Под крылом самолета: как работают бортпроводницы и бортпроводники в Украине

Представители самой романтичной профессии должны уметь плавать и говорить на английском, могут обезоружить словом, а на пенсию, вопреки стереотипам, уходят как все

Ежегодно 12 июля стюардессы и стюарды всего мира отмечают профессиональный праздник — Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Многие считают эту профессию одной из самых романтичных — небо, красивая форма, модельная внешность и возможность увидеть весь мир. "Сегодня" разузнали, что скрывается за красивыми стереотипами о работе бортпроводников. 

Принято считать, что профессия бортпроводника возникла в Германии в 1928 году, когда на борт самолета специально стали брать человека, в чьи обязанности входило обеспечение сервиса во время полета, — стюарда. Прежде этим занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности полета. Тогда функции бортпроводников выполняли только мужчины. 

Реклама

В 1930-м в США ради рекламы решили привлечь к работе симпатичных молодых девушек. Это стало неплохим маркетинговым ходом различных авиакомпаний, которым, чего греха таить, активно пользуются по сей день. Преимуществом также стало то, что такие стюардессы имели небольшой вес, а это снижало опасность различных технических неполадок, столь частых в то время. Первой стюардессой в истории авиации называют Эллен Черч из штата Айова. Свой первый полет она совершила 15 мая 1930 года, самолет следовал из Сан-Франциско в Шайенн. Девушка на то время только окончила курсы медсестер и, к слову, умела управлять самолетом. Эллен сама предложила свои услуги авиакомпании. Более того, именно Черч поручили набрать первую группу для подготовки будущих стюардесс. Ими стали семь симпатичных медсестер в возрасте до 25 лет и весом не более 52 килограмм.

Стюардесса. С улыбкой ожидает пассажиров на борту. Фото: из архива В. Головань
Стюардесса. С улыбкой ожидает пассажиров на борту. Фото: из архива В. Головань

Отбор: языки и умение плавать

Требования к претендентам на должности бортпроводников в разных авиакомпаниях могут отличаться. Тем не менее основные критерии одинаковы почти у всех, и, как выяснилось, внешность модели с обложки глянцевого журнала не одно из них. Как рассказала нам старший бортпроводник украинской авиакомпании SkyUp Airlines Вера Головань (за плечами девушки 14 лет работы в небе), один из важных критериев отбора — рост, а все требования к внешним данным обусловлены лишь тем, что им приходится работать в ограниченном пространстве самолета, при этом нужно свободно перемещаться по салону и в случае необходимости делать это очень быстро.

Реклама

"Рост должен быть таким, чтобы девушка могла достать до полки над креслами, помочь пассажирам разложить там багаж и закрыть ее. Это примерно от 162 сантиметров", — пояснила Вера.

Что касается парней, их берут ростом от 170 см. Вес же рассчитывается по условной формуле: рост в сантиметрах минус 100 +/-3 кг (для девушек) или +/-5 кг (для парней). Кроме того, бортпроводники, по словам Веры, обязательно должны уметь плавать.

Бортпроводник Егор Григорчук добавляет, что приоритетом при отборе станут приятная внешность, коммуникабельность и стрессоустойчивость. Безусловным преимуществом является знание языков. Чем больше — тем лучше. Украинский, русский и английский хотя бы на разговорном уровне — обязательно. Осваивают азы профессии стюарды и стюардессы на курсах своих авиакомпаний. Они длятся примерно два с половиной месяца, совмещая теоретическую и практическую части. В теории, среди прочего, знакомятся с инструкциями по безопасности, аварийными процедурами, конструкцией самолетов, а после отрабатывают полученные знания на тренажерах.

"Существуют специальные комнаты, которые симулируют полет на настоящем самолете. Там могут дать любое задание, например, потушить пожар в каком-то отсеке самолета", — рассказывает Григорчук, добавляя, что каждый год бортпроводники проходят курсы повышения квалификации. 

Романтика работы: путешествия и звезды

Пожалуй, с бортпроводником какой компании вы бы ни общались, первым и самым приятным плюсом своей работы он назовет возможность бывать в разных странах, встречать необычных людей и порой даже делать селфи со знаменитостями в салоне бизнес-класса. Так, по словам стюардессы Веры Головань, в их компании есть так называемые эстафетные рейсы, когда один экипаж прилетает в определенный пункт назначения, где его сменяет другой. Тогда у бортпроводников появляется возможность погулять по городу и, конечно же, отдохнуть. 

Реклама

Ноги кормят

В числе особенностей своей деятельности представители этой "небесной" профессии называют ранние подъемы и постоянную работу на ногах. Они признаются: за один рейс могут находить несколько десятков километров, при том что длина всего самолета может быть около 70 метров.

"Приходится целый день проводить на ногах, — поделился с нами стюард Егор Григорчук. — Частые ночные перелеты сбивают режим дня".

Тем не менее бортпроводники не только уживаются с этими особенностями, но и в рейсе любой сложности всегда выглядят опрятно, улыбаются и соблюдают определенные требованиями к внешнему виду. К примеру, нам известно, что в некоторых компаниях стюардессы не могут ходить в туфлях, каблук которых ниже пяти сантиметров, а если их макияж или маникюр не соответствует правилам, девушек могут запросто снять с рейса. Некоторые авиалинии даже специально нанимают специалистов, которые консультируют стюардесс в вопросах макияжа.

Егор Григорчук. Бортпроводник во время отдыха в Черногории. Фото: из архива Е. Григорчука
Егор Григорчук. Бортпроводник во время отдыха в Черногории. Фото: из архива Е. Григорчука

Усмирить буяна

Не пугают работников неба и пассажиры-дебоширы на борту. "Оружие" бортпроводников против них — знания и навыки, полученные на курсах авиационной безопасности (там учат общаться с такими людьми и правильно действовать, если человек не идет на контакт) и хладнокровное спокойствие. А в особых ситуациях — ремень.

"Если буйный пассажир начинает распускать руки, мы можем обычным мужским ремнем сделать ограничитель для его рук, то есть использовать ремень как наручники", — рассказывает Вера Головань, но сразу уточняет: такие меры — только на крайний случай.

Сначала бортпроводники ограничиваются тремя типами предупреждений: словесным, письменным и письменным последним. К слову, по наблюдениям Веры, с подвыпившим мужчиной легче договориться, чем с женщиной. Стюардесса вспоминает, как однажды ее диалог с пассажиром подшофе во время полета на Занзибар закончился ударом ногой с его стороны.

"Я тогда работала в другой авиакомпании. Пассажир вообще не реагировал ни на какие замечания. Я подходила к нему несколько раз, забрала у него бутылку виски, а он открыл вторую. Когда я начала говорить, что сейчас сделаю ему письменное предупреждение, он ударил меня ногой", — рассказывает бортпроводница.

В итоге в аэропорту буяна уже ждала полиция, а салон аплодировал Вере и ее коллегам за стойкость. К счастью, такие ситуации — редкость.

Карьера

Работать бортпроводником можно, пока позволяют здоровье и внешние данные, а пенсионный возраст тут такой же, как и у всех украинцев. Вера отмечает, что после "неба" карьера у бортпроводников не заканчивается:

"Сначала ты становишься рядовым бортпроводником, позже — старшим, затем можно стать наставником или инструктором и обучать новоприбывших или других сотрудников".

Вера Головань. Работает старшим бортпроводником. Фото: из архива В. Головань
Вера Головань. Работает старшим бортпроводником. Фото: из архива В. Головань

На борту: зоны и забытые вещи 

Работа бортпроводника начинается задолго до отправки рейса и не заканчивается сразу после того, как последний пассажир ступил на землю. Рабочие обязанности бортпроводника, по словам наших гидов в мир работников неба, можно разделить на три этапа: до вылета, во время полета и после посадки. 

"За один час двадцать минут мы должны прибыть на брифинг в аэропорт. Там мы получаем полетные документы и узнаем все о рейсе. После чего поднимаемся на борт, где каждый из бортпроводников проверяет свою зону ответственности. Мы условно делим самолет по зонам, у каждого она своя, — поясняет Вера Головань. — Мы проверяем наличие и исправность аварийно-спасательных средств, кислородных баллонов, огнетушителей, дымозащитных капюшонов и получаем от кейтеринга бортовое питание". 

После этого бортпроводники встречают пассажиров и помогают им разместить на багажных полках ручную кладь, а перед взлетом показывают, как в случае ЧП воспользоваться кислородными масками и спасательными жилетами. 
Когда самолет взлетел, бортпроводники кормят пассажиров, угощают напитками. И, поверьте, даже эта задача, заметят наблюдательные пассажиры, не из легких: еду перед подачей подогревают в специальной бортовой печи, а сама тележка — весьма увесистая, особенно для хрупких девушек на каблучках. Тем не менее, свою работу бортпроводники очень любят и уже приноровились справляться с любыми задачами.

"После высадки, когда все пассажиры покинули борт, мы проверяем, ничего ли не забыто. Пассажиры часто оставляют мобильные телефоны, фотоаппараты, планшеты, документы", — рассказывает Вера, добавляя, что быстрее всего пассажиры вспоминают о забытых дорогих телефонах или пакетах с покупками из duty free.

Говоря это, стюардесса улыбается, и мы понимаем, что свою работу в небе она не променяет ни на какую другую.

На борту. На связи с пилотами. Фото: из архива В. Головань
На борту. На связи с пилотами. Фото: из архива В. Головань

На работе — медаль "за верность авиации"

Как и у представителей любой профессии, у бортпроводников есть свои выдающиеся личности. Так, советская стюардесса Татьяна Виноградова стала одной из немногих в истории СССР, кого наградили медалью "За верность авиации". Стюардессу называли знаменитой "девушкой с плаката". Виноградова пришла работать в "Аэрофлот" в 18 лет и стала лицом авиакомпании.

Самая возрастная стюардесса — в США

83-летняя сотрудница "Американских Авиалиний" Бетт Нэш признана самой возрастной стюардессой в мире. Женщина работает бортпроводницей уже больше 60 лет, а заполучить работу в небе она мечтала с детства. Впервые Бетт устроилась на должность стюардессы, будучи 21-летней девушкой (еще когда президентом Соединенных Штатов был Дуайт Эйзенхауэр). Бетт очень любят как коллеги, так и пассажиры.

Пожертвовала собой ради пассажиров

Советская стюардесса Надежда Курченко ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват советского пассажирского самолета террористами. Это был первый случай в истории СССР, когда злоумышленникам удалось угнать пассажирский самолет в другую страну, и первый случай, когда при захвате воздушного судна был убит член экипажа. Курченко было 19 лет.

От бортпроводника до премьер-министра 

Йоханна Сигурдардоттир известна как бывший политик и премьер-министр Исландии. До того, как начать политическую карьеру, она некоторое время работала стюардессой на национальных авиалиниях. В большую политику бортпроводница попала благодаря участию в профсоюзном движении. Она первая женщина — премьер-министр в истории своей страны.

Напомним, ранее новости "Сегодня" писали о том, украинские мужчины достигают успеха в "женских" профессиях. В Украине постепенно привыкают, что в сфере красоты могут работать не только дамы.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64938.7

Bitcoin Cash (BCH)

478.53

Binance Coin (BNB)

616.69

Ethereum (ETH)

3170.68

Litecoin (LTC)

84.78

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять