Покупать или производить: нужны ли Украине зарубежные беспилотники

26 декабря 2018, 10:34

Актуально

Война на Донбассе застала Украину врасплох – современных беспилотников на вооружении армии не оказалось. "Птички" не только занимаются разведкой, но и позволяют скорректировать огонь. Вначале с помощью волонтеров, а после и государства, Украина начала закупать дорогостоящие беспилотники за границей. Но уже с 2016 года у страны появились свои собственные "воздушные разведчики".

Реклама

Мы разобрались, нужно ли Украине покупать беспилотники за границей и как развивать национальное производство дронов.

Беспилотники в Украине: без поддержки государства и госзаказов не справиться

В то время как Россия тратила миллионы долларов на разработку беспилотников, в Украине эта сфера практически не существовала. Министерство обороны рассматривало возможность закупать израильские комплексы BirdEye еще в 2008 году. Но на вооружение "птички" так и не попали. 2014 год Украина встретила еще с советскими беспилотниками ("Стриж", "Рейс"). Они запускались исключительно с помощью специальных платформ, а информацию приходилось расшифровывать с фотопленок. На это уходило столько времени, что собранная информация просто устаревала.

За последние четыре года в Украине появилось более десятка разных производителей, кроме того, часть комплексов импортировали (американский RQ-11 Raven, польский FlyEye и т.д).

"Отметим, что в охране государственной границы Госпогранслужба активно использует беспилотные авиационные комплексы Spectator, благодаря которым есть возможность с высокой точностью отслеживать обстановку на местности, обнаруживать и оперативно задерживать лиц, занимающихся противоправной деятельностью на государственной границе как на суше, так и на водных участках. Новейшая техника позволила значительно повысить эффективность при выполнении задач по охране границ государства и линии разграничения в пределах Донецкой и Луганской областей", – заявили в пресс-службе МВД.

Реклама

Обойтись без парка "дронов" нельзя ни в мирное, ни тем более в военное время. "Самолет класса "мини" имеет размах крыла 3 метра, 1,25 м – в длину и до семи килограммов веса", – поясняет глава правления ОАО "Меридиан" им. С.П. Королева Вячеслав Проценко. "Мы справились с задачей производства беспилотников и в первом квартале 2016 поставили пяти бригадам комплексы по три самолета, которые работали на передовой", – отмечает В.О. Проценко. Речь идет о беспилотных комплексах Spectator-M (единственный национальный беспилотник, который производится предприятием концерна Укроборонпром).

Каждый из них состоит из трех самолетов, наземной станции и зарядного устройства. Все это можно переносить в рюкзаках. На практике это выглядит так: трое военных выходят в поле, примерно за 15 минут приводят беспилотный комплекс в действие. Сам самолет запускают либо просто с руки, либо с помощью небольшой катапульты.

В консалтинговой компании DefenseExpress уверены: потенциал украинского производства достаточно высокий. По своим характеристикам лидеры украинского производства самолетов класса "мини тактический" соответствуют израильским аналогам Bird Eye-400 и Bird Eye-600, но при этом они значительно дешевле и имеют больший радиус действия. Однако, без поддержки государства и госзаказов будет сложно поддерживать национальное производство и не терять качество, которое получилось достичь. Разработка, производство, серийный выпуск – все на плечах предприятий. А главный источник доходов – государственные заказы. Без них справиться не удастся.

Украинское VS иностранные аналоги

"Когда мы уже набрались опыта и поняли, что военным нужны конкретные показатели, которые бы сделали Комплекс более эффективным, мы решили провести опытно-конструкторскую работу. Согласовали это решение с Генеральным штабом и провели всю работу за свой счет. В этом году в августе мы ее завершили", – отмечает Вячеслав Проценко.

В тренде
Ничего не нарушил, дел не заводили: Тищенко оправдался за вечеринку в локдаун
Реклама

До конца года модернизированную модель Spectator-M1 проверят на государственных испытаниях. Их проводит комиссия, утвержденная Министерством обороны. Испытания касаются всех аспектов работы комплекса: правильности организации документации (конструкторской, технической, ремонтной), правил взлета и посадки, испытаний температурными циклами, разворачивания-сворачивания комплекса, шумности, заметности и т.д.

Spectator-М1 станет первой моделью украинского беспилотника, который пройдет подобную проверку. Сам "дрон" уже доказал свою работоспособность, выполняя задачи на линии столкновения, при контроле государственной границы, во время испытаний силовых структур. ОАО "Меридиан" им. С.П. Королева также обеспечил обучение и обслуживание беспилотников.

Новая версия беспилотного летательного аппарата Spectator весит до семи килограммов. Он может непрерывно лететь три часа, передает четкие фото и видео на 35 километров, поднимается на высоту до трех тысяч метров, а еще "птичка" оснащена тепловизором и может делать качественные видео даже ночью.

Для понимания сравним характеристики Spectator-M1 с иностранными аналогами. По своей стоимости украинский беспилотник до 20 раз дешевле импортного аналога.

БеспилотникSpectator-M1Bird Eye-400RQ-11 Raven
Скорость120 км/час83 км/час95 км/час
Продолжительность полета3 часа1,2 часа1 час
Дальность передачи видео 35 км10 км10 км
Практический потолок применения 3 км3,4 км

до 5 км

Реклама

Как видно из таблицы, при цене в десятки раз выше и американский, и израильский беспилотники значительно уступают украинскому конкуренту и по скорости, и по продолжительности полета, и по дальности передачи видео. Единственный показатель, который выше у импортных комплексов – практический потолок применения. Проще говоря, это высота, на которой можно использовать "птичку".

Но и для разведывательных целей в зоне военных действий, и для патрулирования границы – трех километров более, чем достаточно.

Всего за несколько лет украинские производители сумели создать беспилотники, которые соответствуют характеристикам лидеров мирового рынка. Для сравнения, Россия в период с 2008 по 2010 год инвестировала в производство беспилотных летальных аппаратов десятки миллионов долларов, но так и не смогла произвести рабочую модель на тот момент. Украинские же компании сумели не просто создать работающие комплексы, которые уже успели проявить себя, а и опередили иностранных конкурентов не только по цене, но и по целому ряду других характеристик. И если развивать собственное производство, вполне возможно, что уже через несколько лет наши "птички" смогут попасть на вооружение и других стран. Правда, для этого национального производителя с помощью госзаказов в первую очередь должно поддержать само государство.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять