В Украине за несколько лет так и не удалось решить конфликт на Донбассе. Как сообщает Штаб военной операции, только за минувшие сутки боевики 76 раз нарушили режим прекращения огня. Сегодня президент Петр Порошенко во время своего визита в Японию заявил, что мир на Донбассе будет обеспечен даже за счет применения непопулярных в обществе шагов. "Сегодня.ua" выяснял, на какие шаги может пойти украинская власть и к чему это приведет.
"Непопулярные" шаги президента: амнистия боевиков, выборы и Конституционная реформа
Как отмечает политолог Андрей Золотарев, вероятнее всего президент, говоря о непопулярных решениях, имел в виду выполнение тех пунктов Минских соглашений, которые, по словам эксперта, не поддерживает часть украинского общества. "Того, что содержится в Минских соглашениях, достаточно, чтобы вызвать обострение политического кризиса. Именно поэтому украинская власть не спешила с имплементацией, понимала, что это может расколоть Раду. Вполне возможно, что именно это и имел в виду президент. И амнистию, и проведение выборов, то есть, то, что содержится в Минских договоренностях", – говорит политолог.
Минские соглашения подписали участники Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе еще в феврале прошлого года и, как отметил на своей пресс-конференции президент Украины, их должны были выполнить еще в конце 2015-го. Однако, по решению Нормандской четверки, срок реализации соглашений продлили и на 2016-й.
Контактная группа в Минске. Фото: архив
Экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко отмечает, украинская сторона настаивала – в первую очередь нужно реализовать пункты соглашения, связанные с безопасностью (прекращение огня, возвращения контроля над украинско-российской границей, вывод иностранных вооруженных формирований), а уже после заниматься выборами и Конституционной реформой.
К слову, в примечаниях к Минским соглашениям предусмотрен закон об особом статусе Донбасса. Когда закон вступит в силу, Украина даст гарантию, что участники "событий на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей" освобождаются от уголовной ответственности. Кроме этого, права участников "событий на отдельных территориях", которые ранее поддерживали т.н. "республики" защищаются законом.
Согласно 4 статьи закона, каждый житель территории с "особым статусом" имеет право самостоятельно выбирать язык общения. Также защищается право использовать российский язык в образовании, средствах массовой информации, органах местной власти, суде, экономической и социальной сферах деятельности.
Кроме того, местная власть получает право участвовать в назначении сотрудников прокуратуры и судей. Украина обязуется каждый год выделять из бюджета средства на восстановление и развитие отдельных территорий Донецкой и Луганской областей.
Как считает Игорь Романенко, вполне вероятно, что заявление президента означает, что вопросами безопасности могут заниматься параллельно с выборами на оккупированной территории.
"Раньше украинская сторона жестко придерживалась вопросов безопасности. То есть сперва безопасность, а после остальные вопросы (выборы, Конституционная реформа). Возможно, сейчас будут рассматриваться вероятность идти на выборы и параллельно решать вопрос безопасности. Поднимался вопрос, чтобы в ОБСЕ появилась полиция с оружием. Они бы могли контролировать границу, вооруженные силы", – считает военный эксперт.
"Возможно, сейчас будут рассматриваться вероятность идти на выборы и параллельно решать вопрос безопасности. Поднимался вопрос, чтобы в ОБСЕ появилась полиция с оружием. Они бы могли контролировать границу, вооруженные силы", – считает военный эксперт.
К слову, представители так называемых "ДНР" и "ЛНР" Денис Пушилин и Владислав Дейнего заявили, что создание на Донбассе международной полицейской миссии обернется настоящей войной. Они также подчеркнули – чтобы выборы состоялись, надо ввести "согласованные с нами поправки в конституцию Украины и в закон об особом статусе, а также совместно разработать закон о выборах".
При этом Петр Порошенко заявлял, что он намерен в ближайшее время на переговорах в "Нормандском формате" поднять вопрос по поводу инициативы размещения на Донбассе вооруженной полицейской миссии ОБСЕ.
К слову, некоторые военные эксперты считают, Минские соглашения не приведут к урегулированию конфликта на Донбассе. Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник уверен: "Теоретически – будет поставлен этот "пунктик" для европейцев – Украина все выполнила. Но будут и другие последствия. Это, как минимум, легализация "Плотницких-Захарченков" или тех, кто будет поставлен им на замену. Де-юре это будут представители украинской власти, де-факто – ставленники Москвы".
Боевики в Минске. Фото: архив
"Следующим шагом станет превращение двух армейских корпусов, на вооружении которых стоит, по данным украинской разведки, 450 танков, 950 боевых бронированных машин, 370 артиллерийских систем, 200 реактивных систем залпового огня, в народную милицию так называемых "ДНР" и "ЛНР", которая станет, по факту, 40-тысячной силовой структурой, которая будет содержаться бюджетом Украины, но будет неподконтрольна Киеву", – пишет Мельник в своей колонке для "Сегодня.ua".
Полноценная война или замораживания конфликта
Игорь Романенко считает, кроме Минских соглашений есть еще один вариант урегулирования конфликта – силовой. Правда, по словам эксперта, к подобному сценарию Украина на данный момент не готова.
"Есть еще военный вариант. Сейчас мы к нему не готовы. Нужно лучше подготовить вооруженные силы и выбрать момент, как это сделала Россия, когда будет ослаблен противник", – говорит эксперт.
Политолог Андрей Золотарев отмечает, военное решение только приведет к обострению мультиполитической ситуации. При этом возможен также вариант, когда конфликт на Донбассе будет заморожен.
"Есть еще вариант замораживания конфликта. Как мы наблюдали между Карабахом и Азербайджаном. Конфликт 20 лет был заморожен, и тут поехал Алиев в США, вернулся и конфликт разморозился. Вполне политически успешно для Алиева. Несколько километров отвоевано армянами и это создает почву для политических переговоров. Наиболее приемлемая для украинской власти линия как раз заключалась в замораживании конфликта", – уверен политолог.
Эксперт считает, Украина не готова к военному решению конфликта. Фото: архив
К слову, как отмечает политический эксперт, вполне вероятно, сейчас президент затрагивает вопрос "мира на Донбассе" в том числе для того, чтобы отвести внимание украинцев от оффшорных скандалов.
"Это ложится в логику классического "выравнивания" информации. Когда нужно перефокусировать общественное внимание на другие проблемы. Увести полюс обсуждения на другие вопросы. Это вполне ложится в канву информационных технологий", – говорит эксперт.
Читайте также:
- Папа Римский в пасхальном обращении призвал к скорейшему окончанию войны в Украине
- В плену у боевиков и на территории РФ находится 123 украинца – Геращенко
- США должны помочь Украине защитить себя – Кондолиза Райз
- Бойко прокомментировал публикации о возможной замене руководителей "ДНР" и "ЛНР"
- В США пока не горят желанием поддержать предложение Украины по "Женеве+"
- О чем Порошенко, Меркель и Олланд договорились в Брюсселе: мнение экспертов
- Донбасс в ожидании "прорыва" на переговорах: что принесут Минск и Париж