Нелегкая работа реставраторов: как "лечат" иконостас Андреевской церкви

28 января 2018, 10:00

Ирина Гинжул Ирина Гинжул

Реставраторы тратят месяцы на спасение одной картины и оставляют спецпометки для потомков

Реставрационные работы в легендарной Андреевской церкви столицы идут полным ходом, их обещают завершить к концу 2019 года. Тут меняют старую инженерию, проводят малярные работы, восстанав­ливают поврежденные и утраченные элементы лепнины. Особая ра­бота ведется по реставрации икон церкви (всего их в иконостасе 39). Восстанавливают их в научно—реставрационной мастерской Национального заповедника "София Киевская". 

Реклама

По словам Анатолия Остапчука, заведующего научно-реставрационной мастерской заповедника, из иконостаса Андреевской церкви сняли 21 икону. "Сейчас на реставрации находятся "Преображение", "Благовещенье", "Покрова", ворота в дъяконник и жертвенник, иконы архангела Гавриила и Михаила", — говорит Остапчук. "Сегодня" побывала в мастерской и понаблюдала за тем как шедевры, написанные в XVIII веке,
получают вторую жизнь.

ПРОЦЕСС. Над восстановлением полотен трудятся реставраторы за плечами которых сотни отреставрированных шедевров. Работают они в небольшой мастерской с низким, полукруглым потолком. Тут сухо и довольно прохладно. Как объясняют реставраторы, это оптимальная температура для старинных полотен. Процесс реставрации начинается с очистки картины от пыли, устранения покоробленности и раздублировки (когда полотно клеят на новый холст). После этого мастера приступают к самому сложному этапу — снятию старых записей.

"Предыдущие реставраторы точно так же, как и мы, наносили тонировку в тех местах, где она была утрачена. Однако со временем эта тонировка темнеет, и картина меняет свой облик. Самое сложное — это снять записи, не разрушив авторскую", — рассказывает "Сегодня" реставратор Владимир Мироненко.

Все слои снимают при помощи спецрастворов — это может занять недели. На каждом полотне, по краям, есть особые "метки" — их оставляют предыдущие реставраторы для своих последователей. Благодаря таким "меткам" мастера видят сколько раз и как реставрировали картину.

"Все материалы которые мы используем, применялись нашими предшественниками. Даже клеи используем те, что использовались сто лет назад и придерживаемся рекомендаций, которые прописанны в учебниках по реставрации начала XX века", — говорит Владимир Мироненко.

Реклама

Очистив плотно от записей, его натягивают на новый подрамник и обклеивают папиросной бумагой с осетровым клеем для укрепления.

"Благодаря этому исчезают деформации, картина становится ровной", — объясняет реставратор Виктор Минько.

ТОНИРУЮТ И ЛАКИРУЮТ. Укрепив полотно, реставраторы приступают к тонировке. Для этого на профессиональной палитре смешиваются краски, чтобы добиться нужного оттенка.

"Можно нанести краску один в один с оригиналом, но со временем она поменяет свой цвет. Помню в 90—х к нам приезжали коллеги из Франции и привозили специальный каталог, в котором показано как меняются оттенки со временем. Мы же работаем без каталога, а оттенки подбираем интуитивно. Такое мастерство приходит с опытом", — расказывает Мироненко.

По окончанию работа вскрывается лаком. Иногда на все ступени реставрации уходят месяцы.

"В реставрации важно сохранить идентичность полотна, а не переписать его. Наше вмешательство должно быть незначительным. На полотне мы можем воссоздать только маленькие утраченные элементы, а большие не имеем права переписывать", — поясняет мастер.

Со старинными полотнами работают не только реставраторы, но и бактериологи.

"Иконы и картины болеют точно так же, как и люди. На картинах веками может жить грибок, разъедающий полотно. Обнаружить его – работа бактериологов, а уничтожить их можно при помощи антисептиков", — объясняет Владимир Мироненко.

ПОД ПОЗОЛОТУ. Тут же в ма­­стер­ской реставрируют врата жертвенника и дъяконника, украшенные позолоченной деревянной резьбой с головками ангелов. По словам реставратора Ивана Яковенко, время не пожалело и этот шедевр. Утраченные элементы резьбы мастер восстанавливает из гипса. После, их затонируют краской под позолоту или поталью.

"Рамы иконостаса в основном всегда изготавливали из липы. Эта порода дерева мягкая и пластичная. Реже использовали дуб. С этой породой дерева тяжело работать. К примеру, дубовый иконостас есть только в церкви возле дальних пещер Киево—Печерской лавры", — рассказывает Иван Яковенко.

Реклама

ВОССТАНОВИЛИ ВПЕРВЫЕ. Часть икон Андреевской церкви уже можно увидеть на выставке на втором этаже Софийского собора (продлится она до 12 февраля). Тут представлены как отреставрированные полотна, так и те, которым еще предстоит "встреча" с мастерами.

"К примеру, икона "Елеосвящение и возведение креста на горах киевских" впервые была отреставрирована в истории заповедника. За много лет она покоробилась и обвисла. Когда мы сняли раму, то стало понятно, что икона прибита к подрамнику четырьмя гвоздями", — рассказывает Остапчук.

Можно увидеть на выставке и икону "Поклонение царей земных Царю небесному" — самое большое полотно из Андреевской церкви. Его размеры — 42 квадратных метра. Есть и такие работы, которые ученые заповедника восстанавливали прямо в храме.

"Это икона "Проповедь апостола Андрея" художника Платона Бориспольца. Она 150 лет провисела в церкви и ее ни разу не снимали. Дело в том, что картина весит около 700 килограммов! За много лет холст покрылся плотным слоем пыли под которым размножался грибок. Из-за этого полотно начало трухлеть. Мы очистили картину и отреставрировали", — говорит Остапчук.

Обнаружили ученые и то, что многие картины в иконостасе церкви находились не на своих местах.

"К примеру, "Успение богоматери" (единственная икона, которая имеет авторскую подпись художника Алексея Антропова), по форме точно такая же как "Крещение". И их зачем-то поменяли местами. Это могло произойти во время реставрации в 30-х или 50-х годах", — рассказывает реставратор.

"Пушистый Иисус" и "баба"

В истории реставрации икон случалось много и курьезных случаев неудачной реставрации. Одним из них стала фреска с ликом Иисуса Христа в храме города Борха (Испания). Она была написана в начале XX века художником Элиасом Гарсия Мартинесом. За много лет фреска начала осыпаться. Отреставрировать ее вызвалась одна из пожилых прихожанок, утверждая, что у нее есть навыки. Однако такое вмешательство окончательно испортило произведение искусства. Вместо Христа на картине появилось размытое лицо с кривыми глазами, носом и ртом. Картину тут же окрестили "Пушистым Иисусом", а специалисты назвали худшим примером реставрации в истории. Хотя икона быстро стала известной достопримечательностью, а город — популярным местом для туристов, что пополнило его казну...

new_image_603

Реклама

"Пушистый Иисус" в Борхе. Фото: wikipedia.org

Новое лицо "подарили" реставраторы одной из скульптур на фасаде старинного дома в Санкт-Петербурге. В советские времена мастера настолько изуродовали лицо нимфы со скрипкой в руках, что от оригинала не осталось и следа. Горожане называют скульптуру "степной бабой", а чиновники обещают исправить ошибку.

new_image15_17

Нимфа до реставрации и после нее. Прозвали "Степной бабой". Фото: realt.onliner.by

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять