Не первый месяц продолжаются споры вокруг кинотеатра "Братислава", расположенного на Оболони. В конце прошлого года представители власти решили целесообразным снести помещение кинотеатра и построить на его месте многоэтажное здание. Благодаря общественным активистам и экспертам эту идею пока удалось отсрочить: решено в июле выйти на открытое обсуждение различных вариантов ситуации. Сторонники концепции новой застройки настаивают на экономической выгоде их проекта. Однако при этом не учитывается моральная сторона вопроса: как, скажем, отнесется к ликвидации кинотеатра, названного именем одной из европейских столиц, само европейское сообщество, особенно на фоне приглашения в Украину бывшего словацкого министра экономики и финансов, Ивана Миклоша, для которого Братислава -- это прежде всего столица его родины. К тому же Братислава – это реальный центр Европы, к которой мы так стремимся – на словах.
Для нас, защитников кинотеатра, разрушение "Братиславы" в Киеве – это, прежде всего, символическая акция.
По мнению многих экспертов, "Братислава" – уникальное архитектурное сооружением времен модернизма, которое может стать полноценным центром исследования и популяризации европейского кинематографа.
Конечно, сегодня трудно конкурировать с суперсовременными кинотеатрами, оборудованными по последнему слову техники и нацеленными на получение коммерческой выгоды. Поэтому погоня за массовым зрителем для "Братиславы" бесперспективна.
Маленькой "Братиславе" трудно конкурировать с "Блокбастер", кинотеатрами, расположенными в "Дримтаун" и "Караване" (кинозалов, рассчитанных на массового зрителя, на Оболони более чем достаточно). Именно поэтому акцентировать нужно внимание на создании нишевых специализированных кинотеатров. В эпоху, когда вкусы публики формируются крупными кинокорпорациями, возникает потребность в изучении именно европейского кинематографа и его традиций, популяризации европейского кино – как современного, так и в ретроспективе.
Нынешнее представление о кинематографе очень часто формируется под влиянием голливудских блокбастеров, рассчитанных на спецэффекты, массового неприхотливого зрителя, кассовые сборы, непрерывный экшн, который часто заменяет собой сюжетную канву и образность. О новинках европейского кино знают в основном "гурманы кинематографа", миллионы смотрят церемонию награждения "Оскар", а Каннский, Берлинский, Варшавский, Лондонский и другие европейские кинофестивали -- заметные события в киножизни, проходят в лучшем случае бегущей строкой в новостях. У привередливого зрителя должно быть место, где он может наслаждаться шедеврами европейского кинематографа, общаться с единомышленниками, развивать эстетические вкусы.
На базе кинотеатра "Братислава" можно создать центр с несколькими кинозалами для допремьерных показов, тематических сеансов, а также обустроить лекторий, кинотеку, библиотеку, творческие студии для молодежи и тому подобное.
Сегодня очень легко найти тех, кто расскажет детали частной жизни или фильмографию известных голливудских актеров, но существует большая потребность в изучении французского, британского, немецкого, польского, итальянского, испанского кинематографа. И это касается как игровых фильмов, так и артхаусного кино, документалистики. Интеграция Украины в европейское сообщество должно начинаться с изучения европейского культурного опыта, составной частью которого является, прежде всего, кинематограф.
В современной Европе ежегодно проходит десять престижных кинофестивалей, аккредитованных в Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров. Есть еще четыре фестиваля документального и короткометражного кино. Просто уверена, что специализированный центр киноискусства мог бы знакомить киевлян с основными конкурсными работами. "Братислава" могла бы стать центром и лабораторией для поиска новых форм в украинском кинематографе.
Особое внимание должно уделяться кинолекторию и дискуссионному клубу, где можно проводить лекции об истории европейского кино – от братьев Люмьер до наших дней, организовывать встречи с режиссерами и актерами, полемизировать по поводу основных тенденций в европейском кинематографе. Все материалы дискуссий должны оперативно выкладываться на сайте кинотеатра – как для общего доступа, так и для истории.
Конечно, важной составляющей европейского кино должен стать украинский кинематограф -- со времен Веры Холодной и Довженко до нашего времени. Рассматривая украинское кино в отрыве от общеевропейских культурных процессов (которым пытались следовать украинские режиссеры), мы рискуем прибегнуть к некой "культурной автаркии", самолюбования и искусственного отделения.
В этом плане прямых аналогов данному центру нет. Амбициозные цели – но без европейского акцента – предложил Центр Довженко. Похожая организация (но с прицелом исключительно на центральный регион) создана в Праге – Central European Cinemas. Можно привести еще несколько примеров, но все они будут существенно отличаться от нашей задумки.
Мы готовы к публичному обсуждению этого вопроса с профессионалами в формате конференции или круглого стола. На одной площадке смогут встретиться все заинтересованные стороны: власть, общественность и эксперты, и потенциальные инвесторы. Думаю, это станет важным и полезным опытом для нашего города в сфере решения проблем управления имуществом общины, его модернизации и реформирования. Ведь на выходе должен появиться центр, которым Киев будет гордиться и который может в перспективе стать одной из визитных карточек современной европейской столицы.
С точки зрения сиюминутной выгоды "Братиславу" легко разрушить и на ее месте построить новую "свечу". С точки зрения стратегического видения вкладывать средства нужно не в "свечи", а в развитие культуры.
Надеемся, этот наш аргумент подействует и Киев получит свой культурный центр европейского уровня. Поэтому приглашаю всех заинтересованных лиц участвовать в этом процессе. Будет полезно и интересно.
Анна Свириденко