"Контроль качества дорог у нас практически отсутствует": интервью с представителем FIDIC в Украине

11 ноября 2019, 07:37

Виталий Андроник Виталий Андроник

В Украине узаконена монополия в строительстве, из-за этого контроля качества дорог практически нет, считает Яна Щигурова

Яна Щигурова – официальный представитель FIDIC в Украине. FIDIC – международная федерация инженеров-консультантов, которая более 100 лет регулирует отношения между участниками строительства объектов. Инженеры FIDIC проверяют и качество материалов, и выполнение работ на каждом этапе, контролируют финансирование этапов строительного контракта. Самые большие проекты, построенные на условиях контрактов FIDIС в Украине, – это, например, объекты инфраструктуры Евро-2012, дорожной инфраструктуры за счет международного финансирования.

Реклама

В июле президент Владимир Зеленский подписал указ об улучшении качества дорог.

"Заказчики должны привлекать через конкурсы независимого инженера-консультанта в сфере дорожного строительства (FIDIC) на этапах закупок, проведения работ, гарантийного обслуживания и ремонта автомобильных дорог", – говорится в документе.

Как в Украине контролируется качество дорог и что не так с украинскими инженерами-консультантами, в интервью сайту "Сегодня" рассказала Яна Щигурова.

Яна Щигурова

представитель FIDIC в Украине

Дороги в Украине за последние полтора года действительно улучшились

Реклама

- Как изменилось качество дорог за последние годы, на ваш взгляд?

- За последние полтора года мы видим, что дороги действительно улучшились. Когда мы читаем фейсбучных экспертов: "А дорог как не было, так и нет. Вот бабушка вышла со двора, а дороги нет", то людям надо объяснять, что дороги возле двора – это дороги местного значения. И вопрос должен быть не к "Укравтодору" или Министерству инфраструктуры, а к главе области или мэру. Смотреть на местные дороги и винить Службу дорог нельзя. Там, где государственные дороги, мы видим, сколько строится новых дорог, как делается капремонт. Часто приходится ездить по трассе Киев – Решетиловка – Днепр. До Решетиловки ехать очень комфортно – все лето там шел капитальный ремонт. Поворачиваем, начинается участок бетонной дороги – уже можно хорошо ехать по одной стороне, вторая еще строится. И это десятки километров. Как сказать, что этого нет? Это есть. Киев – Одеса тоже участками уже отремонтирована. Тернополь – Львов, Львов – Чоп, Львовская область – вообще регион номер один по качеству дорог в Украине.

- В Украине существует госпредприятие "Дорожный контроль качества". Какова роль независимых инженеров-консультантов FIDIC?

- Дорконтроль качества должен заниматься мониторингом и инспекционными выездами. У них не прописана функция технического надзора за строительством. Это делают инженеры технического надзора – это могут быть ФОПы, юридические компании, но не государственная структура. Но в 2017-м году вышло положение Укравтодора и получилось, что при выполнении инспекторского контроля и мониторинга Дорконтролькачества заключает прямые договоры с заказчиками и осуществляет технический контроль. Получается, они сами ведут технадзор, и сами себя инспектируют на предмет качественного ведения технадзора.

В Соглашении о закупках ЕС четко прописано, что инженерные услуги должны делаться негосударственными предприятиями и на основе конкурса. И по нашим законам об архитектурной деятельности этим должны заниматься негосударственные компании.

Реклама

- Получается, Дорконтролькачества, по-хорошему, надо ликвидировать?

- Вывести из-под ведомости "Укравтодора" и передать Министерству инфраструктуры. Потому что инспекторская служба нужна. Государство как заказчик должно мониторить ситуацию, эта функция прописана в законе. Единственное, его надо выполнять. Сам закон достойный.

- В июле президент подписал указ об улучшении качества дорог. В частности, в нем упоминается контроль качества дорог по стандартам FIDIC. Этот указ реально может изменить ситуацию, которую вы описали?

- Я думаю, он обязан все изменить. Не все чиновники хотят выполнять этот указ. FIDIC упоминается в скобках, то есть речь идет не о внедрении платформ федерации. Здесь, наверное, указано взять за основу модель системы FIDIC; более того, этой системе доверяют все крупные инвесторы. Международные финансовые организации доверяют именно этой системе – она защищает их деньги, заказчик получает хороший объект, все довольны. Нашему государству тоже надо научиться работать в плюс, а не минус. Этот указ правильный, потому что действующую систему надо менять. У нас большие проблемы с исполнителями, которые должны выполнить указ – у кого-то не хватает знаний, кто-то уже подсел на иголку монополий. И если спросить украинские компании, которые работали по международному контракту как подрядчики, как субподрядчики – все скажут, что по FIDIC работать очень комфортно.

Реклама

Яна Щигурова

представитель FIDIC в Украине

В Украине узаконена монополия в строительстве

- В украинских законах есть определение инженера-консультанта. Как сейчас они работают и на каких объектах?

- Вообще, инженер-консультант – клубное название FIDIC. Я не знаю, что такое инженеры-консультанты в понимании украинских законов. Потому что контракты на консалтинговые услуги заключаются с компанией, которая будет выполнять функции инженера по контракту подряда. Поэтому в закон "об инженере-консультанте" надо вносить поправку – "об инженере контракта". В любой стране мира везде прописан инженер без других толкований, как в Украине, – в контрактах мы прочтем не инженер-консультант, а инженер.

- Проблема только в названии?

- В указе Минрегиона о порядке регистрации саморегулирующих организаций в строительстве есть коррупционная составляющая. В нем прописано, что только одна организация имеет право быть саморегулирующей в строительстве по данной специальности. То есть, по технадзору – только одна, по проектировщикам – только одна. Таким образом, в Украине узаконена монополия в строительстве. Один сертификат инженера-консультанта стоит около 200 тыс. грн. Сертификат позволяет брать 3% от стоимости объекта. И не важно какого – крупного строительства или текущего мелкого ремонта. Процент получают с каждой работы – строительства крупного объекта или покраски. А кому выдается сертификат? Определенному контингенту, тем, кто рядом с чиновниками. Это еще одна махинация, но прописанная с "учетом международной практики". Ни в одной стране нет привязки процента за интеллектуальные услуги от объема строительных работ. А услуги проектировщиков, консалтинговые – это интеллектуальные услуги. Если мы возьмем законы других стран, то нигде не прописана монополия на взносы. В любой стране мира существуют профессиональные и общественные организации, и есть право выбора – кому создавать эти организации, кому объединяться и на каких условиях. У нас в строительстве выбора нет – человек обязан стать членом Гильдии, заплатить членские взносы, и только тогда может попробовать пройти аттестацию. Согласно существующим нормативам, для получения аккредитации по профессии инженер-консультант фактически два сертификата гильдии меняются на один, то есть надо стать членом три раза, и оплатить также три раза. Круг лиц очень ограничен. Когда существует монополия, она имеет большую коррупционную составляющую и, конечно, ни о какой конкуренции качество/цена даже речи не идет.

- То есть, с одной стороны есть Гильдия инженеров, а с другой – Ассоциация инженеров-консультантов Украины, которую возглавляете вы…

- Мы являемся полным членом FIDIC. Мы выполняем то, что прописано в FIDIC, – это развитие инжиниринг-консалтингового бизнеса, профессии инженера–представителя консалтингового бизнеса по системе международной практики. К нам спокойно могут приезжать иностранцы, мы можем ехать за границу. А что дает сегодняшний сертификат инженера технадзора, полученный в Гильдии? Работать за границей по своей квалификации сертификат не дает права. Надо проходить переквалификацию. Когда в Украину приезжают иностранные компании на строительство новых объектов или реконструкцию старых, они должны получить бумажку в Гильдии. У них большие возражения на этот счет. Они готовы строить современные объекты, но по европейским стандартам.

Яна Щигурова

представитель FIDIC в Украине

У нас контроль качества дорог практически отсутствует

- Вы подписывали меморандум о сотрудничестве с Укравтодором. Этот документ что-то значит на практике?

- Первый меморандум мы подписали с Мининфраструктуры и Укравтодором в 2016 году. Это был очень интересный и позитивный период для строительной отрасли, в том числе и дорожной. Сейчас у нас наконец-то строятся бетонные дороги. Но начало было положено в 2015-2016 гг. Потом прошла смена власти – новый премьер, соответственно новый Кабмин. И желания остались только на бумаге. И вот недавно, в августе-сентябре, этот вопрос начал активно рассматриваться и внедряться. Летом вышел указ президента. С нами захотели сотрудничать, начали рассматривать типовые проформы, изучать все изнутри. Появляется еще один меморандум между нами, Укравтодором и Дорконтролькачества. Сейчас госпредприятие возглавляет руководитель другого формата – желание у большего количества специалистов работать по-новому уже есть. Более того, Дорконтролькачества приобрело много хорошего современного оборудования для контроля. Я была в 2016 году в их лаборатории – там было сломанное старое оборудование, им никто не занимался. За это лето новое руководство госпредприятия купило много современного оборудования.

- Возможно, у вас есть статистика, какие ошибки чаще всего допускаются во время строительства дорог подрядчиками, и какие были выявлены во время контроля.

- Самая главная проблема у нас – строительные материалы, особенно битум. Ну, и в принципе контроля качества так и нет.

- У вас был совместный выезд с Дорконтролькачества на одну из дорог. Каковы результаты этого выезда?

- Проводить точечные выезды на объект рад-два в месяц – мало. Надо менять саму систему контроля, потому что инженер по FIDIC находится на стройплощадке с утра до вечера. Он проверяет качество строительных материалов и при отгрузке с завода, и когда они привозятся, и когда они укладываются – идет серьезный контроль по качеству стройматериалов и технологи производства. У нас этого не делается. У нас контроль качества дорог практически отсутствует. Система контроля, которая было в Советском Союзе, очень созвучна с FIDIC.

- На каких еще объектах бывали вы или инженеры FIDIC?

- Мы являемся техническим контролером Счетной палаты Украины. Нас приглашали на проверку объектов Фонда регионального развития. Там было четыре дороги социального значения... Наши эксперты работали в составе проверки Счетной палаты. Я не знаю, что сертифицированным инженерам преподают на курсах… Когда мы приехали в Сумы на строящийся стадион, оказалось, что по документации это объект СС1. Что такое объект СС1 – это МАФ, гараж. Современный дачный домик – это уже не СС1. То что они сделали, небезопасно. Почему-то сертифицированный проектировщик определил, что стадион это – СС1. Соответственно, не делалась техническая экспертиза, применялись совершенно другие нормативы, хотя это объект СС3. Мы зафиксировали этот факт, по идее надо остановить стройку. Я не знаю, как правоохранительные органы разбираются с этим, но это было резонансное дело.

Еще один объект – путепровод в Херсоне. Документация на объект вообще отсутствует – нам показали три незаконченных проекта. Бетон заливался зимой в минусовую температуру, журнал работ подрядчик не вел, выявили 100% субподряд. А открыли тендерную документацию – 39% субподряда. Субподрядчик что-то себе записывает, и у всех сертификаты, все модные компании. Смотрим, кто ведет технадзор – тоже модная, ведущая компания. Их вообще нет. Вот к чему приводит монополия: во-первых – грамотный специалист не попадет на объект, во-вторых – это опасно. Ведущие мостовики посмотрели объект, те фрагменты документации, которые удалось получить с боем и от заказчика, и от подрядчика – там явно есть проектная ошибка. Вы спрашиваете, в чем проблема в качестве контроля – его просто нет. Поэтому очень актуальным я считаю Указ президента Украины 529 от 29 июля 2019 года. Надо изменить систему качества в строительстве на всех стадиях, и, наконец, начать применять принципы и типовые формы FIDIC на деле. Это требование времени.

Напомним, ранее новости "Сегодня" рассказывали, что Украина может строить дороги из золошлаков, которые остаются после генерации электроэнергии.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять