Перспективы обсуждения неприкосновенности пяти депутатов прокомментировал для From-uaполитолог Вадим Карасев. "Процесс рассмотрения представлений о снятии неприкосновенности может серьезно изменить не в лучшую сторону отношения между парламентом и НАБУ", – считает эксперт. "До нынешнего времени большинство депутатов поддерживает деятельность НАБУ, как в своих решениях, так и в публичных высказываниях. Бюро получило очень даже приличный бюджет для своей работы, высокие оклады и социальное обеспечение. Также были существенные шансы на принятие закона о праве НАБУ на непосредственный доступ к телефонным разговорам – оперативную "прослушку", – заметил Карасев.
"Но что мы видим сейчас? По большинству представлений следствие велось вообще без НАБУ. А ведь депутаты думали, что они подследственны лишь этому органу? А если их прошлым может заняться любой другой правоохранительный орган, но зачем тогда ублажать НАБУ?
В тех же делах, которые сформировали детективы Бюро, проявляется все больше и больше двусмысленных деталей и процессуальных нарушений. Противоречия возникают уже в способе сбора информации оперативными сотрудниками. Оказывается, они внедрялись в Верховную Раду по всем законам детективного блокбастера – под прикрытием, обвешанные аппаратурой и с пачками меченых долларов и т. д. и т. п. Возможно, эта операция в стиле американских боевиков увлекательно смотрится, но не совсем согласуется с нормами права и необходимыми процессуальными решениями. Депутатов и их помощников почти что принуждали к противоправным действиям, а те всячески отказывались. В деле Розенблата его убеждали в пятнадцати ресторанах Киева совершить некие действия, потом в деле появилась сумка с деньгами, которая тут же куда-то испарилась.
Нардеп Поляков вообще отказался сотрудничать с агентами под прикрытием, в рестораны с ними не ходил, денег не вымогал, но тем не менее детективы и прокуроры обвиняют его в коррупционном деянии. Вряд ли столь шаткие доказательства убедят членов регламентного комитета в необходимости снятия с него неприкосновенности. Несмотря на одновременность внесения представлений, как оказалось, не существует "дела Розенблата и Полякова" – это отдельные истории с отдельным сюжетом и разными обвинениями.
Параллельно с рассмотрением дел пяти депутатов в регламентном комитете – Рада может наконец-то утвердить комиссию по аудиту НАБУ. Вполне естественно, что по горячим следам разбора полетов и процессуальных нарушений, аудиторов попросят дать юридическую оценку действиям детективов в делах против депутатов. В том числе оценить эти действия на соответствие европейским нормам. А Европа, как известно, очень ревностно относится к защите прав подследственных и успела по каждому прецеденту выдать решения суда по правам человека.
Если на комитетских слушаниях всплывут факты нарушений во время оперативных и следственных мероприятий – это может стать основанием для негативного вывода аудита, и тогда осенью в Раде будут уже заслушивать персональное дело директора НАБУ", – прогнозирует политолог.