделение перевозить гуманитарные грузы.
"ПОКА МУЛЛА ОМАР ЖИВ, МИР НЕВОЗМОЖЕН"
Место, где погибли украинские летчики, сейчас является центром ожесточенных боевых действий. Июль в Афганистане ознаменовался массированным наступлением сил НАТО в южной провинции Гильменд, вотчине талибов, с целью очистить регион от исламистов, тем самым обеспечив безопасность на предстоящих 20 августа выборах. С начала месяца американцы и британцы параллельно проводят сразу две масштабные операции: "Удар кинжала" и "Коготь пантеры", в которых в общей сложности участвуют более 6 тысяч военных.
Однако реальных подвижек у натовцев пока нет. Они атакуют талибов при поддержке тяжелой техники и самолетов, но вытеснить их из горных районов не могут. В прямые боестолкновения с англоамериканцами исламисты не вступают, предпочитая заманивать их в труднодоступные места, минировать пути продвижения, изматывая мелкими стычками.
Число погибших солдат со стороны международных сил резко возрастает. По данным талибов, они уже убили более 100 человек. Официальные данные НАТО о потерях меньше — 46 человек. Но и это тянет на рекорд за все время пребывания контингента в Афганистане с 2001 года. Это лишь немногим меньше, чем в прошлом августе (до сих пор самом кровавом месяце для натовцев).
Против руководителей операции уже открыли "второй фронт" у них на родине. Конгресс США назвал провальным "Удар кинжала", а гибель в один день сразу восьми британских солдат всколыхнула Великобританию. Народ требует вывести из Афганистана британский контингент, который в июле потерял убитыми 15 человек.
МОТИВЫ. Кроме грядущих выборов, существуют и другие причины операции. По мнению Олега Храброго, консультанта российской компании по управлению рисками "Вэрити Эдвайзорс", цель нынешних операций — принуждение талибов к переговорам. "Тактика проста — задавить силой и вынудить сесть за стол, — говорит Храбрый. — Дело в том, что с начала года американцы, через пакистанскую и саудовскую разведки, вели активные переговоры с талибами о мире. Переговоры провалились. Лидер талибов Мулла Омар собрал шуру командиров, на которой была поставлена задача: уничтожить натовцев, никаких переговоров. Поэтому американцы сейчас и пытаются давить на талибов, чтобы те замирились. Но Мулла Омар — символ сопротивления. Пока он жив, мир невозможен".