Украина уже не один десяток лет заслуженно считается одной из немногих стран мира, способных выпускать современную авиационную технику. Самолёты, разработанные конструкторским бюро Антонова и произведенные на авиазаводах Киева и Харькова, славились своей надёжностью и порой на голову превосходили по своим характеристикам лучшие мировые образцы. Достаточно вспомнить поднявшийся в небо ещё в 1947 году и летающий поныне Ан-2, а также до сих пор непревзойдённый по грузоподъёмности Ан-225 "Мрия". Интерес к украинской авиации проявляют и за рубежом. А это означает, что если развивать самалетостроение, государство имеет шансы не только укрепить свой международный имидж, но и пополнить госказну, решить вопрос с рабочими местами. И что не менее важно – помочь армии. Ведь ситуация последних лет показала, что наши силовые ведомства крайне нуждаются в таких неприхотливых машинах.
Над Эверестом и в тропической жаре
Раньше Украина могла закупать вертолеты в России, но, учитывая двухсторонние отношения между странами, на закупках поставили крест. Покупать в Европе? Не вариант — дорого. Альтернатива – модернизация отечественных Ми-8.
- Создание украинского вертолета с нуля сегодня — нерентабельно. Поэтому еще несколько лет назад на "Мотор Сич" приняли стратегию по модернизации, чтобы дать второе дыхание воздушным суднам. Нас поддержало Министерство обороны. Начали привлекать к сотрудничеству оборонные заводы, — рассказывает член совета директоров, директор по корпоративным правам и инвестиционным проектам АО "Мотор Сич" Владимир Семенов. Одним из таких заводов стал 410-й завод Гражданской авиации. За два года предприятие полностью освоило ремонт вертолета Ми-8.
- Ремоторизированная машина ни в чём не уступает, и даже превосходит российские аналоги, – отмечает Семенов.
Модернизированные на 410-м заводе Гражданской авиации вертолеты за счет установки нового двигателя (разработки АО "Мотор Сич") уже поставили 9 мировых рекордов. В том числе – абсолютный мировой рекорд по максимальной высоте горизонтального полета – 9150 м. Для сравнения, Эверестниже на 300 м.
К тому же, вертолёты, которые выходят после модернизации Ми-8МСБ, по тактико-техническим характеристикам, превосходят аналоги – российские Ми-17. В том числе по таким характеристикам, как высота аэродрома и температура эксплуатации.
- Такие вертолеты могут эксплуатироваться при +50С и на аэродромах 4300 м над уровнем моря. Ни один другой вертолет в мире в таких условиях не взлетит. Не случайно вертолётом интересуются представители стран с жарким климатом и высокогорными районами, такие как Бангладеш, Индия, Перу", — перечисляет преимущества обновленного вертолета зам гендиректора – директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности "Завод 410 ГА" Евгений Титлянов.
Модернизированный Ми-8: к бою готов
Интерес к модернизированному Ми-8 проявляют не только за рубежом. В такой боевой машине заинтересованы и украинские военные, силовики. ТТХ – отличные и цена приемлемая.
- Мы уже эксплуатируем модернизированные Ми-8МСБ. Подчиненные летали на них. Довольны. Не понаслышке знаем эту машину, она хорошо себя зарекомендовала, — говорит начальник управления авиации ГУ Национальной гвардии Украины Виктор Слипченко.
Ресурс службы такого вертолёта продлевается более чем на 10 лет. В условиях бюджетных ограничений это — единственный способ восстановить отечественные воздушные силы.
- Однозначно это даст возможность пережить тяжелые времена. А в ближайшие годы, надеемся, это даст толчок и государство все же сможет приложить максимум усилий для того, чтобы появились и новые образцы своих машин, —- говорит начальник управления авиации ГУ Национальной гвардии Украины Виктор Слипченко.
Большие надежды на увеличение количества модернизированных вертолетов возлагают в армии.
- У нас стоят на вооружении старые Ми-8Т. Устаревший двигатель ТВ2-117 неэффективен по экономическим параметрам и мощности. Очень нужны новые машины, которые будут потреблять меньше топлива. Хороший двигатель в боевой ситуации может спасти жизни, когда необходимо совершать точные, выверенные манёвры, вовремя подняться и быстро набрать высоту. В модернизированном варианте жизнь вертолета продолжается, в этой машине повышается мощность, боевые возможности, – обьясняет заместитель командира по инженерно- авиационной службе 15-й транспортной бригады ВСУ Алексей Братусь.
По его словам, армия заинтересована в ремонте и ремоторизации вертолётов Ми-8.
- Для нашего авиапрома – это несколько шагов вперед. Это то, в чем очень сильно нуждается страна и что обязательно даст позитивный сигнал для развития отечественного авиапрома, – подчеркивает военный.
В ГП "Завод 410 ГА" утверждают, что готовы принимать заказы.
Европейское будущее украинского авиапрома
Также в планах – наладить установку тех же двигателей, что и в вертолётах-рекордсменах на легендарные Ан-26. По экономичности, шумности, выбросам вредных веществ эти двигатели соответствуют европейским нормам, а значит ремоторизированные самолёты смогут свободно перемещаться по международным линиям. А ещё в ноябре 2015 года завод получил сертификат Министрества Венгрии, которая является членом НАТО. Это даёт возможность интегрироваться в общеевропейскую программу по поддержанию годности лётной авиации марки АН, а в будущем – и самолётов производства Airbus и Boeing.
Эксперты отмечают: именно авиаремонтная отрасль может стать локомотивом евроатлантической интеграции украинского авиапрома. Модернизированные Ан-26 останутся на европейском рынке. А значит, Украине будет легче продвигать и новые модели, такие как Ан-132. По словам эксперта по вопросам экономики и промполитике, экс-замминистра Министерства экономического развития и торговли Александра Пинского, украинскому авиапрому под силу создание радионавигационного оборудования, систем опасного сближения в воздухе, радиосвязного оборудования, которые соответствуют стандартам Североатлантического альянса.
- На самом деле, сейчас уникальное время. Унас появились все шансы двигаться вперед в авиапроизводстве. Ведь раньше авиаотрасль была сосредоточена в России. Теперь мы получили шанс продемонстрировать свои возможности и показать, что умеем. К примеру, по авиастроению – в Украине одна из лучших школ в мире. Поэтому модернизация самолетов Ан-26 и вертолетов Ми-8 на 410-ом заводе ГА – шаг в правильном направлении. Но для успеха этого проекта нужны шаги, направленые на его продвижение на государственном уровне. А этот вопрос уже в политической плоскости, – уверен эксперт.
Как видим, украинский авиапром может сослужить хорошую службу и отечественной обороне, и укреплению экономики, и повышению международного имиджа. Главное – правильно распорядится имеющимся потенциалом и чтобы это понимали в высших властных кабинетах страны. Алгоритм простой: предприятия нуждаются в государственных оборонных заказах, и государство способно их дать.