Ограбление как в кино и настоящий Караваджо: ТОП-5 похищений картин в Украине

28 января 2019, 19:18

В девяностых годах Художественный музей в Чернигове обворовывали четыре раза

27 января из Третьяковской галереи прямо во время экспозиции была украдена картина Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым". К счастью, личность вора была оперативно установлена, и картину удалось вернуть в музей. Читайте в специальном материале сайта "Сегодня" истории самых громких арт-ограблений музеев в Украине и за рубежом, которые удалось – или так и не удалось раскрыть украинским правоохранителям.  

Реклама

7 картин XVIII- XIX веков на сумму 2,5 млн долларов, 1998

В девяностые годы, которые совсем не зря заслужили статус "лихих", Художественный музей в Чернигове грабили, ни много ни мало, четырежды. Самой масштабной была кража 1998 года — тогда исчезли произведения в общей сложности на сумму в 2,5 миллиона долларов.

Фрагмент репродукции картины Иосифа Крачковского. Из открытых источников

И только счастливая случайность помогла поймать воров и вернуть государству семь бесценных картин. 4 сентября 2001 года сотрудники Черниговского управления по борьбе с организованной преступностью задержали двоих человек, пытавшихся продать некие картины —в момент задержания никто понятия не имел, откуда взялись эти произведения искусства. Но когда убоповцы описали сотрудникам музея найденные полотна, те их сразу признали.

Все произошло, как в приключенческом кино: помещения, которые использовались в качестве хранилища, наутро после кражи оказались не только запертыми – даже печати, с помощью которых опечатывались двери хранилища, оставались на месте. На замках не было обнаружено никаких следов взлома. Разве что на стене хранилища остались висеть семь осиротевших рамок.  

Реклама

Среди похищенных шедевров – полотна Жана-Батиста Греза "Портрет девушки в белом чепчике", (1770—1780), Иосифа Крачковского "Пруд на фабричной окраине" (1882), Михаила Клодта "Опушка леса" (1880-е) и другие.

По мнению силовиков, музейные воры в Чернигове использовали методы спецслужб. Они придумали и воплотили простой, но гениальный план – пробраться днем в помещение, дождаться на чердаке ночи и уже под покровом темноты не торопясь пробить лаз в стене запертого снаружи хранилища и вынести картины. 

"Преступление было организовано на очень высоком уровне. Один из организаторов имел опыт оперативной работы, потому при ограблении группа использовала методы, которые используют спецслужбы", – рассказал "Сегодня" тогдашний начальник областного управления МВД Михаил Манин.  

Организатором преступления стал житель Чернигова, который в середине восьмидесятых был кадровым офицером – возможно, спецслужбы. Второй задержанный оказался не менее замечательной личностью: это был директор фирмы, которая за несколько лет до ограбления делала в музее ремонт по заказу местного управления культуры. Директор досконально знал музей, систему сигнализации, имел доступ ко всей музейной технической документации. Естественно, он мог изучить все лазейки, узнать, где и как действует сигнализация.

Директор, видимо, решил, что с такими знаниями и подготовкой ограбить музей – дело соблазнительное и, как выяснилось, плевое. Но злодеев погубила жадность: в результате один из потенциальных покупателей, с которым воры не смогли сойтись в цене, уведомил правоохранителей. Остальное, как говорится, было делом техники.

7 картин Федора Решетникова, 2006 год

Художник-соцреалист Федор Решетников остался в памяти народной не благодаря портретам Сталина, а картиной "Опять двойка", которая в наши дни обрела второе рождение в качестве основы для множества интернет-мемов. Родился живописец в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области, но впоследствии осел в Москве. Когда в 1956 году лауреат Сталинской премии Решетников узнал, что в родной деревенской школе в Сурско-Литовском организовали музей его имени, живописец передал туда ряд своих полотен. (По другой версии, музей открылся в 1990 году, через два года после смерти художника, который распорядился передать школе ряд своих картин после смерти.)

Реклама

В общем, сейчас эти подробности уже не так и важны, потому что в период с 20 по 31 августа 2006 из музея пропали семь картин Решетникова . По информации журналистов "Газеты по-украински", воры забрали "Военные игры", "Голубой полдень", "Весенний ручей" и четыре натюрморта из двадцати полотен, которые хранились в школе. Точную дату похищения восстановить так и не удалось: школа была закрыта по причине летних каникул, а сама экспозиция даже не охранялась.

Мало того – в замке оконной решетки остался ключ, так кстати забытый кем-то из персонала школы. Грабителям оставалось только разбить окно, открыть ключом решетку и вынести полотна.

"Это, наверное, был кто-то из местных, кто точно знал режим работы музея. Залезли в музей  тогда, когда работники уже разошлись, а охранник еще не пришел. Заведующая музеем чуть не потеряла сознание, когда утром заметила, что картин нет. Она за день лет на двадцать постарела. Она 43 года работала в школе и музее, и до сих пор ничего подобного не случалось", — рассказывала тогдашняя председатель сельсовета Сурсько-Литовского Ольга Терентьева.

После похищения картин в школе установили сигнализацию, но украденного уже не вернуть. Никакой информации о пропавших картинах до сих пор нет.

"Украинский пейзаж" Ильи Репина, 2007

Один из немногих хэппи-эндов в истории музейных краж в Украине – история того, как из тернопольского музея украли "Украинский пейзаж" Ильи Репина стоимостью 2 миллиона долларов.

Реклама

Из-за долгов музей отказался от охраны, а сигнализацию включали только ночью. 6 апреля 2007 года этим и воспользовались двое молодых людей, которые среди дня, выждав момент, когда пожилой служительнице музея стало плохо и все оказывали ей помощь, сняли со стены и вынесли полотно размером 29 на 42 см в массивной раме. К счастью, уже в декабре того же 2007 года правоохранительные органы нашли картину.

Полотно изъяли 25 декабря у одного из подозреваемых в краже – сорокалетнего жителя Киева. Задержанный ранее уже был дважды судим за воровство, что стоило ему десяти лет, проведенных в местах не столь отдаленных. Выяснилось, что картина была украдена, так сказать, экспромтом: у преступников не было никаких связей в преступном мире для того, чтобы продать похищенное полотно. А все потенциальные покупатели, к которым обращались похитители, испытывали сомнения в том, что им принесли на продажу подлинник Репина.

Любопытно, что дирекция музея обнаружила пропажу только через час после похищения.

"Поцелуй Иуды" Караваджо, 2008

Cамое громкое похищение картины в Украины произошло более 10 лет назад – речь идет о полотне "Поцелуй Иуды", которое приписывается авторству Караваджо. Полотно похитили 30 июля 2008 года из Одесского музея западного и восточного искусства.

Сама история похищения, напоминающая лихой детектив, подробно описана в специальном материале сайта "Сегодня" ("Картину Караваджо украл без пяти минут адвокат, а перевозили ночью в тайнике в машине").

Но когда похищенную картину нашли, оказалось, что настоящий детектив только начинается. Дело в том, что до сих пор (а картину нашли через два года после кражи, 25 июля 2010 года) нет единого мнения о том, принадлежит ли это полотно кисти Микеланджело Меризи да Караваджо, или это копия – либо сделанная самим Караваджо, либо кем-то из его учеников или последователей.

"Доказать, что ту или иную картину рисовал именно Караваджо, а не его многочисленные последователи и подражатели, — огромная проблема, — пишет портал antiques-consulting.com. — Мастер оказал огромное влияние на европейское изобразительное искусство ХVІІ века, и художники усердно тиражировали его работы".

Министр МВД в 2010-2011 гг Анатолий Могилев (по центру) с возвращенным шедевром Караваджо. Фото: grammota.com 

Национальная галерея Ирландии настаивает на том, что именно она владеет подлинником, написанным около 1602 года по заказу Кириако Маттеи и обнаруженной в начале девяностых годов ХХ века. (Картина считалась утерянной в XVIII веке, а дублинское полотно все это время ошибочно считалось копией.)

В свою очередь, одесский "Поцелуй Иуды" – копия, написанная итальянским художником Джованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо, то есть в 1620 году. За эту копию ди Атилли получил 12 золотых от Асдрубале Маттеи — родного брата Кириако Маттеи, владельца оригинала. Якобы в бухгалтерских книгах Маттеи есть даже соответствующая запись.

Украинские эксперты также подтвердили, что украденная из одесского музея картина Караваджо – подделка. А вот в самом Одесском музее западного и восточного искусства уверены в обратном. Бывший директор музея Владимир Островский полагал, что это авторская копия.

"Что касается вопроса, оригинал это или копия, то ответ таков: это так называемое повторение — авторская копия картины. Сегодня известны три повторения этого полотна. Самое знаменитое в Дублине, второе, менее известное, было у нас. Третье находится в Германии", — рассказал Островский.

Нынешний директор музея Александр Ройтбурд вполне допускает, что картина может быть подлинной.

"Полотно все еще является вещественным доказательством, но так как находится в очень плохом состоянии, нам удалось добиться того, чтобы его отправили на реставрацию. Сейчас "Поцелуй Иуды" находится в Киевском реставрационном центре. Если бы не статус картины, нам удалось бы передать ее в мастерские Венецианской Академии, где ее могли бы также и аттрибутировать [определить подлинность – Ред.]. Потому что вопросы к авторству остаются, но дать ответ на этот вопрос могут только мировые эксперты. Если вас интересует мое мнение, я не исключаю, что это может быть Караваджо," — рассказал в комментарии сайту "Сегодня" Александр Ройтбурд.

17 картин, украденных из музея в Вероне, 2016

6 мая 2016 года у ничем не примечательного острова Турунчук в дельте Днестра, у села Троицкое, на территории Беляевского района Одесской области, сотрудники Госпогранслужбы и военной прокуратуры обнаружили тайник. А в тайнике были спрятаны бесценные произведения искусства — похищенные осенью прошлого года из итальянского музея "Кастельвеккио" в Вероне полотна Рубенса, Тинторетто, Пизанелло, Мантеньи, Карото и других всемирно признанных художников эпохи Возрождения.

Как писал сайт "Сегодня" в специальном материале ("Как возвращают шедевры: все подробности скандалов с украденными картинами"), оценочная стоимость 17 найденных картин достигает 20 млн евро.

Следствие установило, что в международную преступную группу, которая занималась сбытом краденого, входили граждане Италии и Молдовы. Полотна должны были вывести за границу. Любопытно, что эти картины также разыскивали сотрудники ФСБ России, которые не только прикрывали преступную цепочку, но якобы даже планировали собственную операцию по вывозу груза из Украины. Просто шпионский детектив какой-то. 

"Тайник находился в неприметном углублении в земле, сверху забросанном свежей травой. Предназначался он для непродолжительного, временного хранения — в таких походных условиях держать картины долго не собирались. Полотна были обернуты в ткань и полиэтилен. Мы располагали оперативной информацией о том, что уникальные работы прибыли в Одессу еще в январе, в середине марта их вывезли из города на территорию области, в район приднестровского участка границы. Точно установить, куда именно, было очень трудно — запутывая следы, краденое постоянно перемещали с места на место," — рассказал подробности сайту "Сегодня" первый заместитель главного военного прокурора Владимир Жербицкий.

В причастности к краже итальянская полиция уличила двух братьев, один из которых работал охранником музея в Вероне. Выполняя заказ посредников частного коллекционера из Чеченской республики, они инсценировали разбойное нападение, в чем позже сознались. Кроме этих двоих, в Италии и Молдове задержали около полутора десятка соучастников. Граждан Украины в группе похитителей не было.

Петр Порошенко осматривает найденные полотна. Фото: пресс-служба президента

Как одну из версий событий, заместитель главного военного прокурора рассматривает то, что краденые картины из Италии транзитом проследовали в несколько европейских стран, а затем были нелегально ввезены в Украину через ее западную границу. После переправки в Одесскую область их готовили к нелегальному вывозу в Приднестровье и далее в Чечню, где, по замыслу организаторов, о находке должны были объявить российские спецслужбы. К счастью, благодаря бдительным украинским пограничникам похищенные шедевры удалось вернуть на родину. 

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять