Диджитализация проникла во все сферы жизни и покупки онлайн уже скорее правило, чем исключение.
Почему онлайн?
Во-первых, это – неограниченный выбор.
Вы можете покупать как у частных продавцов, так и в интернет-представительствах традиционных ритейл-магазинов. С появлением таких площадок, как OLX, китайского AliExpress и американского eBay, онлайн-шопинг стал доступным не только в рамках страны, но и по всему миру: 2-3 недели и доставка практически из любого уголка планеты – сегодняшняя реальность. Никаких утомительных многочасовых поездок. Все можно найти, находясь в удобном кресле, изучая ассортимент магазина с любого доступного устройства, будь то смартфон, планшет или ПК.
Во-вторых, в сети – объективно дешевле.
Открытый доступ к ценовым агрегаторам позволяет покупателям быть придирчивыми и скрупулезно выбирать наилучшее предложение. В отличие от магазинов, где в цены "зашивается" аренда, зарплата обслуживающего персонала и прочие расходы, интернет всегда дает возможность сравнивать и принимать взвешенное решение.
Так, в борьбе за покупателя онлайн площадки не только максимально снижают стоимость, но и дополняют заказы подарками и бонусами – нужно же как-то завоевывать лояльность и стимулировать повторные покупки. В такой конкуренции выигрывает однозначно покупатель, но даже дополнительные "плюшки" часто не выдерживают соперничества с рынком частных продавцов.
Особой популярностью среди украинцев пользуется OLX – сервис частных и бизнес-предложений. Здесь их больше 12 млн для любой из сфер жизни.
Говоря обыденным языком, OLX – это самый большой украинский онлайн-базар.
Когда нужно купить/продать максимально выгодно, пользователи отправляются именно сюда. Сегодня, для многих продвинутых серферов в сети, OLX – площадка первого приоритета для поиска товара в интернете.
Именно на OLX подбирают то, что подходит по состоянию (новое или б/у) и в условиях ограниченного бюджета на покупку. На OLX торгуют продавцы со всей страны и, по статистике, 60% сделок на площадке происходят дистанционно. Но даже если товар находится в другом городе – почтовые сервисы позволяют совершить доставку уже на следующий день, что очень удобно. Есть у таких сделок одна неприятная сторона, узкое место, где таится самый большой риск, о чем в материале – далее.
Что останавливает пользователей от покупок в интернете?
Как ни удивительно – ожидание: порой даже сутки для покупателя оказывается долго.
Импульсивность и желание обладать вещью "здесь и сейчас" отправляет украинцев в оффлайн-магазины: дороже, зато быстрее.
Однако больше всего опасений связано с тем, что человек не может осмотреть товар, но вынужден совершать предоплату в интернете. И если сделки в онлайн-ритейле более-менее контролируемы, то дистанционные покупки у частных продавцов — всегда вопрос ответственности и честности взаимодействующих. Сеть пестрит отзывами и фото неудачных заказов: то вещь не по размеру, то качество не соответствует, а то и вовсе получили не то, за что заплатили. Потерянные деньги и время на ожидание еще больше усиливают разочарование. Обычно недобросовестные продавцы моментально стираются с "лица" сети, понятно, что об обмене или возврате товара речь и вовсе не идет. Но и правомерные селлеры рискуют встретить нечестного покупателя. Встречаются те, кто долго или совсем не забирают отправленную посылку в почтовом отделении. Тогда продавец вынужден самостоятельно оплачивать расходы за хранение и обратную доставку так и не проданного товара.
Доверие к покупкам через интернет растет
Мир не стоит на месте и глобальные игроки находят решения, комфортные и безопасные для шопинга в сети. Например, Escrow платежи – популярный сервис, который успешно работает во многих странах земного шара. В Украине впервые данный функционал внедрен на самой большой торговой площадке страны – OLX. В мае 2017 года онлайн-платформа запустила услугу "Безопасная сделка", а после — OLX доставка. Новый механизм позволяет обезопасить пользователей от типичных рисков сделок онлайн. Суть услуги состоит в том, что деньги от покупателя к продавцу попадают только после осмотра и получения товара в почтовом отделении. В процессе задействован один из крупнейших в стране логистический партнер "Нова пошта" и финансовая компания "UAPAY", которая обеспечивает сохранность персональных данных и безопасность карточных платежей.
"Мы рассматривали несколько вариантов минимизации рисков мошенничества при дистанционной торговле и внедрили действительно надежный инструмент личного контроля покупателя за доставкой и оплатой. Считаю, у нас получилось сделать уникальный и действительно надежный сервис, — комментирует Сергей Гапоченко, директор OLX Ukraine & Central Asia. — Теперь покупатель не обязан лично встречаться с продавцом или совершать предоплату, пока самостоятельно не подтвердит качество товара и не отправит подтверждение перечисления денег продавцу".
First drug for free – на старте работы OLX решили сделать доставку бесплатной.
В первые месяцы работы ее подключили четверть миллиона продавцов, отправив около 500 тыс. товаров. Общая стоимость посылок превысила 300 млн грн.
Большая часть покупателей, которые воспользовались бесплатной OLX доставкой, – жители областных и районных центров, а онлайн-продавцы, в основном из городов-миллионников, получили возможность развития бизнеса в регионы.
В прошлом году почти две трети интернет-пользователей страны сделали от 5 до 20 заказов в интернете. Средний товарный чек вырос на 7% по сравнению с 2016-м и теперь составляет 1300 грн (данные аналитической службы OLX Украина).
Больше всего в 2017 году украинцы покупали в сети:
- электронику и мелкую бытовую технику (смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютерные аксессуары, фены, утюги и миксеры);
- одежду;
- косметику и парфюмерию;
- обувь;
- сувениры и аксессуары.
Еще несколько лет назад невозможно было представить, каким легким и доступным станет шопинг в интернете – делать покупки теперь просто даже из-за океана.
Сегодня рядовой украинец вполне способен оценить преимущества и риски той или иной торговой площадки. Поэтому очевидно, что покупать и продавать будут еще больше. Где и на каком ресурсе? Каждый решает сам.